Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И,
судей Еремина В.А, Решетниковой И.Ф,
при секретаре Поздняковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы истца Антрощенко А.И, Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 17 ноября 2017 года по делу
по иску Атрощенко А.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края об оспаривании решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Секериной О.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Антрощенко А.И. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.Барнауле Алтайского края об оспаривании решения, возложении обязанности по досрочному назначению страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указал, что 13.07.2016 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением ГУ УПФ РФ по г.Барнаулу Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** ДД.ММ.ГГ Антрощенко А.И. в назначении такой пенсии отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа.
При этом в специальный стаж не были включены периоды работы с 17.12.1990 по 01.04.1993 в качестве монтера пути Барнаульской дистанции пути Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дороги, поскольку документально не подтверждена занятость на текущем содержании и ремонте пути на магистральных железных дорогах с интенсивным движением поездов; кроме того, в первичных документах наименование профессии указано в сокращении. Также не включены периоды работы с 14.04.2003 по 30.09.2003, 02.10.2003 по 30.12.2008, 07.01.2009 по 26.06.2014, 28.06.2014 по 31.12.2014 в качестве монтера пути Барнаульской дистанции, так как не подтверждена занятость на участках магистральных дорог с интенсивным движением поездов. Кроме того, не указан и не зачтен в стаж работы по п.п.10 п.1 ст.30 ФЗ период обучения в СПТУ-40 по специальности водитель троллейбуса с 23.09.1985 по 15.04.1986.
Считает такой отказ в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, поскольку спорные периоды подлежат включению в его специальный стаж, который с учетом данных периодов составляет 21 год 11 месяцев 25 дней.
Право на досрочную страховую пенсию возникло у истца 01.08.2016, по наступлении возраста 55 лет, следовательно, пенсия ему должна быть назначена с указанной даты.
При изложенных обстоятельствах истец просил суд признать незаконным решение УПФ РФ в г.Барнауле Алтайского края *** ДД.ММ.ГГ от ДД.ММ.ГГ, отменить его; обязать УПФ РФ в г.Барнауле Алтайского края зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное получение страховой пенсии по старости указанные периоды; назначить досрочную страховую пенсию с 01.08.2016.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 17 ноября 2016 года исковые требования Антрощенко А.И. удовлетворены частично.
Судом постановлено возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской федерации в г. Барнауле Алтайского края обязанность включить Атрощенко А.И. в специальный стаж период обучения с 23.09.1985 по 15.04.1986 в СПТУ N40 г.Барнаула, период работы с 17.12.1990 по 01.04.1993 в качестве монтера пути Барнаульской дистанции пути Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дороги.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской федерации в г. Барнауле Алтайского края в пользу Атрощенко А.И. судебные расходы в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе истец просит решение отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на необоснованный вывод суда о недоказанности истцом полной занятости в специальных условиях труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии. К такому выводу суд пришел на основании показаний свидетеля Н.Ю.В. В тоже время, к показаниям данного свидетеля следует отнестись критически, так как она является заинтересованным лицом, лично подавала сведения в орган пенсионного обеспечения, исполняла указанные обязанности ненадлежащим образом. Кроме того, Н.Ю.В. первоначально выдавалась справка, подтверждающая особый характер работы истца. Из содержания справки от 17.08.2017, выданной Барнаульской дистанцией пути, следует, что с 01.01.2015 в связи с организационными и структурными изменениями в дистанции пути, линейный участок, на котором работает Антрощенко А.И, стал относиться к участку магистральных железных дорог с интенсивным движением. Указанная справка подтверждает полную занятость истца на участке железной дороги с интенсивным движением. Истец не осуществлял трудовую деятельность на участке Южный-Алейская, который не относится к участку с интенсивным движением поездов. Справкой N 330, выданной Барнаульской дистанцией в сентябре 2017 года установлено, что 14 пост 2-го линейного участка находится в южной горловине станции Барнаул и обслуживает пути перегона Барнаул-Южный, который с 1994 по 2014 годы является участком интенсивного движения поездов. Иными имеющимися в материалах дела доказательствами также подтверждаются обстоятельства работы истца в спорные периоды на участке дорог с интенсивным движением поездов. Допрошенные в судебном заседании свидетели подтвердили обстоятельства работы истца в особых условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии. Отсутствие в выписке из лицевого счета сведений о льготном характере работы при изложенных обстоятельствах не может служить основанием для лишения истца право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить в части включения в специальный стаж истца периода его обучения в ПТУ N 40, поскольку возможность зачета такого периода распространяется на работников текстильной промышленности. Ранее действовавшее пенсионное законодательство не наделяло водителей регулярных пассажирских перевозок правом на досрочное назначение пенсии.
