Верховный суд Республики Башкортостан
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Уфа 31 января 2017 года
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Михляевой Г.А.
при секретаре Шакировой Г.Р.
в судебном заседании по административному делу по административному иску Мухтаруллина А.М. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Мухтаруллин А.М. обратился в Верховный суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, указав в обоснование своих требований, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N... общей площадью 540 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "под спортивный магазин", расположенного по адресу: адрес Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 ноября 2015 года N482 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан кроме городских округов города Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, в соответствии с которым установлена по состоянию на 02.06.2015 г. кадастровая стоимость земельного участка в размере 4801825,80 руб. Согласно выполненному ООО "Центр экспертизы и оценки "Церта" отчету об оценке от 03.07.2017 N1660-06-2017-Р/02 рыночная стоимость спорного земельного участка на эту дату составляет 1391000 руб. Считает, что установленная кадастровая стоимость земельного участка завышена, что нарушает его права, так как ведет к необоснованному увеличению размера налоговых платежей. Просит установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 02.06.2015 г.
В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков, заинтересованных лиц не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебное заседание административный истец и его представитель представили ходатайство о рассмотрении дела без их участия, указали, что административное исковое заявление поддерживают. С заключением эксперта ознакомлены, просят удовлетворить иск с учетом результатов судебной экспертизы.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан в письменном ответе от 04.12.2017 г. N 10859 сообщило, что земельный участок с кадастровым номером N... поставлен на государственный кадастровый учет 05.05.2015. имел вид разрешенного использования "для лесоразведения", категории земель: земли населенных пунктов и площадь 540 кв.м. Далее, 02.06.2015 г. внесено изменение в сведения о виде разрешенного использования на формулировку "под спортивный магазин". После утверждения Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 ноября 2014 года N482результатов ГКОЗ кадастровая стоимость участка была актуализирована согласно п. 2.4 Методических указаний, утвержденных приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222, рассчитана в Акте определения кадастровой стоимости, имеет дату определения - 02.06.2015 года. Далее, 18.09.2017 г. внесено изменение в сведения о виде разрешенного использования на формулировку "гостиницы", кадастровая стоимость участка пересчитана и составила 926262 руб, имеет дату определения и применения - 18.09.2017 года (л.д.131-134 т.1).
Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО3 свое заключение поддержал, пояснил, что использовал сравнительный подход, метод сравнения продаж, справочник Лейфера, законодательство об экспертизе. Объект - на выезде из Затона, хотя адрес - Уфимский район. Подобрал 5 аналогов, 3 - в Ленинском районе, достаточно близко от объекта. Два - на выезде у пересечения дорог, близкие к выезду из города, в Калининском районе. Фактически расположение их очень похоже. Считает аналоги корректными. В объявлении была полная информация по ним. Сделаны корректировки на вид права повышающая, корректировка на торг, на дату и местоположение в городе. Фирма "Авеню" давно обзоры делает, поэтому всем известна, нет оснований не доверять им. Отрицательная корректировка на дату, потому что был кризис, провал, цены снизились в течение 2 лет, сейчас рынок восстанавливается с 2016 года. Считает свой результат верным. После ознакомления с отчетом оценщика пояснил, что источник информации у оценщика - "Росриэл", это общероссийский сайт, в нем данные в целом по стране. Поскольку обзор "Авеню" делается только для РБ и Уфы, больше доверяет "Авеню". "Росриэл" - это свежий источник, требующий проверки. В отчете не видно аналогов, нет объявлений о них у оценщика. Проанализировать корректность аналогов нет возможности. В Карпово - близки аналоги, но они вне города. Корректировка на местоположение, по площади им сделана по справочнику Лейфера, грубо сделана. Сайт "Росриэл" не уфимский, не башкирский, они далеки по своим прогнозам и результатам от нашего рынка. У "Авеню" больше опыта и информационной базы, их результаты более близки. Неточность оценщика в том, что он доверился этому сайту. В разделе "Уфа" на сайте "Росриэл" есть 2 ошибки - непонятно почему попали в раздел "Уфа" квартира в Петербурге и земля в Саратове. Это все влияет на результат. Авторы сайта сами пишут - применение этих результатов возможно только после и с применением результатов анализа регионального рынка. На сайте показаны резкие скачки цен в мае-июне, количество объявлений на сайте в данные месяцы существенно различается. Считает свои аналоги более правильными. На сайте "Сан-эксперт" показана аналитика на май 2015 года, средняя цена 1755 р./кв.м. в Ленинском районе.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости подлежащим удовлетворению.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу ч. 7 ст. 1, ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, органом регистрации прав на основании документов, поступивших в этот орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В силу пункта 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно положениям ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц - в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В силу положений абзацев 3, 5, 6 статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Исходя из положений статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 1 марта 2011 г. N 275-О-О и от 3 июля 2014 г. N 1555-О, установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель, тем самым действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 г. N 1555-О правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу. Преимущество же применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка.
