Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф,
судей Гибадуллиной Л.Г,
Якуповой Н.Н,
при секретаре Хасанове Р.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Комлевой О.Ю. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 января 2018 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Комлевой Ольги Юрьевны к должностному лицу - заместителю Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Магадееву М.Ш, Правительству Республики Башкортостан о признании незаконными действия Правительства Республики Башкортостан и должностного лица, выразившихся в непредоставлении обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия 28 января 2018года, о возложении на Правительство Республики Башкортостан обязанность согласовать проведение публичного мероприятия в форме демонстрации, а также митинга в соответствии с уведомлением Комлевой О.Ю. от 12.01.2018 года, отказать.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Комлева О.Ю. обратилась в суд с административным иском к должностному лицу - заместителю премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Магадееву М.Ш, Правительству Республики Башкортостан о признании решений и действий (бездействий) органов государственной власти, должностных лиц незаконными, выразившегося в непредоставлении обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, признании незаконным действия Правительства Республики Башкортостан и должностного лица, выразившегося в незаконном несогласовании публичного мероприятия.
В обоснование административных исковых требований указано, что 12 января 2018 года административный истец обратился в Правительство РБ с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме демонстрации и митинга.
В обращении Комлева О.Ю. указала, что мероприятие запланировано на 28 января 2018 г. с 14.00 ч. по 18.00 ч, количество участников - 2000 человек, цель - "Забастовка избирателей". Маршрут, форма и место проведения публичного мероприятия: от здания по адресу проспект Октября, 31 (площадь перед универмагом "Уфа"), далее по тротуару вдоль проспекта Октября до ул. 50 лет СССР, переход ул. 50 лет СССР, поворот на улицу 50 лет СССР, далее по тротуару нечетной стороны ул. 50 лет СССР до площади перед дворцом спорта (ул. Р. Зорге, 41) с митингом по адресу: г. Уфа, ул. Р. Зорге, 41(площадь перед дворцом спорта).
На обращение должностным лицом - заместителем премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Магадеевым М.Ш. был представлен ответ за N 2-т-36-2т-267-ГО от 15 января 2018года.
В ответе указано, что в Правительство РБ ранее поступило уведомление о проведении публичного мероприятия в указанное в уведомлении истца время по адресу: г. Уфа, ул. Р. Зорге, 41, площадь перед дворцом спорта. Кроме того сообщается, что 28 января 2018 г. во всех специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий, состоятся другие публичные мероприятия, о чем ранее в Правительство РБ поступили соответствующие уведомления. Дополнительно сообщено, что маршрут запланированной демонстрации пролегает на расстоянии менее 100 метров от средней общеобразовательной школы N117 (г. Уфа, ул. 50 лет СССР, 10) детского сада N234 (г. Уфа, ул. Р. Зорге, 40/3) стоматологической клиники "Брекет" (г. Уфа, ул. 50 лет СССР, 4). Предложено провести публичное мероприятие в другой день в одном из специально отведенных мест, утвержденных постановлением.
С данным ответом административный истец не согласен, считает его незаконным, действия Правительства Республики Башкортостан при рассмотрении уведомлений о проведении публичных мероприятий препятствуют реализации ее конституционных прав.
Просила признать незаконными действия Правительства Республики Башкортостан и должностного лица, выразившихся в не предоставлении обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, возложить на Правительство Республики Башкортостан обязанность согласовать проведение публичного мероприятия в форме демонстрации, а также митинга в соответствии с уведомлением Комлевой О.Ю. от 12.01.2018 года.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Комлевой О.Ю. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Комлеву О.Ю, поддержавшую доводы жалобы, представителя Правительства Республики Башкортостан Нафикова Р.Ш, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства на основании статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановилрешение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции 12 января 2018 г. Комлева О.Ю. обратилась в Правительство Республики Башкортостан с уведомлением о проведении публичного мероприятия, в котором сообщила о проведении публичного мероприятия в форме демонстрации и митинга с предполагаемым количеством участником до 2000 человек 28 января 2018 г. в период времени с 14 часов 00 минут до 18 часов 00 минут от здания по адресу: проспект Октября, 31 (площадь перед универмагом "Уфа"), далее по тротуару вдоль проспекта Октября до ул. 50 лет СССР, переход ул. 50 лет СССР, поворот на улицу 50 лет СССР, далее по тротуару нечетной стороны ул. 50 лет СССР до площади перед дворцом спорта (ул. Р. Зорге, 41) с митингом по адресу: г. Уфа, ул. Р. Зорге, 41 (площадь перед дворцом спорта) (л.д. 9).
Заместитель премьер - министра Правительства РБ Магадеев М.Ш. в ответе от 15 января 2018 года указал, что в Правительство Республики Башкортостан ранее поступило уведомление о проведении публичного мероприятия в указанное в уведомлении время по адресу: г.Уфа, ул. Р. Зорге, 41, площадь перед дворцом спорта. Кроме того, сообщено, что 28 января 2018 года во всех специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2012 года N 465 состоятся другие публичные мероприятия, о чем ранее в Правительство Республики Башкортостан поступили соответствующие уведомления (л.д.10).
Ответ на уведомление получен Комлевой О.Ю. 15 января 2018 года.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.12.2012 года N 465 определены специально отведенные места для проведения публичных мероприятий в городе Уфе. Данное постановление принято высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти, в компетенцию которого входит решение вопросов, отнесенных к ведению органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Так, специально отведенными местами для проведения публичных мероприятий в г. Уфа являются: (площадь около фонтана, ограниченная улицами Таллинской Мусоргского, Юматовской); г. Уфа, ул. Кирова, 1 (площадь перед зданием Федерации профсоюзов Республики Башкортостан); г. Уфа, ул. Ахметова, 297 (площадь в сквере "Волна"); г. Уфа, ул. Р.Зорге, 41 (площадь перед дворцом спорта); г. Уфа, ул. Первомайская, 47 (площадь перед дворцом культуры химиков).