В судебном заседании Антрощенко А.И. поддержал доводы поданной им жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Антрощенко А.И. обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Однако решением УПФ РФ в г.Барнауле Антрощенко А.И. в назначении такой пенсии отказано.
При этом в специальный стаж не включены периоды работы с 17.12.1990 по 01.04.1993 в качестве монтера пути Барнаульской дистанции пути Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дороги, поскольку документально не подтверждена занятость на текущем содержании и ремонте пути на магистральных железных дорогах с интенсивным движением поездов; кроме того, в первичных документах наименование профессии указано в сокращении. Также не включены периоды работы с 14.04.2003 по 30.09.2003, 02.10.2003 по 30.12.2008, 07.01.2009 по 26.06.2014, 28.06.2014 по 31.12.2014 в качестве монтера пути Барнаульской дистанции, так как не подтверждена занятость на участках магистральных дорог с интенсивным движением поездов. Кроме того, не указан и не зачтен в стаж работы по п.п.10 п.1 ст.30 ФЗ период обучения в СПТУ-40 по специальности водитель троллейбуса с 23.09.1985 по 15.04.1986.
По представленным документам страховой стаж Атрощенко А.И. составляет 28 лет 5 месяцев 4 дня, специальный стаж по п.п.5 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" составляет 1 год 2 месяца 17 дней, специальный стаж по п.п.10 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом суммирования с работами в соответствии с п.п.5 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" составляет 5 лет 9 месяцев 18 дней, специальный стаж по Списку N2 не установлен.
Полагая такое решение незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска в части включения периодов работы с 14.04.2003 по 30.09.2003, 02.10.2003 по 30.12.2008, 07.01.2009 по 26.06.2014, 28.06.2014 по 31.12.2014 в качестве монтера пути Барнаульской дистанции, суд исходил из того, что истцом не представлено доказательств осуществления трудовой деятельности в спорные периоды на железных дорогах с интенсивным движением поездов полный рабочий день.
Поскольку у истца отсутствует необходимый стаж, наделяющий его правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суд первой инстанции оставил требования о возложении на ответчика обязанности по назначению такой пенсии без удовлетворения.
Судебная коллегия с выводом суда в указанной части соглашается.
На основании п.п.5 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Пунктом 2 названной нормы установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 4 названной правовой нормы предусматривает, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Подпунктом "г" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом "д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Названным Списком предусмотрено, что правом на досрочное назначение пенсии обладают монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.
На основании п.п 4,5 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При применении настоящих Правил к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В соответствии со ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
В соответствии с п. 5 Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 (ред. от 01.10.1999) "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (вместе с разъяснением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 5) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.10.1996 N 1181) право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени. В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Таким образом, периоды работы истца в должности монтера пути, подлежат включению в специальный стаж при условии осуществления в эти периоды трудовых обязанностей на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов. При этом должна быть подтверждена полная занятость на таких участках.
Отсутствие хотя бы одного из приведенных условий лишает лицо права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Как следует из содержания трудовой книжки истца, последний 14.04.2003 принят в Барнаульскую дистанцию пути Федеральное государственное унитарное предприятие Западно - Сибирской ж.д. на 4 околоток монтером пути 2 разряда.
01.10.2003 в связи с приватизацией имущества ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога" МПС России путем внесения в Уставной капитал ОАО "Российский железные дороги" трудовые отношения продолжаются в структурном подразделении Барнаульская дистанция пути структурного подразделения Алтайское отделение Западно-Сибирской железной дороги филиала ОАО "Российские железные дороги". 17.02.2004 присвоен 3 разряд монтера пути. 01.04.2007 в связи с введением корпоративной системы оплаты труда установлен 3 разряд монтера пути. 09.01.2008 присвоен 5 разряд монтера пути цеха. 01.08.2008 переведен монтером пути 5 разряда в Линейный участок N12 ст.Барнаул. 04.05.2009 присвоен 3 разряд монтера пути в том же цехе в связи с изменением штатного расписания. 01.03.2011 на основании приказа президента ОАО "РЖД" от 21.10.2010 N107 "О структурных преобразованиях в составе Западно- Сибирской железной дороги" приказа начальника Западно- Сибирской железной дороги филиала ОАО "РЖД" от 27.10.2010 "О структурных преобразованиях в составе Западно - Сибирской железной дороги" переведен монтером пути 3-го разряда Барнаульской дистанции пути - структурного подразделения Западно - Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Западно - Сибирской железной дороги филиала ОАО "РЖД".
01.10.2012 на основании приказа президента ОАО "РЖД" от 02.05.2012 N36 "О создании структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры" переведен монтер пути 3-го разряда Барнаульской Дистанции пути - структурного подразделения Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД".
