Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П,
судей Гончаровой Ю.В, Титовой В.В,
при секретаре Ждановой М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Попова Е. Д.
на решение Алейского городского суда Алтайского края от 28 ноября 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Попова Е. Д. к заместителю начальника федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, начальнику федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, отделению (территориальное г. Барнаул) федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В, судебная коллегия
установила:
Попов Е.Д. обратился в суд с административным иском к заместителю начальника федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье") о признании незаконным с момента принятия решения от ДД.ММ.ГГ *** о предоставлении Попову Е.Д. с составом семьи в количестве трех человек жилищной субсидии для приобретения жилого помещения в части предоставления жилищной субсидии на состав семьи в количестве трех человек, а также в части указания на принадлежность Попову Е.Д. с членами семьи на праве собственности общей площади жилых помещений в количестве "... " кв.м; возложении на заместителя начальника ФГКУ "Центррегионжилье" обязанность изменить решение от ДД.ММ.ГГ в части указания на предоставление жилищной субсидии на состав семьи в количестве трех человек, указав на предоставление жилищной субсидии на состав семьи в количестве пяти человек, а также исключить указание на принадлежность Попову Е.Д. с членами семьи на праве собственности общей площади жилых помещений в количестве "... " кв.м.
Заявленные требования обоснованы тем, что Попов Е.Д. проходил военную службу по контракту, заключенному с Министерством обороны Российской Федерации, в войсковой части *** в должности "... " в звании "... ". Приказом командующего войсками Центрального военного округа по личному составу от ДД.ММ.ГГ Попов Е.Д. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Решением начальника ФГКУ "Центррегионжилье" от ДД.ММ.ГГ *** Попов Е.Д. с членами семьи пять человек был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с датой принятия на учет ДД.ММ.ГГ. Приказом командира войсковой части *** по строевой части *** от ДД.ММ.ГГ Попов Е.Д. исключен из списков личного состава воинской части, всех видов обеспечения и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат Алтайского края по г. "... ", "... " районам. Решением Барнаульского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГ данный приказ признан неправомерным. На командира войсковой части *** возложена обязанность отменить приказ от ДД.ММ.ГГ в части исключения административного истца из списков личного состава части, восстановить Попова Е.Д. в списках личного состава войсковой части ***. Решением начальника отделения (территориальное г. Барнаул) ФГКУ "Центррегионжилье" от ДД.ММ.ГГ *** Попов Е.Д. с составом семьи снят с учета нуждающихся в жилых помещениях. Решением Барнаульского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГ решение *** признано незаконным. Решением начальника отделения (территориальное г. Барнаул) ФГКУ "Центррегионжилье"от ДД.ММ.ГГ *** Попов Е.Д. восстановлен на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи в количестве пяти человек по избранному месту жительства - г. "... ". Приказом командира войсковой части *** *** от ДД.ММ.ГГ административный истец с ДД.ММ.ГГ исключен из списков состава войсковой части. Заместителем начальника ФГКУ "Центррегионжилье" ДД.ММ.ГГ принято решение *** о предоставлении Попову Е.Д. с составом семьи жилищной субсидии в размере "... " руб. В данном решении также указано на наличие у Попова Е.Д. и членов его семьи в собственности жилого помещения общей площадью "... " кв.м, а также на включение в состав семьи только трех человек. В названной части с решением *** Попов Е.Д. не согласен по причине значительного и необоснованного занижения размера предоставленной жилищной субсидии. Указывает, что решением ФГКУ "Центррегионжилье" от ДД.ММ.ГГ *** административный истец поставлен на учет с составом семьи в количестве 5 человек, в результате чего нарушено его право и права членов семьи на обеспечение жильем в соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации и статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Определениями судьи от 11 октября 2017 года, от 09 ноября 2017 года, от 13 ноября 2017 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены заместитель начальника ФГКУ "Центррегионжилье" Аношин Д.С, ФГКУ "Центррегионжилье", отделение (территориальное г. Барнаул) ФГКУ "Центррегионжилье", начальник ФГКУ "Центррегионжилье" (т. 1 л.д. 1, л.д. 241, т. 2 л.д. 12).
