Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Вахитовой Г.Д,
судей Булгаковой З.И,
Гильмановой О.В,
при секретаре Дилявировой Н.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кинзябулатова М.М. к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан, Управлению Министерства внутренних дел России по городу Уфе о включении периодов службы, обучения в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении,
по апелляционной жалобе представителя Кинзябулатова М.М. - Мерзагуловой Л.Ф. на решение Ленинкого районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 09 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Вахитовой Г.Д, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
УСТАНОВИЛА:
Кинзябулатов М.М. обратился в суд с иском к МВД по Республике Башкортостан, Управлению МВД России по г. Уфе о включении периодов службы, обучения в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
В обоснование заявленных требований указано, что истец проходил службу в органах внутренних дел с 06 июля 1993 года по 18 марта 2016 года, был уволен с выслугой лет в календарном исчислении 23 года 03 месяца 18 дней, в льготном исчислении периоды не учтены, пенсия ему назначена с указанной выслугой лет. Периоды службы в должности милиционера-кинолога изолятора временного содержания Стерлибашевского РОВД с 06 июля 1993 года по 01 июня 1995 года, а также в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых УВД г. Уфы с 21 июля 1997 года по 14 марта 2000 года не были включены в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Кроме того, при подсчете выслуги лет не был включен период срочной службы на территории Республики Азербайджан с 27 июня 1991 года по 03 июня 1992 года для назначения пенсии в льготном исчислении, а также период обучения в ГБПОУ Стерлитамакский колледж с. Стерлибашево с 01 сентября 1987 года по 25 июня 1990 года.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 09 ноября 2017 года в удовлетворении измененных исковых требований Кинзябулатова М.М. к Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан, Управлению Министерства внутренних дел России по городу Уфе о включении периодов службы, обучения в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении отказано.
В апелляционной жалобе представителя Кинзябулатова М.М. - Мерзагуловой Л.Ф. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Иными участвующими в деле лицами постановленное решение не обжалуется.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, Судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав Кинзябулатова М.М. и его представителя Мерзагулову Л.Ф, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя МВД по Республике Башкортостан - Южакову Г.В, полагавшую решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Кинзябулатов М.М. проходил службу в органах внутренних дел с 06 июня 1993 года по 11 апреля 2016 года.
Приказом Управления МВД России по городу Уфе N... от дата Кинзябулатов М.М. уволен из органов внутренних дел на основании пункта 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел) с 11 апреля 2016 года.
Согласно расчету выслуги лет на пенсию майора полиции Кинзябулатова М.М. выслуга лет на 11 апреля 2016 года для назначения пенсии составляет 23 года 03 месяца 18 дней.
Служба в должности милиционера-кинолога изолятора временного содержания отдела внутренних дел Стерлибашевского района Республики Башкортостан с 06 июля 1993 года по 01 июня 1995 года, в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых УВД г. Уфы с 21 июля 1997 по 14 марта 2000 г. и период службы по призыву с 30 июня 1990 по 03 июня 1992 года засчитаны с применением коэффициента 1:1.
Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) (часть 1 статьи 2 Закона).
Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 70 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Абзацем четвертым пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) определено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации".
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2000 года за N 690 дополнено Постановление от 22 сентября 1993 года N 941 абзацем 45 подпункта "г" пункта 3, которым право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца предоставлено сотрудникам в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений - с 01 января 2001 года.
На основании статьи 4 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Правительством Российской Федерации установлена дата (01 января 2001 года), с которой в выслугу лет на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца включается служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел.
Поскольку Кинзябулатов М.М. проходил службу в изоляторах временного содержания органов внутренних дел до 14 марта 2000 года, то есть до даты определенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2000 года за N 690, положения указанной нормы к спорным правоотношениям применению не подлежат.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для включения в выслугу лет Кинзябулатова М.М. из расчета один месяц службы за полтора месяца периодов его службы в органах внутренних дел в должности милиционера-кинолога изолятора временного содержания Стерлибашевского РОВД с 06 июля 1993 года по 01 июня 1995 года, в должности милиционера охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых УВД г. Уфы с 21 июля 1997 года по 14 марта 2000 года, не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, согласуются с представленными доказательствами и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Отказывая истцу в удовлетворении требований о включении периода срочной службы на территории Республики Азербайджан с 27 июня 1991 года по 03 июня 1992 года для назначения пенсии в льготном исчислении, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам, в соответствии со статьями 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах условно-исполнительной системы и их семей", пришел к выводу о том, что истец не имеет права на включение оспариваемого им периода службы по призыву в льготном исчислении, исходя из следующего.
Исходя из особой значимости военной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, законодатель в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" и в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрел специальные правила пенсионного обеспечения военнослужащих, в том числе отнес к основаниям их пенсионного обеспечения прохождение военной и (или) приравненной к ней службы в течение установленной законом продолжительности - выслуги лет.
Выслуга лет, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 18 марта 2004 года N 6-П, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Из этой правовой позиции следует, что по содержанию и целевому назначению выслуга лет характеризует длительный период служебных отношений, в рамках которого служащим реально выполнялись возложенные на него публично значимые задачи.
По общему правилу периоды военной службы подлежат включению в выслугу лет в календарном исчислении. Для наиболее полного учета условий прохождения службы, в том числе связанной с особенностью ее несения в различных регионах, федеральный законодатель в части второй статьи 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" предусмотрел возможность льготного исчисления времени прохождения службы в особых условиях. Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, в целях поддержки и поощрения лиц, осуществляющих специфические задачи обороны страны и охраны правопорядка, сопряженные с опасностью для их жизни и здоровья, иными значительными издержками этих видов профессиональной деятельности, государство, учитывая свои финансовые возможности и иные факторы, вправе устанавливать льготные условия исчисления выслуги лет, равно как и определять порядок их реализации во времени, в пространстве и по кругу лиц, т.е. решать вопросы о целесообразности и времени введения соответствующего механизма (определения от 18 ноября 2004 года N 407-О и от 20 декабря 2005 года N 483-О).
