Судья Алтайского краевого суда Новикова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица Арсеньева А. В. на решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 14 ноября 2017 года по жалобе должностного лица Арсеньева А. В. на постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Юдиной Т. И. от 11 августа 2017 года ***, которым
должностное лицо Арсеньев А. В, ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженец "адрес" "адрес", проживающий по адресу: "адрес", работающий начальником планово-экономического отдела Федерального казенного учреждения "Управление федеральных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства" филиала "Алтайупрдор" в г. Горно-Алтайске,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ ***, составленному государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАН НОТБ СФО Ространснадзора) Юдиной Т.И, в нарушение пп. 16 п. 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 года N 924, начальник планово-экономического отдела Федерального казенного учреждения "Управление федеральных дорог "Алтай" Федерального дорожного агентства" филиала "Алтайупрдор" в г. Горно-Алтайске (далее - ФКУ УПРДОР "Алтай" филиал "Алтайупрдор" в г. Горно-Алтайске) Арсеньев А.В, являясь ответственным за обеспечение транспортной безопасности, не обеспечил проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры 3 категории (реестровые ***). Бездействие должностного лица Арсеньева А.В. квалифицировано по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной в районный суд, Арсеньев А.В. просил постановление отменить, производство по делу прекратить, поскольку учредителем ФКУ УПРДОР "Алтай" является Федеральное дорожное агентство, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетных смет, однако после вступления в силу требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 года N 924, денежные средства, необходимые на проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, не были выделены. Кроме того, Арсеньев А.В. не является субъектом правонарушения, поскольку не располагает полномочиями, указанными в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ.
Решением судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 14 ноября 2017 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба Арсеньева А.В. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, Арсеньев А.В. просит признать незаконными и отменить постановление должностного лица и решение судьи, производство по делу прекратить. В обоснование требований ссылается на доводы, изложенные в жалобе при обращении в районный суд, настаивая на том, что учреждение не имеет собственных средств на проведение работ по оценке уязвимости транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в связи с чем ФКУ УПРДОР "Алтай" не имело возможности выполнять работы по причине отсутствия финансирования. Кроме того, государственным инспектором и судьей не проверялось, в чем выражена неосторожность Арсеньева А.В, который по своим должностным обязанностям в сегменте транспортной безопасности не может быть отнесен к должностным лицам, поскольку не обладает организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями.
Изучив доводы жалобы, выслушав Арсеньева А.В, настаивавшего на удовлетворении жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены вынесенных по делу постановления и решения в связи со следующим.
Согласно п.п. 4, 6, 9 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ) обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; под оценкой уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу ч. 2 ст. 5 указанного Федерального закона оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Согласно пп. 16 п. 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 года N 924 (далее - Требования N 924), субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, обеспечивать проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений.
Требования N 924 вступили в силу с 01 октября 2016 года.
В силу ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от 14 июня 2017 года ***-р проведена плановая выездная проверка в отношении ФКУ УПРДОР "Алтай" филиал "Алтайупрдор" в г. Горно-Алтайске. Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГ *** ФКУ УПРДОР "Алтай" филиал "Алтайупрдор" в г. Горно-Алтайске является субъектом транспортной инфраструктуры, осуществляет функции оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения. В оперативном управлении находится 14 объектов транспортной инфраструктуры 2-4 категории, расположенных на территории Республики Алтай. В нарушение пп. 16 п. 6 Требований N 924 дополнительная оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры 3-4 категории не проведена, что не обеспечило утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений.
Приказом ФКУ УПРДОР "Алтай" *** от 29 сентября 2011 года начальником планово-экономического отдела, ответственным за обеспечение транспортной безопасности по ФКУ УПРДОР "Алтай", назначен Арсеньев А.В. В соответствии с должностной инструкцией Арсеньев А.В. занимается вопросами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, участвует в организации проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства, рассматривает и представляет в установленном порядке к утверждению Росавтодором результаты оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства, осуществляет контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами обеспечения транспортной безопасности.
Доводы жалобы Арсеньева А.В. об отсутствии в вины в совершении административного правонарушения являлись предметом рассмотрения в районном суде.
Судьей районного суда достоверно установлено, что в соответствии с п. 1.2 Устава ФКУ Упрдор "Алтай" учреждение является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Федеральное дорожное агентство (п. 1.3 Устава). Финансовое обеспечение ФКУ Упрдор "Алтай" осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетных смет (п. 5.1 Устава).
Судьей также учтено, что на запрос Федерального дорожного агентства от 01 ноября 2016 года о предоставлении расчетов стоимости на проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры I, II, III категорий Арсеньевым А.В. подготовлен ответ от ДД.ММ.ГГ ***. Письмом от ДД.ММ.ГГ Федеральное дорожное агентство информировало подведомственные учреждения о том, что в условиях ограниченного бюджетного финансирования выполнение работ по проведению дополнительной оценки уязвимости в первоочередном порядке проводится на объектах транспортной инфраструктуры 1, 2 категорий, а также на объектах транспортной инфраструктуры, задействованных при проведении Кубка Конфедерации FIFA 2017 и Чемпионата мира по футболу FIFA 2018. ДД.ММ.ГГ Федеральным дорожным агентством дан ответ аналогичного содержания на обращение ФКУ Упрдор "Алтай" от ДД.ММ.ГГ.
Вместе с тем, судья районного суда пришел к выводу о том, что отсутствие финансирования не освобождает должностное лицо от административной ответственности за неисполнение требований закона.
С таким выводом согласиться нельзя.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При указанных выше установленных судьей на основании материалов дела (Устава, переписки ФКУ Упрдор "Алтай" с учредителем) обстоятельств нельзя согласиться с выводом о наличии вины Арсеньева А.В. в совершении административного правонарушения. Арсеньевым А.В. были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований по обеспечению транспортной безопасности - подготовлены документы, обосновывающие выделение конкретных бюджетных средств, необходимые для разработки новой документации на объекты транспортной инфраструктуры, поскольку данные работы должны проводиться только специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности на основе публичного договора в силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 16-ФЗ, однако отсутствие финансирования не позволило обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры 3 категории. Должностным лицом административного органа и судьей не указано какие действия должен был еще совершить Арсеньев А.В. помимо формирования сведений о необходимости выделения финансирования из федерального бюджета. Материалы дела также не содержат доказательств, свидетельствующих о допущенном бездействии при наличии необходимого финансирования.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Поскольку по делу установлено отсутствие вины должностного лица Арсеньева А.В, решение судьи и постановление должностного лица подлежат отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 14 ноября 2017 года и постановление государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Юдиной Т. И. от 11 августа 2017 года ***, вынесенные в отношении должностного лица Арсеньева А. В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Н.В. Новикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.