Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Сафина Ф.Ф,
судей Гибадуллиной Л.Г,
Якуповой Н.Н,
при секретаре Хасанове Р.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Рамишвили С.Г. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 ноября 2017 года, которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Рамишвили С.Г. о признании незаконными действий Управления МВД России по г. Уфа по его содержанию в Центре временного содержания иностранныхграждан Управления МВД России по г. Уфа, не соответствующими Правилам содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N1306 (ред. от 17.06.2016), СанПиН 2.1.2/3041-96 "Устройство, оборудование и содержание центров временного размещения иммигрантов - иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев" отказать.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рамишвили С.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к Центру временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Уфа о признании незаконными действий по содержанию в центре, в обоснование указав, что жилое помещение, в котором содержится административный истец, оборудовано дверью, открывающейся наружу, с засовами и замками, не имеет встроенных шкафов для хранения одежды, обуви, личных вещей, холодильника, видеонаблюдение установлено во всех помещениях Центра, включая туалетные помещения, отсутствуют комнаты отдыха, постирочные, буфетные и курительные комнаты, общие уборные комнаты, прачечная и дезинфекционное отделение, не проводится дезинфекция белья, медицинская помощь оказывается платно, пожарная сигнализация является недействующей, пища предоставляется в холодном виде, в рационе отсутствуют фрукты, мясо выделяется меньшим количеством, продукты низкого качества.
В уточненных административных исковых требованиях Рамишвили С.Г. просил суд признать незаконными действия Управления МВД России по г.Уфа по его содержанию в Центре временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Уфа, не соответствующими Правилам содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1306 (ред. от 17.06.2016), СанПиН 2.1.2/3041-96 "Устройство, оборудование и содержание центров временного размещения иммигрантов - иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев".
Определениями суда от 27.10.2017 г. произведена замена административного ответчика Центр временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г. Уфа на Управление МВД Российской Федерации по г. Уфе, в качестве заинтересованного лица привлечено МВД по Республике Башкортостан.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Рамишвили С.Г. ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 150, 272 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Управления МВД России по городу Уфе Манахова Н.П, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что доказательств тому, что содержание административного истца как иностранного гражданина, подлежащего депортации за пределы Российской Федерации, осуществляется без учета принципов гуманизма, уважения человеческого достоинства, установленных статьей 3 Конвенции от 04.11.1950 года "О защите прав человека и основных свобод" и частью 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации, суду не представлено.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Содержание иностранных граждан в Центре содержания иностранных граждан регламентируется Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1306 (ред. от 17.06.2016) "Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии".
Данные Правила определяют порядок содержания, нормы питания, площади помещения, оказания медицинской помощи лицам, содержащимся в Центре содержания иностранных граждан.
Согласно п. 2 указанных Правил иностранные граждане, содержащиеся в специальном учреждении, должны соблюдать настоящие Правила и установленные руководителем (начальником) специального учреждения распорядок дня специального учреждения, контрольно-пропускной и внутриобъектовый режимы (режим содержания). Распорядок дня специального учреждения устанавливается руководителем (начальником) специального учреждения на основе примерного (типового) распорядка дня специальных учреждений, утверждаемого Министром внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях в условиях, исключающих возможность самовольного оставления ими таких специальных учреждений.
В специальных учреждениях создаются бытовые условия для содержащихся иностранных граждан, отвечающие требованиям гигиены, санитарной и пожарной безопасности.
Согласно п. 11 Правил, иностранные граждане содержатся в специальных учреждениях в комнатах, норма санитарной площади которых составляет не менее 6 кв. метров на 1 человека, при установке 2-ярусных кроватей - не менее 4,5 кв. метра на 1 человека. Помещение для размещения семьи имеет площадь не менее 15 кв. метров.
Оказание медицинской помощи иностранным гражданам, содержащимся в Центре, осуществляется в соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 г. N186 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации".
Иностранным гражданам, содержащимся в Центре и не нуждающимся в госпитализации, медицинская помощь предоставляется в медицинской части Центра в амбулаторных условиях.
Медицинские работники специального учреждения осуществляют:
а) выявление больных с подозрением на инфекционные, паразитарные, психические и иные заболевания при поступлении иностранных граждан в специальное учреждение, а также во время ежедневных обходов и при обращениях указанных лиц за медицинской помощью;
б) оказание медицинской помощи;
в) организацию консультаций врачей-специалистов медицинских
организаций больным, нуждающимся в оказании специализированной
медицинской помощи;
г) организацию госпитализации больных, нуждающихся в лечении в
стационарных условиях;
д) обеспечение выполнения иностранными гражданами рекомендаций
и назначений врачей-специалистов;
е) расчет потребности в лекарственных препаратах, дезинфекционных
средствах и медицинских изделиях, своевременное представление
соответствующих заявок об их пополнении (приобретении) и соблюдение
правил их хранения;
ж) обеспечение соблюдения требований законодательства Российской
Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения (далее - санитарное законодательство) при
содержании, организации питания, водоснабжения, банно-прачечном
обеспечении, санитарной обработке иностранных граждан;
з) организацию и проведение санитарно-противоэпидемических
(профилактических), в том числе дезинфекционных, мероприятий;
и) санитарно-просветительную работу среди иностранных граждан;
к) направление в орган, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, по месту нахождения специального учреждения информации о выявлении лиц, больных инфекционными или паразитарными заболеваниями либо с подозрением на эти заболевания;
л) ведение журнала медицинских осмотров иностранных граждан при поступлении в специальное учреждение и при убытии из него по форме согласно приложению N 6, журнала медицинского наблюдения иностранных граждан, содержащихся в специальном учреждении, по форме согласно приложению N 7, журнала регистрации дезинфекции (дезинсекции) вещей и помещений по форме согласно приложению N 8, журнала санитарного состояния специального учреждения по форме согласно приложению N 9;
м) ведение медицинской карты амбулаторного больного. При выявлении у иностранного гражданина, содержащегося в специальном учреждении, заболевания на указанного иностранного гражданина заводится медицинская карта амбулаторного больного, в которую вносятся записи о проведенных медицинских обследованиях и лечении.