Отказывая в удовлетворении заявленных Комлевой О.Ю. требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое административным истцом решение должностного лица заместителя премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Магадеева М.Ш. по предложению проведения публичного мероприятия в другой день в одном из специально отведенных мест, утвержденных постановлением является законным и обоснованным, прав участников митинга на свободу выражения мнения во время публичного мероприятия не ограничивает.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст.5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Согласно ч. 5 ст. 5 указанного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона, после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Согласно ч. 2.2 ст. 8 указанного Федерального закона в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 20 декабря 2012 года N 619-3 "О местах проведения публичных мероприятий в Республике Башкортостан" к таким местам отнесены территории организаций образования, здравоохранения, санаторно-курортных организаций, организаций социального обслуживания, а также прилегающие к ним территории на расстоянии до 100 метров.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 484-О-П от 02.04.2009 г. указано, что использование в части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" таких понятий как "мотивированное предложение" и "согласование" не свидетельствует о неопределенности его содержания. По его смыслу, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
Правительством Республики Башкортостан уведомление заявителя рассмотрено и решение принято в установленные сроки, содержит обоснование невозможности проведения мероприятия в форме демонстрации и митинга в указанном организатором месте, поскольку до подачи Комлевой О.Ю. к ним ранее поступило уведомление о проведении публичного мероприятия в указанных в уведомлении времени и месте по адресу: г. Уфа, ул. Р. Зорге, 41 (площадь перед дворцом спорта), а в других специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий, состоятся другие публичные мероприятия. Кроме того, указано на то, что маршрут, запланированный Комлевой О.Ю. пролегает на расстоянии менее 100 метров от средней общеобразовательной школы N117, детского сада N234 и стоматологической клиники ""Брекет", что соответствует положениям ч. 1 ст. 10 Закона Республики Башкортостан от 20 декабря 2012 года N 619-3 "О местах проведения публичных мероприятий в Республике Башкортостан". В связи с этим, ей обоснованно предложено изменить время проведения публичного мероприятия в одном из специально отведенных мест, утвержденных постановлением.
Судебная коллегия находит правильными указанные выводы суда, поскольку они построены на нормах материального права и подтверждаются имеющимися доказательствами по делу, исследованными в судебном заседании.
Ответчиком суду представлены доказательства обоснованности принятого решения, а именно того, что 12 января 2018 года ранее уведомления Комлевой О.Ю. в Правительство Республики Башкортостан поступили уведомления о проведении 28 января 2018 года публичных мероприятий от иных организаторов в специально отведенных местах, в том числе по адресу: г. Уфа, ул. Р.Зорге, 41 (площадь перед дворцом спорта).
Как следует из уведомления Комлевой О.Ю, оно зарегистрировано в приемной Правительства Республики Башкортостан в 09.05 часов 12 января 2018 года (л.д. 9), а уведомление Регионального исполнительного комитета Башкортостанского регионального отделения Партия "Единая Россия" в 09.01 часов 12 января 2018 года (л.д. 27). В других специально отведенных местах в указанный день также были запланированы другие публичные мероприятия, уведомления о проведении которых, поступили ранее обращения Комлевой О.Ю. (л.д. 28-30). Время регистрации уведомлений согласуются с регистрационными номерами уведомлений в хронологическом порядке, что подтверждается выпиской из системы электронного документооборота "Дело" (л.д. 49).
Довод жалобы о том, что суд необоснованно не принял во внимание представленную ею видеозапись в приемной Правительства Республики Башкортостан после сдачи уведомления, подтверждающую то, что ранее Комлевой О.Ю. никто уведомлений не подавал, не может быть принят во внимание.
Согласно ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
В соответствии с ч. 1 ст. 76 КАС РФ лицо или организация, предоставляющие аудио- и (или) видеозаписи на электронном или ином носителе либо заявляющие ходатайство об их истребовании, обязаны указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи.
Представленная видеозапись не содержит сведений о времени произведенной видеозаписи, из него не следует, что запись произведена именно 12 января 2018 года, что невозможно определить и из разговора автора съемки с лицом в приемной Правительства Республики Башкортостан, в связи с чем его нельзя признать допустимым доказательством.
Довод о том, что суд необоснованно отказал в истребовании у Правительства Республики Башкортостан записи камер видеонаблюдения, отклоняется, поскольку возможность их истребования отсутствовала. Как пояснил представитель Правительства Республики Башкортостан Нафиков Р.Ш, длительность хранения видеозаписей не регламентирована, осуществляется зацикленная цифровая видеозапись - авторегистратор, которая храниться от 3 до 5 дней.
Административным ответчиком организатору публичного мероприятия не было отказано в проведении публичного мероприятия, а предложено лишь изменить время его проведения в другой день в одном из специально отведенных мест, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.12.2012 года N 465. Оспариваемое решение не противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении N 484-О-П от 02.04.2009 года. Указанным решением права административного истца на проведение публичного мероприятия нарушены не были.
По смыслу ч. 2.1 ст. 8 Федерального закона N 54-ФЗ, для согласования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления проведения публичного мероприятия вне специально отведенных местах, должно поступить обращение от организатора публичного мероприятия о проведении такого мероприятия в других местах.
С заявлением (уведомлением) о проведении публичного мероприятия вне специально отведенных местах, Комлева О.Ю. не обращалась.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену.
Руководствуясь 307 - 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комлевой О.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Л.Г. Гибадуллина
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.