Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Шомахова Р.Х.
судей Жернового Е.И. и Мисхожева М.Б.
при секретаре Жантуеве К.Р.
с участием: представителя ответчиков ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шомахова Р.Х. гражданское дело по иску Шахмурзаева Мурата Исхаковича к Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации и Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по КБР о признании незаконным и отмене решения комиссии в части отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленного протоколом от 19.01.2017 года N2, о возложении обязанности поставить с составом семьи из 4-х человек на учет для получения единовременной социальной выплаты,
по апелляционной жалобе Шахмурзаева М.И. на решение Нальчикского городского суда КБР от 15 декабря 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
Шахмурзаев М.И. обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным протокол N 2 от 19 января 2017 г. заседания комиссии ФСИН России, по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в части отказа в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и обязать Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации, поставить его с составом семьи из 4-х человек на учет для получения единовременной социальной выплаты со дня подачи рапорта 18.11.2014 г.
Требования мотивированы тем, что будучи сотрудником УФСИН России по КБР, в должности младшего инспектора отдела охраны колонии ФКУ ИК-1 УФСИН России по КБР, в звании прапорщика внутренней службы, имея выслугу более 12 лет, 18.11.2014 г, он обратился с рапортом о принятии на учет для получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в комиссию УФСИН России по КБР.
По результатам рассмотрения рапорта, ФСИН России отказало ему в постановке на учет в связи с непредставлением информации о постоянной регистрации детей до 16.05.2014 г, а также не указанием в справках Росреестра и БТИ девичьей фамилии супруги.
Считая отказ незаконным, в исковом заявлении указывалось, что на момент подачи рапорта, заявитель проживал со своей семьей из 4-х человек по адресу: "адрес", принадлежащей всем членам семьи в равных 1/4 долях. Приложенные к уведомлениям Росреестра выписки из ЕГРП, исчерпывающе показывают его жилищные условия. Проживание несовершеннолетних детей по месту жительства родителей, подразумевается.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 15 декабря 2017 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением, Шахмурзаев М.И. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить.
В апелляционной жалобе повторяются обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, и дополнительно указывается, что относительно отсутствия ответа по Московской области полагает, что это техническая ошибка, которую можно подчеркнуть из материалов дела. Запросы в Росреестр относительно информации о наличии жилья формировались ответчиком. Представленные на предварительную комиссию УФСИН России по КБР документы прошли положительную проверку и были направлены в ФСИН России на основную комиссию.
В случае надлежащего исполнения свих обязанностей ответчиком, в отрасли регулирующего сложившийся правовой спор, его права были бы реализованы во внесудебном порядке. В частности ответчику понадобилось более двух лет для рассмотрения его рапорта. Для донесения до него результатов рассмотрения его рапорта понадобилось около 7-ми месяцев. В случае своевременного, установленного законом сроков, его извещения, он не был бы лишен возможности исправления выявленных ошибок, поскольку на момент его извещения о результатах жилищной комиссии он уже находился на пенсии.
ФСИН России и УФСИН России по КБР подали возражение, в котором просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Шомахова Р.Х, изучив представленные материалы и доводы жалобы, выслушав возражавшую против удовлетворения жалобы представителя ФСИН России и УФСИН России по КБР - ФИО7, Судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Согласно ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее-Правила).
Как следует из материалов дела, истец 18 ноября 2014 года обратился с соответствующим рапортом о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения.
При этом на указанную дату он имел выслугу более 12 лет, являлся прапорщиком внутренней службы, младшим инспектором отдела охраны колонии ФКУ ИК-1 УФСИН России по КБР.
Решением комиссии ФСИН России, оформленного протоколом N 2 от 19.01.2017г, истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил.
Указано, что информация о постоянной регистрации детей до 16.05.2014 г. не представлена. Не представлены справки БТИ и выписки из ЕГРП на девичью фамилию супруги заявителя. Справки представлены всеми территориальными Управлениями Росреестра, кроме Московской области.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. N 369. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Так, п. 5 вышеуказанных Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются документы, перечисленные в п. 5 Правил, в том числе:
- копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подп. "б");
- документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подп. "и").
В исковом заявлении и апелляционной жалобе истец не оспаривает то обстоятельство, что информация о постоянной регистрации детей до мая 2014 года не была представлена. Со ссылками на положения ст. 20 ГК РФ истец считает, что этого не требовалось.
Однако, доводы истца о совместном проживании детей с ним, суд не может принять в качестве довода и основания, позволяющего сделать вывод о том, что решение ответчика является незаконным, так как согласно пункту 5 вышеназванных Правил, истец был обязан представить документы о регистрации проживающих с ним членов его семьи.
Также истом не оспаривается, что направленные в комиссию ФСИН России документы на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения содержали справки БТИ и выписки из ЕГРП без указания предыдущей фамилии супруги.
Учитывая, что комиссия ФСИН России принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты либо об отказе в постановке на указанный учет на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в п. 5 Правил и заверенных в установленном порядке, полученная 20.11.2017г. выписка из ЕГРП с указанием предыдущей фамилии супруги, не может служить основанием для удовлетворения иска.
Материалы дела не содержат относимых и допустимых доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что истцом изначально в полном объеме были представлены необходимые для решения вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, документы, в связи с чем, комиссия ФСИН России правомерно отказано истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, так как им не представлены обязательные документы, предусмотренные п. 5 Правил.
С учетом предмета и основания иска, иных значимых по делу обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нальчикского городского суда КБР от 15 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шахмурзаева М.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Р.Х. Шомахов
судьи Е.И. Жерновой
М.Б. Мисхожев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.