Как следует из материалов дела, решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 12.09.2017 г. гражданин Республики Южная Осетия Рамишвили С.Г, дата года рождения, подлежащий депортации, помещен в Центр временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Уфа на срок до 30.10.2017 г.
Решением Кировского районного суда г. Уфы от 30.10.2017 года, измененным 15.11.2017 года судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан, срок содержания Рамишвили С.Г. в Центре временного содержания иностранных граждан продлен до 30.11.2017 года.
В административном исковом заявлении Рамишвили С.Г. ссылается на то, что административным ответчиком не были соблюдены обязательства по его содержанию в Центре временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Уфа в соответствии с Постановления Правительства РФ от 30.12.2013 N 1306, а также санитарным правилам и нормам СанПиН.
Между тем, обустройство здания Центра временного содержания и жилых помещений, в которых содержатся иностранные граждане, а также условия содержания соответствуют Типовым требованиям к техническому оснащению и оборудованию специальных учреждений федеральной миграционной службы и её территориальных органов, предназначенных для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы N 534 от 26 сентября 2014 года и вышеприведенным Правилам содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1306.
Рамишвили С.Г. содержался в жилом помещении - комнате N21 (номер на поэтажном плане 22) площадью 33,7 кв.м. (л.д.65, т.1), вместе с ним содержатся еще 3 человека, следовательно, требования по норме санитарной площади не менее 6 кв. метров на 1 человека, соблюдались.
Двери оборудованы запорными устройствами в соответствии с требованиями п.п. 44, 46 Типовых требований, утвержденных приказом Федеральной миграционной службы N 534 от 26 сентября 2014 года.
Как правильно указал суд, ссылка истца на нормы СанПиН 2.1.2/3041-96 не состоятельна, поскольку указанные правила и нормы распространяются на проектируемые, строящиеся и существующие центры временного размещения иммигрантов, к каковым не относится Центр временного содержания иностранных граждан в г. Уфе, где содержался Рамишвили. Он, как иностранный гражданин, подлежащий депортации, к категории иммигрантов - иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев не относится.
Управлением МВД России по г. Уфе заключены государственные контракты по оказанию услуг по дезинфекции, дератизации и дезинсекции помещения ЦСИГ Управления МВД России по г. Уфе, вывозу мусора, уборке помещений, оказанию услуг по стирке белья с полной обработкой (сушка, глажение, упаковка), услуг по организации трехразового горячего питания, медицинский услуг (л.д. 130-179, т. 1, 47-91, т. 2)
Из представленных в материалы дела журнала медицинского осмотра N25, журнала медицинского наблюдения N24, индивидуальной карты амбулаторного больного следует, что поступивший в Центр временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г.Уфа Рамишвили С.Г. 09 сентября 2017 года был осмотрен квалифицированными врачами медицинской части (л.д. 88, 90-91 т.1), также обеспечен постельными принадлежностями, что подтверждается справкой об обеспечении постельными принадлежностями и актом приема - передачи от 08.09.2017 г. (л.д. 25-26 т. 2).
Иностранные граждане, содержащиеся в Центре, обеспечиваются питанием по норме согласно приложению N3 к Правилам, что подтверждается представленными государственными контрактами, техническим заданием, актами выполненных работ, меню, табелем (л.д. 47-69, т. 2).
Питание поставляется поставщиками в специальных металлических термоконтейнерах и подается в горячем виде, для приема пищи оборудована столовая с холодильником, на ответственных лиц оформлены санитарные книжки (л.д. 27-46, 109,110 т. 2).
Доводы административного истца о нарушении правил безопасности также опровергаются представленными ответчиком доказательствами того что, Центр оборудован системой пожарной безопасности, средствами пожаротушения назначены ответственные лица за противопожарную безопасность (л.д. 22-24 т. 2).
Разрешая спор по существу, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что основные условия содержания заявителя Рамишвили С.Г. в центре временного содержания иностранных граждан в их совокупности соответствуют Правилам содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1306 (ред. от 17.06.2016).
Доводы жалобы о том, что судом принято решение об отказе в удовлетворении административных требований без проверки представленных административным ответчиком доказательств, в Центре не соблюдаются санитарно-эпидемиологические нормы, нормы питания, пища плохого качества, не соблюдаются нормы пожарной безопасности, ничем не обоснованны, опровергаются представленными ответчиком в материалы дела доказательствами.
Выводы суда основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам ст. 84 КАС РФ
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 307-309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 23 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рамишвили С.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Л.Г. Гибадуллина
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.