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 28 ноября 2017 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Попов Е.Д. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении. Дополнительно указано на то, что в судебном заседании не представлено доказательств того, что на момент принятия решения о предоставлении субсидии у Попова Е.Д. и членов его семьи в собственности находилось жилое помещение площадью "... " кв.м; уведомление начальника отделения (территориальное г. Барнаул) ФГКУ "Центррегионжилье" от ДД.ММ.ГГ *** не соответствует действительности, так как содержит информацию о том, что в течение последних пяти лет до ДД.ММ.ГГ было произведено отчуждение указанного жилого помещения (т. 1 л.д. 148); административным истцом суду были представлены доказательства, свидетельствующие, что квартира "адрес", какого-либо отношения к жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации не имеет; судом сделан неверный вывод о том, что изменение формы обеспечения жилым помещением с получения жилья по договору социального найма на получение субсидии имело место только ДД.ММ.ГГ; считает, что вопрос о перечислении Попову Е.Д. субсидии фактически начал решаться лишь после наступления оснований, позволяющих исключить двух человек из состава семьи при том, что со службы административный истец уволен еще в 2010 году.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Попов Е.Д, его представитель Жаворонков Д.В. настаивали на удовлетворении жалобы, представитель административного ответчика ФГКУ "Центррегионжилье" Абрашкин В.Ю. возражал против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, выслушав Попова Е.Д, его представителя Жаворонкова Д.В, представителя административного ответчика Абрашкина В.Ю, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в решении от ДД.ММ.ГГ *** расчет размера субсидии обоснованно произведен исходя из площади 20,20 кв.м. с учетом ранее предоставленного административному истцу жилого помещения и на трех членов семьи.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, основанным на законе и обстоятельствах дела.
Как следует из материалов дела, в "... " году Попову Е.Д. в связи с прохождением им военной службы в г. "... " была предоставлена квартира N *** площадью "... " кв.м. по "адрес".
ДД.ММ.ГГ комитетом по управлению имуществом г. "... " в порядке приватизации указанная квартира передана в собственность супруге Попова Е.Д. - П.Т.И. (т. 1 л.д. 35).
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ данная квартира П.Т.И. продана Г.В.И. (т. 1 л.д. 36).
Приказом ВрИД командующего войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГ *** подполковник медицинской службы Попов Е.Д, состоящий в распоряжении командующего войсками Центрального военного округа, бывший "... " досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (т. 1 л.д. 27).
Решением начальника ФГУ "Центррегионжилье" от ДД.ММ.ГГ *** Попов Е.Д. с составом семьи 5 человек с ДД.ММ.ГГ принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (т. 1 л.д. 29).
ДД.ММ.ГГ Попов Е.Д. обратился с заявлением об изменении формы обеспечения жилым помещением на жилищную субсидию.
Решением начальника отделения (территориальное г. Барнаул) ФГКУ "Центррегионжилье" от ДД.ММ.ГГ *** Попов Е.Д. и члены его семьи сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 39).
Решением Барнаульского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГ решение *** признано не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и интересы административного истца. На начальника отделения (территориальное г. Барнаул) ФГКУ "Центррегионжилье" возложена обязанность отменить решение от ДД.ММ.ГГ ***.
Решением начальника отделения (территориальное, г. Барнаул) ФГКУ "Центррегионжилье" от ДД.ММ.ГГ *** Попов Е.Д. с составом семьи 5 человек (супруга П.Т.И, дети П.Д.Е, П.К.Е, мать П.Н.Е.) восстановлен на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (т. 1 л.д. 41).Решением начальника отделения (территориальное, г. Барнаул) ФГКУ "Центррегионжилье" от ДД.ММ.ГГ *** П.Д.Е. (сын административного истца) снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку является военнослужащим - участником накопительно-ипотечной системы (НИС) жилищного обеспечения военнослужащих и не может быть обеспечен одновременно жилым помещением в двух формах - участник НИС и как член семьи военнослужащего, обеспечиваемого субсидией (т. 1 л.д. 136-137).
Решением начальника отделения (территориальное, г. Барнаул) ФГКУ "Центррегионжилье" от ДД.ММ.ГГ *** член семьи Попова Е.Д. - П.Н.Е. (мать административного истца), умершая ДД.ММ.ГГ, снята с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (т. 1 л.д. 140).