Так, в соответствии с частью 2 статьи 18 вышеназванного Закона время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Согласно статье 2 указанного Закона, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона N 4468-1, определяется Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", в соответствии с пунктом 2 которого военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшим на момент возникновения спорных отношений.
Зачет данного периода в специальный трудовой стаж при установлении пенсии за выслугу лет возможен только при условии прохождения военной службы по призыву в особых условиях, связанных с повышенной опасностью.
Сам по себе факт нахождения истца на территории Республики Азербайджан с 27 июня 1991 года по 03 июня 1992 года и выполнение им задач по обеспечению правопорядка и безопасности не свидетельствует об участии в проведении контртеррористических операций. Участие в контртеррористических операциях в течение всего спорного периода должно быть доказано истцом в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Однако, в материалах дела не имеется соответствующих приказов командиров воинских частей, подразделений, утвержденных руководителем Регионального оперативного штаба, о привлечении истца к непосредственному участию в контртеррористической операции с указанием даты или периода участия в такой операции.
В связи с указанным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для льготного исчисления выслуги лет в указанные им периоды истцу не имеется.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы апелляционной жалобы о наличии у истца права на льготное исчисление выслуги лет в спорные периоды в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании закона.
Правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, т.е. в зависимости от того, каким образом проходила военная служба - по контракту или по призыву.
Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву - в льготном исчислении в трудовой стаж.
Установление льготных условий зачета в выслугу лет для назначения пенсии времени прохождения военной службы по контракту в воинских частях, штабах и воинских учреждениях на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и не относится к числу универсальных характеристик правового статуса военнослужащих, а применяется лишь в отношении отдельных категорий военнослужащих. При этом закрепление такого различия не предполагает заниженную оценку значимости служебной деятельности военнослужащих, не относящихся к данной категории (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 09 марта 2017 года N 358-О).
Поскольку предусмотренных законом оснований для включения в выслугу лет истца периодов прохождения им службы по призыву с 27 июня 1991 года по 03 июня 1992 года не имелось, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для обязания ответчика зачесть данные периоды в выслугу лет в льготном исчислении.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции в части отказа во включении периода учебы истца в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях.
Абзацем четвертым пункта 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 854 и постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 1469) установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы - в отношении сотрудников органов внутренних дел, поступивших на службу до 1 января 2012 г.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы.
Частью 7 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования, в частности среднее профессиональное образование подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании (пункт 2 части 7 статьи 60 названного Закона).
Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями, истец выражает несогласие с тем, что период его обучения в учебном заведении не был зачтен ответчиками в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Из справки представленный истцом до поступления на службу в период времени с 01 сентября 1987 года по 25 июня 1990 года он обучался в СПТУ-107 по профессии "тракторист-машинист широкого профиля".
Период обучения истца в СПТУ-107 с 01 сентября 1987 года по 25 июня 1990 года действовали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, утвержденные Законом СССР от 19 июля 1973 года N 4536-VIII, согласно статье 5 которых система народного образования в СССР включала: дошкольное воспитание; общее среднее образование; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; внешкольное воспитание.
В силу статьи 31 Основ профессионально-техническое образование молодежи осуществлялось в профессионально-технических учебных заведениях единого типа - средних профессионально-технических училищах, обеспечивающих планомерную подготовку квалифицированных рабочих кадров. Основными задачами средних профессионально-технических училищ являлась подготовка для народного хозяйства технически образованных молодых квалифицированных рабочих кадров; осуществление профессионального и общего среднего образования молодежи (статья 32 Основ).
Аналогичные задачи профессионально-технических учебных заведений были указаны и в пункте 4 Положения о профессионально-технических учебных заведениях СССР, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 11 апреля 1980 года N 296.
Главной задачей средних специальных учебных заведений являлась подготовка квалифицированных специалистов со средним специальным образованием (статья 40 Основ).
Профессионально-техническое образование и среднее специальное образование в соответствии со статьей 5, разделами V и VI Закона РСФСР от 02 августа 1974 года "О народном образовании" также относились к разным уровням единой образовательной системы РСФСР.
В соответствии с действовавшим до 14 июля 2008 г. Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05 июня 1994 г. N 650 к учреждениям начального профессионального образования относились: профессиональные училища; профессиональные лицеи - центры непрерывного профессионального образования, учебно-курсовые комбинаты (пункты), учебно-производственные центры, технические школы и другие образовательные учреждения данного уровня.
Виды средних специальных учебных заведений определены в Типовом положении об образовательных учреждениях среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (далее по тексту - Типовое положение), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 543. Профессиональные технические училища к ним не относятся.
Профессиональное училище N 107 с. Стерлибашево Республики Башкортостан проводит подготовку квалифицированных рабочих, служащих, и полученное профессиональное образование относится к начальному профессиональному образованию, но не к среднему профессиональному образованию.
Доказательств того, что в спорный период истец обучался в профессиональной образовательной организации (среднем специальном образовательном учреждении) и получил среднее профессиональное образование, как того требует статья 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, не представлено.
С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований Кинзябулатова М.М. в указанной части.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность постановленного решения и не могут служить основанием к отмене решения, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесено на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены или изменения Судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 09 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Кинзябулатова М.М. - Мерзагуловой Л.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий Вахитова Г.Д.
Судьи Булгакова З.И.
Гильманова О.В.
Справка:
судья ФИО12
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.