Согласно справке филиала ОАО "РЖД" Центральной дирекции инфраструктуры Барнаульская дистанция пути от 11.04.2017, монтер пути Атрощенко А.И, согласно штатного расписания работает на ст.Барнаул 14 пост с 14.04.2003. Грузонапряженность по станции Барнаул, район 14 поста составляет по направлениям Барнаул - Топчиха по 1 пути 9,2: по 2 пути 4,3, по направлению Барнаул- Кулунда по 1 гп пути -10,3, по направлению Барнаул- Южный по 1 пути 22,6, по направлению Барнаул-Южный 2 гл пути-18,3. Обслуживает 47 стрелочных переводов в южной горловине станции Барнаул (14 пост). Пропущенный тоннаж составляет 281 млн.ткм брутто/ км в год.
Из содержания справки от 16.05.2017 N67 выданной этим же филиалом, следует, что монтер пути Атрощенко А.И. согласно штатного расписания работает на ст.Барнаул 14 пост с 14.04.2003 по настоящее время. Границы линейных участков в которые входил 14 пост ст.Барнаул изменялись по следующей схеме:
- с 2003 по 2013 14 пост ст.Барнаул входил в границы второго линейного участка 1 главный путь с 331 км по 340 км; главный путь с 338 км. по 342 км; 1-2 главный путь с 228 км. по 233 км.; 3-4 обводные пути с 228 км. по 230 км; ст.Барнаул 5,9,14,16 пути, о.п.Южный.
- с 2013 по 2015 14 пост ст.Барнаул входил в границы третьего линейного участка 1 главный путь с 337 км. по 340 км; 7 главный путь с 340 км. по 342 км.; 1-2 главный путь с 227 км. по 232 км.; 3-4 обводные пути с 228 км. по 230 км.; ст.Барнаул 5,9,14,16 пути, о.п. Южный.
- с 2015 по сегодняшний день 14 пост ст.Барнаул входит в границы второго линейного участка 7 главный путь с 341 км по 342 км; 1-2 главный путь с 228 км. по 233 км.; 3-4 обводные пути с 228 км. по 230 км.; ст.Барнаул.
Из ответа на судебный запрос Западно - Сибирской дирекции Управления движением от 15.11.2017 следует, что согласно распоряжению ОАО "РЖД" от 09.03.2015 N312р "Об утверждении групп (классов) по оплате труда и показателей, характеризующих работу структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД", а также примерного перечня работ для отнесения производственных участков структурных подразделений филиалов ОАО "РЖД", к группам по оплате труда" и приказов Западно-Сибирской дирекции управления движением "О группах (классах) по оплате труда руководителей и отдельных специалистов Западно-Сибирской дирекции управления движением" станция Барнаул в период с 2011 по 2014 относилась к внеклассной станции.
Интенсивность движения поездов определяется только для железнодорожных участков.
Участок - это часть направления между техническими станциями. Участок делится на перегоны промежуточными станциями и раздельными пунктами, имеющими путевое развитие.
Из содержания справки филиала ОАО "РЖД" Центральной дирекции инфраструктуры Барнаульской дистанции пути от 06.09.2017 N112 следует, что истец с 14.04.2003 по 31.07.2008 работал на 4 линейном участке обслуживал 2 пути участка Барнаул - Южный. С 01.08.2008 года по настоящее время истец на 12 линейном участке, обслуживал участок Барнаул - Южный - Алейская.
В соответствии Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ раздел II пункт 10:
-интенсивное движение поездов - размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 50 пар и однопутных более 24 пар в сутки;
-особо интенсивное движение поездов - количество движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме)по графику на двухпутных участках более 10 пар и однопутных - более 48 пар в сутки.
В ответе на судебный запрос от 26.10.2017 представлена информация, из которой следует, что участки Алтайская - Барнаул - Южный, Барнаул - Южный, Барнаул - Южный - Алейская не являются одним участком.
Границами участка Барнаул-Южный являются входные светофоры станций Барнаул и Южный.
Границами участка Барнаул-Южный-Алейская являются входные светофоры станций Барнаул и Алейская.
Интенсивность движения поездов, согласно размерам движения грузовых и пассажирских поездов магистральных участков Западно- Сибирской железной дороги для участков Алтайская-Барнаул, Барнаул-Южный, Южный-Алейская разная.
Интенсивность движения по отдельным участкам составляет: Алтайская-Барнаул в период с 1990 по 1993 особо интенсивное движение, в период с 1994 по 2014 интенсивное движение. Барнаул-Южный в период с 1990 по 1993 интенсивное движение, в период с 1994 по 2014 не относится к интенсивному движению. Южный-Алейская в период 2008 по настоящее время не относится к интенсивному движению.
