Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А,
судей Куловой Г.Р. и
Хакимова А.Р,
при секретаре Гильмутдиновой И.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску Волковой Т.Д. к Администрации городского округа адрес РБ о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации,
заслушав доклад судьи Науширбановой З.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волковой Т.Д. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о признании прав собственности в порядке бесплатной приватизации на земельный участок с кадастровым номером... общей площадью... кв.м. расположенный по адресу: адрес. Исковые требования мотивированы тем, что на основании договора купли-продажи ей принадлежит на праве собственности двухэтажное нежилое строение по адресу: адрес. Ранее первоначальному собственнику строения, занимаемый им земельный участок был предоставлен на основании договора о бессрочном пользовании N... от дата. В настоящее время действующее законодательство закрепляет право лица на переоформление ранее возникших прав на землю в порядке бесплатной приватизации, в связи с чем, истица обратилась к ответчику о предоставлении земельного участка в собственность на безвозмездной основе. Однако в предоставлении земельного участка в собственность, истице отказано по мотиву нахождения земельного участка частично в пределах красных линий и резервировании его для муниципальных нужд.
Просила признать за ней право собственности в порядке бесплатной приватизации на земельный участок с кадастровым номером... общей площадью... кв.м, расположенный по адресу: адрес
Решением Орджоникидзевского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата постановлено:
исковые требования Волковой Т.Д. к Администрации городского округа адрес РБ о признании права собственности на земельный участок в порядке бесплатной приватизации удовлетворить.
Признать за Волковой Т.Д, право собственности в порядке бесплатной приватизации на земельный участок с кадастровым номером... общей площадью-... кв.м, расположенный по адресу: адрес.
В апелляционной жалобе Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа адрес Республики Башкортостан просит его отменить, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Согласно ст.195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Законным решение является, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, подлежащего применению к доказываемым правоотношениям.
Согласно части 5 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что на момент вынесения решения судом первой инстанции к участию в деле в качестве соответчика не привлечено Управление земельных и имущественных отношений администрации городского округа адрес Республики Башкортостан.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что решение принято в отсутствие не привлеченного к участию в деле Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа адрес Республики Башкортостан.
В связи с чем, судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан дата на основании ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ принято определение о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое судебное постановление и в соответствии с ч. 5 ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без участия лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание. Волковой Т.Д, Северов И.И, Даукаев Э.Р, Администрация городского округа адрес Республики Башкортостан, извещены о времени и месте рассмотрение дела. Судебная коллегия находит, что судом приняты все необходимые меры для извещения ответчиков, не сообщивших об уважительных причинах неявки.
В суде апелляционной инстанции представитель Волковой Т.Д. - Безрукова Г.У. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа адрес Республики Башкортостан - Батюкина Ю.Ю. просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Изучив материалы дела, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
Установлено, что согласно справке ГУП Бюро технической инвентаризации N... от дата изначально право собственности на домовладение, расположенное по адресу: адрес, было зарегистрировано дата за Буц Н.В. на основании договора о бессрочном пользовании земельным участком N... от дата.
В последующем, право собственности на строение переходило к иным собственникам в порядке наследования, а также по иным основаниям.
Волковой Т.Д. право собственности на нежилое строение было приобретено на основании договора купли-продажи от дата, о чем в Едином реестре прав на недвижимое имущество имеется запись N...
На основании ст. 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю.
В соответствии с п. 4 ст. 70.1 Земельного Кодекса Российской Федерации порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства от 22 июля 2008 года за N 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, в силу приведенных норм закона обременение в виде резервирования земельных участков для муниципальных нужд должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации.В соответствии с письмом Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес РБ от дата N.., земельный участок с кадастровым номером.., расположенный по адресу: адрес городского округа адрес Республики Башкортостан N... от дата "О резервировании земель в границах городского округа адрес Республики Башкортостан для муниципальных нужд" входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земельных участков. Вышеуказанное решение Совета городского округа адрес Республики Башкортостан N... на момент принятия решения судом не было отменено, не было признано недействительным, не противоречило положениям земельного законодательства.
Главное управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа адрес Республики Башкортостан в ответе на запрос сообщает, что земельный участок с кадастровым номером... расположен на территории общего пользования в границах красных линий адрес линии разработаны в дата в составе проекта "Северный промрайон адрес. Схема упорядочения застройки Северного промрайона" и в установленном порядке нанесены на опорный план адрес. Проект планировки и проект межевания на территорию, в границах которой расположен указанный земельный участок, не разрабатывалась; в соответствии с решением Совета ГО адрес Республики Башкортостан от 28.01.2015 N41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" (в редакции от 29.06.2016 N 64/7, от 08.12.2016 N4/8, от 15.11.2017г. N16/8) зарезервирован для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
... ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
П. 2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах:
особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного Мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному м установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной Дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренном законом.
Пунктом 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах:
особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного Мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному м установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной Дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами. В соответствии с пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренном законом.
Согласно пп. 13 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ (в редакции N72 от 28.12.2013, действующей на момент рассмотрения данного дела) земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, относятся к землям ограниченным в обороте.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации порядок резервирования определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" (далее - Положение).
В соответствии со статьёй 16 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 г. N 59-3 "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд может осуществляться соответственно Правительством Республики Башкортостан или органами местного самоуправления в порядке, определённом Правительством Российской Федерации.
В силу требований пунктов 2, 6 Положения решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. При этом к данному решению прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Положением предусмотрены обязательные требования к резервированию земель: опубликование решения о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков и вступающее в силу не ранее его опубликования; направление органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель, копии решения о резервировании земель и прилагаемой к нему схемы резервируемых земель в орган регистрации прав с целью внесения сведений об ограничении прав на земельный участок в Единый государственный реестр недвижимости.
Как следует из материалов дела Волковой Т.Д. обратилась в УЗИО Администрации ГО адрес с заявлением о предоставлении ей в порядке приватизации указанного земельного участка дата, однако ранее Решением Совета ГО адрес N... от дата испрашиваемый земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
Из вышеизложенного следует, что при наличии обременения испрашиваемого земельного участка в виде его расположения на территории общего пользования в границах красных линий адрес этот земельный участок не может быть предоставлен заявителю в собственность.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных Волковой Т.Д. исковых требований о признании за ней права собственности на земельный участок с кадастровым номером.., расположенный по адресу: адрес, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Орджоникидзевского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата отменить.
По делу принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Волковой Т.Д. к Администрации городского округа адрес РБ о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации отказать.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи Г.Р. Кулова
А.Р. Хакимов
Справка: судья Климина К.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.