Решением заместителя начальника ФГКУ "Центррегионжилье" от ДД.ММ.ГГ *** Попову Е.Д. и совместно проживающим с ним членам семьи - супруге П.Т.И, дочери П.К.Е. предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений) в размере "... " руб. Размер субсидии рассчитан исходя из норматива общей площади жилого помещения равной "... " кв.м, при этом учтена общая площадь жилого помещения, принадлежащего военнослужащему, гражданину, уволенному с военной службы, и (или) членам его семьи на праве собственности в размере "... " кв.м (т. 1 л.д. 64).
ДД.ММ.ГГ субсидия перечислена на счет Попова Е.Д. (т. 1 л.д. 74).
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года от 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В силу абзаца 4 пункта 3 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года N 76 (далее - Правила), норматив общей площади жилого помещения устанавливается в следующем размере 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.
Абзацем 2 пункта 4 Правил установлено, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.
Приведенные правовые нормы устанавливают, что, претендуя на получение жилого помещения на основании пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", соответствующие военнослужащие в любом случае обязаны сдать ранее предоставленное им от государства жилое помещение. При невозможности сдачи такого помещения по различным причинам, в частности, из-за обращения их в свою собственность и (или) в собственность членов своей семьи в порядке приватизации, реализация их права на получение нового жилого помещения путем предоставления жилищной субсидии производится с зачетом ранее полученного от государства жилья. При этом совершение действий по отчуждению такого жилья не влечет аннулирование необходимости его учета при решении вопроса о возможности получении им жилых помещений от государства в последующем.
Такое истолкование материального закона корреспондируется с подпунктом "д" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054, согласно которому не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Таким образом, Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции определило, что отчуждение ранее полученного от государства жилья не порождает право военнослужащего претендовать на повторное обеспечение жильем за счет государства.
По делу установлено, что предоставленная Попову Е.Д. в "... " году в связи с прохождением им военной службы квартира не была сдана, приватизирована членом его семьи и продана в "... " году. Последующее признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жилым помещением ниже учетной нормы предполагает, что такое улучшение может состояться с учетом данного жилья, о чем также указано в решении Барнаульского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГ.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об обоснованности учета размера жилого помещения ( "... " кв.м.), ранее полученного Поповым Е.Д. в связи с прохождением военной службы, при расчете жилищной субсидии на трех членов семьи. В таком случае обязанность государства по обеспечению Попова Е.Д. жильем по установленным нормам в полной мере реализована путем предоставления ему жилищной субсидии в размере, на который он был вправе претендовать с учетом ранее предоставленного жилья.
Довод апелляционной жалобы о том, что квартира "адрес" не относилась к жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, не принимается во внимание, поскольку установлено, что жилое помещение предоставлено в связи с прохождением административным истцом военной службы.
Указание в жалобе на то, что заявление об обеспечении субсидией было подано административным истцом в отделение ФГКУ "Центррегионжилье" в ДД.ММ.ГГ своего подтверждения при рассмотрении дела не нашло.
В материалах дела имеется ответ Военной прокуратуры Барнаульского гарнизона по обращению Попова Е.Д, где установлено, что заявление о перечислении жилищной субсидии Поповым Е.Д. подано ДД.ММ.ГГ, сведений о более раннем обращении не имеется (т. 2 л.д. 46).
Факт открытия банковского счета в ДД.ММ.ГГ сам по себе не свидетельствует о наличии заявления о предоставлении жилищной субсидии. Кроме того, по настоящему делу вопрос о моменте изменения Поповым Е.Д. формы обеспечения жильем на получение жилищной субсидии и обращения с соответствующим заявлением юридически значимым не является.
Судебная коллегия также находит правильным вывод суда первой инстанции об обоснованности расчета жилищной субсидии на трех членов семьи, поскольку, как указано выше, сын административного истца снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как является военнослужащим - участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, мать Попова Е.Д. снята с учета в связи со смертью. Решения о снятии с учета названных членов семьи административного истца в установленном законом порядке не оспорены. При установленных данных то обстоятельство, что ранее Попов Е.Д. состоял на учете с составом семьи 5 человек, учтено быть не может.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены правильно, нормы материального и процессуального права применены верно.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и направлены на переоценку верно установленных по делу обстоятельств, оснований для которой судебная коллегия не находит.
В связи с изложенным оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения районного суда не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Алейского городского суда Алтайского края от 28 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Попова Е. Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.