Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Голубевой И.В,
судей Александровой Н.А, Минеевой В.В,
при секретаре Даминовой Р.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Каримовой Р.Р. - Суханова С.В. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 декабря 2017 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Минеевой В.В, выслушав объяснения Каримовой Р.Р, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Махмутова И.А, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Каримова Р.Р. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - УЗИО администрации ГО г. Уфа РБ) о признании отказа в предоставлении собственность за плату земельного участка незаконным, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.
Требования мотивированы тем, что она является арендатором земельного участка с кадастровым номером N.., площадью 1507 кв.м. по адресу: адрес, на основании договора аренды N... от 20 марта 2017 г. Кроме того истец является собственником индивидуального жилого дома по тому же адресу, площадью 143,2 кв.м, с кадастровым номером N... 31 августа 2017 г. истец обратилась в УЗИО администрации ГО г. Уфа РБ с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером N... в собственность за плату, на что Управление ответило истцу отказом, ссылаясь на нахождении испрашиваемого земельного участка в границах красных линий и в границах земель, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд.
Каримова Р.Р, посчитав данный отказ незаконным, просила суд признать незаконным отказ в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером N... выраженный в письме УЗИО администрации ГО г. Уфа РБ N N... от 14 сентября 2017 г, обязать УЗИО администрации ГО г. Уфа РБ в течение 14 дней после вынесения решения суда подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N.., общей площадью 1507 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки и направить в его адрес Каримовой Р.Р. с предложением его заключения.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 декабря 2017 г. в удовлетворении искового заявления Каримовой Р.Р. к Управлению земельных и имущественных отношении администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании отказа незаконным, обязании заключить договор отказано.
Не согласившись с данным решением суда, представитель Каримовой Р.Р. - Суханов С.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 декабря 2017 г. отменить, указывая в обоснование жалобы на то, что в приложении к решению Совета ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 28 января 2015 г. спорный земельный участок не указан в перечне земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд; схема планировки жилого района, в пределах которого находится спорный земельный участок, не позволяет установить местоположение участка ввиду ее масштабности; спорный земельный участок, использующийся для индивидуального жилищного строительства, не содержит на себе объекты общего пользовании.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав Каримову Р.Р, представителя администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Махмутова И.А, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Как следует из статьи 36 Конституции Российской Федерации, граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
К числу основных принципов земельного законодательства отнесены платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (статья 25 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
По смыслу закона, договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации также установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В частную собственность не предоставляются земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в частности, земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
В силу пункта 8 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 561, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Исходя из общих положений градостроительного законодательства, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. При этом, участки общественных, жилых и других зданий должны размещаться в пределах красных линий, установленных в проектах планировки, разработанных на основании генеральных планов и правил землепользования и застройки поселений.
Красные линии отображаются на чертежах, входящих в состав документов планировки территории, а также на содержащихся в генеральных планах картах (схемах) существующих и планируемых границ зон и территорий города (глава 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Объект недвижимости не должен выходить за пределы красных линий и, соответственно, не должен пересекать их, в противном случае он окажется на территории общего пользования. Вследствие этого собственник здания, строения, сооружения не вправе будет приватизировать или приобрести в собственность за плату земельный участок, на котором расположено такое здание (строение или сооружение), поскольку земельные участки общего пользования в частную собственность не передаются.
Как следует из статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что Каримова Р.Р. является собственником жилого дома, площадью 143,2 кв.м, кадастровый N.., расположенного по адресу: РБ, адрес, адрес, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д....
Указанное домовладение расположено на земельном участке площадью 1507 кв.м. с кадастровым номером N... расположенный по адресу: адрес
31 августа 2017 г. Каримова Р.Р. обратилась в УЗИО администрации ГО г. Уфа РБ с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером N... в собственность за плату.
Письмом УЗИО администрации ГО г. Уфа РБ N... от 14 сентября 2017 г. Каримовой Р.Р. отказано в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: РБ, адрес, адрес на том основании, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах красных линий, и согласно решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N41/6 (ред. от 30.12.2015, с изм. от 22.04.2016) "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" испрашиваемый земельный участок частично входит в схему размещения резервируемых земель и в соответствии с пп. 13 п. 5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации отнесен к землям, ограниченным в обороте. Ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые расположены в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд (л.д.... ).
В п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2017 г.) указано, что по смыслу ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Часть 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в п. п. 2 - 4 ч. 3 данной статьи картах отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
Согласно положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства от 22 июля 2008 года за N 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Из письма Главархитектуры администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N7-8310/ПР от 30 ноября 2017 г. следует, что земельный участок с кадастровым номером N... частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий улицы адрес. Красные линии разработаны в составе корректировки проекта планировки ж.р. адрес в Октябрьском районе городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, утвержденной постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N7444 от 16 декабря 2008 г, и в соответствии с приложением N1 к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N41/6 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" частично зарезервирован для размещения объектов инженерно-транспортной инфраструктуры (л.д.... ).
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N41/6 от 28 января 2015 г. "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" опубликовано в газете "Вечерняя Уфа" N17-18 (1266512666) 29 января 2015 г, оно кем-либо не оспорено, не отменено, недействительным не признано.
Вместе с тем, главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в материалы дела представлены выкопировка из приложения N 1 к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан о резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд, схема размещения объекта, постановление главы Администрации города N 7444 от 16 декабря 2008 г. об утверждении корректировки проекта планировки жилого района " адрес в адрес городского округа город Уфа Республики Башкортостан, с обозначением границ спорного земельного участка, частично пересекающего границы красных линий и частично пересекающего границы резервируемых земель для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Таким образом, представленными в материалы дела документами подтверждается, что в соответствии с решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28 января 2015 г. N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" часть испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером N... зарезервирован для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктур, часть пересекает границы красных линий.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Каримовой Р.Р. к УЗИО администрации ГО г. Уфа РБ о признании отказа в предоставлении собственность за плату земельного участка незаконным, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, поскольку совокупность установленных обстоятельств указывает на отсутствие правовых оснований для предоставления в собственность истцу спорного земельного участка.
Довод жалобы об отсутствии земельного участка истца в перечне кадастровых номеров конкретных земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд, в связи с чем факт резервирования участка не подтверждается, является несостоятельным, поскольку опровергается представленной Главархитектурой Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан выкопировкой из приложения N 1 к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан о резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд, схемой размещения объекта, из которых следует, что спорный земельный участок частично пересекает границы красных линий и частично пересекает границы резервируемых земель для размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Доводы жалобы на правильность выводов суда не влияют, правовых оснований для отмены решения суда не содержат и по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для их переоценки в материалах дела отсутствуют.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем, оснований для отмены судебного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Каримовой Р.Р. - Суханова С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Голубева
Судьи Н.А. Александрова
В.В. Минеева
Справка: судья А.Ю. Сунгатуллин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.