При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об ее утверждении.
Установлено, что Мухтаруллин А.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером N... общей площадью 540 кв.м, расположенного по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата (л.д. 21 т.1).
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером N... общей площадью 540 кв.м, расположенного по адресу: адрес, поставлен на государственный кадастровый учет 05.05.2015 года (л.д.18-20 т.1).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17.11.2015 года N482 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Башкортостан кроме городских округов города Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район, определенные по состоянию на 1 января 2015 года.
Указанный акт является общедоступным документом, размещен на официальных информационных сайтах, а также в правовой системе "КонсультантПлюс".
В соответствии с приведенным постановлением по состоянию на 02.06.2015 года установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... в размере 4801825,80 руб, что также подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 20.10.2017 года, ответом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан от 04.12.2017 г. N 10859 (л.д. 131-134 т.1).
Мухтаруллин А.М. просит установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления налога на землю, исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельных участков, затрагивает права заявителя, как плательщика земельного налога.
Заявителем предоставлен отчет от 03.07.2017 N1660-06-2017-Р/02 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО "Центр экспертизы и оценки "Церта", согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 02.06.2015 г. составляет 1391000 руб. (л.д.24-64 т.1).
Определением Верховного суда Республики Башкортостан от 02.11.2017 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено эксперту ООО "Партнер" ФИО3, на разрешение эксперта поставлен вопрос об определении по состоянию на 02.06.2015 года рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N... общей площадью 540 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "под спортивный магазин", расположенного по адресу: РБ, адрес.
Согласно заключению эксперта ООО "Партнер" от 26.12.2017 года N17.12.73 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N... составляет 921000 руб. (л.д.169-227 т.2).
Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта ООО "Партнер" от 26.12.2017 года N17.12.73, лицами, участвующими в деле, в судебном заседании не оспорена, какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии заключения эксперта "Партнер" от 26.12.2017 года N17.12.73 установленным требованиям лицами, участвующими в деле, которые не были лишены возможности ознакомления с экспертным заключением, не приведены.
Суд, оценивая заключение эксперта ООО "Партнер" от 26.12.2017 года N17.12.73 с учетом пояснений эксперта и отчет от 20.09.2017 N 117-17 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО "Центр оценки и права", представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости заключения эксперта ООО "Партнер" от 26.12.2017 года N17.12.73, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным доказательством размера кадастровой стоимости спорного земельного участка. Требования, содержащиеся в ст.ст. 2, 3, 4, 6-8, 16 и 17, ч.2 ст.18, ст.ст. 24 и 25 Федерального Закона от 31.05.2011 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", предъявляемые к судебно-экспертным учреждениям, не являющимся государственными судебно-экспертными учреждениями, экспертом соблюдены. Заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, который предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, научно обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях и научных и практических источниках. При определении рыночной стоимости земельного участка экспертом произведены корректировки "на вид права", "на торг", "на дату и местоположение", "на площадь" (л.д.185-188 т.2).
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что рыночную стоимость земельного участка необходимо установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО "Партнер" от 26.12.2017 года N17.12.73.
Принимая во внимание значительное расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в экспертном заключении, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Оценивая в совокупности положения главы III.1 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, обратившийся с требованием о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета индивидуальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Как усматривается из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N... установлена по состоянию на 02.06.2015 года, что также подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 203.10.2017 года, ответом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 04.12.2017 г. N 10859 (л.д. 17, 131-134 т.1), которая является актуальной для административного истца. На эту же дату экспертом определена рыночная стоимость земельных участков.
Исходя из части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность по доказыванию несоответствия заявленной Мухтаруллиным А.М. рыночной стоимости земельного участка лежит на административных ответчиках.
Лицами, участвующими в деле, каких-либо доводов, позволяющих подвергать сомнению указанное заключение судебной экспертизы, не приведено, доказательств в опровержение данного заключения не представлено, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявлено.
С учетом изложенного, права заявителя - собственника земельного участка, могут быть защищены с использованием такого способа как установление кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности Мухтаруллина А.М, вытекающие из отношений по уплате налогов.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.18, 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Мухтаруллина А.М. к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, поступившее в Верховный суд Республики Башкортостан 21.11.2017 года, удовлетворить.
Установить по состоянию на 02 июня 2015 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N... общей площадью 540 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "под спортивный магазин", расположенного по адресу: РБ, адрес, равной его рыночной стоимости, в размере 921000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Верховного суда
Республики Башкортостан Г.А. Михляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.