Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Мурзакова Р.Ф.,
при секретаре Киселевой Р.Ф,
с участием ФИО3 - инспектора ОИАЗ УМВД России по городу адрес, составившей протокол об административном правонарушении,
в отсутствие Телина Ф.А. - лица, в отношении которого возбуждено административное производство,
извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев жалобу Телина Ф.А. на постановление судьи Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 30 января 2018 года, которым:
Телин Федор Алексеевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,
установила:
протоколом об административном правонарушении АП N... от дата инспектора ОИАЗ Управления МВД России по городу адрес ФИО3 в отношении Телина Ф.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за то, что дата в 14.11 часов, по адресу: адрес организовал и провел несогласованное с органами местного самоуправления публичное мероприятие в форме шествия от остановки общественного транспорта " адрес" до остановки " адрес", чем нарушил установленный порядок организации митинга, шествия, проведение которого в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального Закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" не было согласовано, на неоднократные требования полиции о прекращении противоправных действий не реагировал.
Судьей Советского районного суда города Уфы 30 января 2018 года вынесено вышеприведенное постановление о назначении Телину Ф.А. административного наказания.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, Телин Ф.А. просит постановление судьи Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 30 января 2018 года отменить, производство по делу прекратить, указав, что в материалах дела отсутствуют доказательства его вины в совершении вмененного административного правонарушения, организатором публичного несогласованного мероприятия не являлся.
Изучив материалы дела, выслушав ФИО3 - инспектора по исполнению административного законодательства, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19 июня 2004 года N54-ФЗ).
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Федеральный закон от 19 июня 2004 года N54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 1 статьи 7), а не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (пункт 2 статьи 5).
В силу статьи 4 вышеназванного закона к организации публичного мероприятия относятся: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации; другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Из материалов дела следует, что дата и дата Телин Ф.А, ФИО4 и ФИО5 уведомили Администрацию городского округа адрес и Правительство Республики Башкортостан о проведении дата с 14.00 часов до 18.00 часов публичного мероприятия "Забастовка избирателей" с передвижением по маршруту от площади перед зданием адрес, до площади адрес, с предполагаемым количеством участников до 500 человек.
Органы исполнительной власти Телину Ф.А. сообщили о невозможности согласовать публичное мероприятие в связи с проведением в указанный день во всех специально отведенных местах других публичных мероприятий, ввиду чего предложено было изменить время запланированного мероприятия, то есть публичное мероприятие не было согласовано в установленном законом порядке.
Положениями части 5 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Телин Ф.А. дата в 14.11 часов, по адресу: адрес, нарушая порядок проведения публичного мероприятия, на остановке общественного транспорта " адрес", поддерживая цель публичного мероприятия, с целью оповещения возможных участников публично призывал к участию в акции "Забастовка избирателей", распространял средства наглядной агитации с надписью "Забастовка", и за нарушения требований статьи 5 Федерального Закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" был задержан и доставлен в отдел полиции.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Телина Ф.А. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
протоколом об административном правонарушении от дата, при составлении которого Телину Ф.А. были разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции РФ, статьей 25.1 КоАП РФ, что подтверждается его подписью (л.д. 5);
письменным объяснением Телина Ф.А. от дата (л.д.11);
рапортом помощника кавалериста БОР ПППСП МВД России ФИО6 от дата (л.д.7);
рапортом полицейского БОР ППСП УМВД России по адрес ФИО7 (л.д.8);
объяснениями ФИО8 от дата (л.д. 9);
объяснениями ФИО9 от дата (л.д. 10);
уведомлением Телина Ф.А. о проведении публичного мероприятия от дата (л.д.12);
ответом заместителя главы Администрации городского округа адрес ФИО10 от дата (л.д. 14-15);
уведомлением Телина Ф.А. о проведении публичного мероприятия от дата (л.д.16);
ответом заместителя Премьер-Министра Правительства Республики Башкортостан ФИО11 от дата;
уведомлением о факте согласования публичного мероприятия (л.д. 14);
видеозаписью на CD-диске, приобщенном к материалам дела и иными материалами дела.
В судебном заседании Верховного Суда Республики Башкортостан был допрошен сотрудник полиции ФИО3, выявивший данное административное правонарушение.
Из показаний свидетеля ФИО3 - следует, что Телиным Ф.А. в администрацию городского округа адрес и в Правительство Республики были поданы уведомления о проведении публичного мероприятия дата, но эти мероприятия не были согласованы, что следует из ответов упомянутых органов власти. Ответы направлены по почте и получены Телиным Ф.А. Несмотря на это, дата в 14.11 часов, Телин Ф.А. организовал и провел публичное мероприятие, напротив здания адрес, в толпе он стал призывать граждан принять участие в публичном мероприятии, агитировал не ходить на предстоящие выборы, затем стал раздавать листовки с надписью "Забастовка". К нему неоднократно подходили сотрудники полиции и уведомляли о незаконности его действий, однако тот продолжал свои противоправные действия, после чего был задержан и доставлен в отдел полиции. А остальные митингующие дошли до здания адрес, далее до остановки адрес.
Указанные сотрудником полиции обстоятельства также подтверждаются просмотренной в судебном заседании видеозаписью данного публичного мероприятия с участием Телина Ф.А, приобщенной к материалам дела.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Телина Ф.А. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ.
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Поскольку Телин Ф.А. организовал публичное выражение общественных настроений граждан общественно-политического характера с использованием средств наглядной агитации, звукоусиливающей аппаратуры, то его действия подлежат оценке как организатора публичного мероприятия в форме демонстрации-митинга.
При таких обстоятельствах описание события, совершение которого вменено Телину Ф.А, подлежит уточнению путем указания на участие лица в демонстрации-митинге вместо шествия в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, что не влечет ухудшение положения привлеченного к административной ответственности лица.
Указанное не влечет изменения квалификации действий Телина Ф.А. по части 1 статьи 20.2 КоАП РФ, поскольку совершенное им деяние образует объективную сторону указанного административного правонарушения.
Довод жалобы о недоказанности вины Телина Ф.А. в совершении административного правонарушения опровергается вышеуказанными доказательствами, правомерно признанными судьей районного суда допустимыми, достоверными и достаточными, поскольку они полно и объективно отражают событие административного правонарушения.
Иные доводы в жалобе основаны на ином толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств в выгодном для заявителя свете, и опровергаются совокупностью перечисленных выше доказательств, которые с достоверностью свидетельствуют о совершении Телиным Ф.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
При назначении наказания судья районного суда учел характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Наказание в виде административного штрафа назначено Телину Ф.А. с учетом вышеизложенных требований, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению законодательства о митингах, является справедливым и соразмерно содеянному.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
решила:
постановление судьи Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 30 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ в отношении Телина Федора Алексеевича изменить, указав на его организацию публичного мероприятия в форме демонстрации-митинга.
В остальном постановление судьи оставить без изменения, жалобу Телина Ф.А. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Р.Ф. Мурзакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.