Допрошенная в судебном заседании свидетель Н.Ю.В. указала, что вся станция Барнаул - это точка. Плечо - это движение от станции до станции. Плечо, а равно участок "Барнаул-Южный" - не интенсивный участок. Истец в спорный период с 2003 года обслуживал несколько участков работы на участке Барнаул - Южный - 3-4 пути, которые обводные и не интенсивные, товарный двор и РЭП, и всего обслуживал 1 км. 1 и 2 пути, которые главные, однако они не могут добавить особые условия труда, поскольку отсутствует полная занятость.
Согласно штатному расписанию и распорядительных документов Барнаульской дистанции пути отсутствует закрепление работника за конкретными рабочими отделениями.
По существующему порядку организации работы работники выполняют свои трудовые функции на любом из вышеобозначенных километров станции в пределах своего участка по штатному расписанию на усмотрение мастера дорожного при необходимости производства работ по текущему содержанию пути.
По книгам промеров, в дистанции пути, нельзя сделать заключения применительно к Атрощенко А.И. о количестве часов, отработанных на конкретном километре станции с интенсивным движением поездов, по книгам промеров можно сделать заключение, что в течение года работы проводилась на всем закрепленном участке в разное время и в разной продолжительности рабочего времени, следовательно, применительно к Атрощенко А.И. можно сделать заключение, что работник не мог выполнять свою трудовую функцию в специальных условиях труда полный рабочий день в режиме полной рабочей недели.
Кроме того, выписка из лицевого счета истца не содержит сведений об особых условиях труда.
Таким образом, поскольку материалами дела не установлены обстоятельства работы истца в спорные периоды на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов, а также обстоятельства полной занятости на таких участках, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска в данной части.
Доводы апелляционной жалобы истца опровергаются вышеизложенными обстоятельствами, в связи с чем основанием для отмены решения не являются.
При этом ссылка на наличие справки от 10.10.2017 о том, что 14 пост находится в южной горловине ст. Барнаул и обслуживает пути перегона Барнаул - Южный, который в свою очередь с 1994 по 2014 год является участком интенсивного движения поездов, правильных выводов суда первой инстанции не опровергает, поскольку как сообщено работодателем, выданная справка была составлена на основании данных Западно-Сибирской дирекции управления движением, а именно по станции Барнаул, без учета перегона Барнаул-Южный-Алейская.
Указание в жалобе на заинтересованность свидетеля Н.Ю.В. в исходе дела является предположением. Каких-либо допустимых доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства, истцом не представлено.
Удовлетворяя заявленные требования в части включения в специальный стаж истца периода обучения в СПТУ-40 с 23.09.1985 по 15.04.1986 по специальности водителя троллейбуса, суд первой инстанции исходил из того, что нормами действующего законодательства, действующими в спорный период, предусматривалось, что обучение приравнивается к работе, которая следовала за окончанием такого периода. Суд указал, что поскольку за периодом обучения истца по профессии "Водитель троллейбуса" следовала работа, по такой специальности, наделяющей лицо правом на досрочное назначение страховой пенсии, период обучения подлежит включению в специальный стаж.
Судебная коллегия с таким выводом суда не соглашается, а доводы жалобы ответчика в данной части находит заслуживающими внимания.
На основании п.п.10 п.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Подпунктом "з" п. 109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" установлено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
Пунктом "л" п. 109 названного Положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, из буквального толкования приведенных положений следует, что период обучения подлежит включению в специальный стаж только в случае, если после обучения лицо осуществляло трудовую деятельность на работах, предусмотренных (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) названного Положения.
Поскольку период работы истца в должности водителя троллейбуса не относится к работам, предусмотренным данным пунктом Положения, оснований для включения спорного периода обучения истца в СПТУ-40 у суда не имелось.
В связи с чем судебная коллегия полагает решение суда в указанной части отменить, отказать в удовлетворении иска.
В иной части решение суда сторонами не обжалуется, поэтому его законность и обоснованность судебной коллегией не проверяется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Барнаула от 17 ноября 2017 года отменить, изложить резолютивную часть в следующей редакции:
"Исковые требования Антрощенко А.И. удовлетворить частично.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской федерации в г. Барнауле Алтайского края обязанность включить Атрощенко А.И. в специальный стаж период работы с 17.12.1990 по 01.04.1993 в качестве монтера пути Барнаульской дистанции пути Алтайского отделения Западно-Сибирской железной дороги.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской федерации в г. Барнауле Алтайского края в пользу Атрощенко А.И. судебные расходы в размере 300 рублей".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.