И.о. председателя Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Ташуев М.З., рассмотрев жалобу Османова А.Б. на постановление мирового судьи судебного участка N1 Эльбрусского судебного района КБР от 18.12.2017 года и решение судьи Эльбрусского районного суда КБР от 11.01.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Османова Артура Борисовича, 10.10.1986 года рождения, гражданина РФ, уроженца КБР, не работающего, проживающего по адресу: КБР, "адрес",
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с постановлением мирового судьи судебного участка N1 Эльбрусского судебного района КБР от 18.12.2017 года в 2 часа 20 минут 26.11.2017 года Османов А.Б, управляя возле дома "адрес" "адрес" транспортным средством - автомобилем "Лада 111930" с г/н N, при наличии признаков опьянения (запах алкоголя изо рта; поведение, не соответствовавшее обстановке) в нарушение требований п.2.3.2 "Правил дорожного движения РФ" не выполнил законного требования сотрудника ГИБДД о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Указанные действия Османова А.Б. мировым судьей квалифицированы по ч.1 ст.12.26 КоАП РФ, в связи с чем ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 7 месяцев.
Согласно вступившему в законную силу решению судьи Эльбрусского районного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а жалоба Османова А.Б. - без удовлетворения.
30.01.2018 года в Верховный Суд КБР поступила жалоба Османова А.Б. в порядке ст.ст.30.12 - 30.19 КоАП РФ, содержащая просьбу состоявшиеся по делу, вступившие в законную силу судебные акты отменить, а производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование автор жалобы указал, что примерно в 00 часов 20 минут 26.11.2017 года был остановлен сотрудником ГИБДД для проверки документов. В ходе беседы инспектор высказал мнение, что от него исходит запах алкоголя. На предложение пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения он ответил согласием и, прибыв на ближайший пост ДПС "Чегет", неоднократно выдыхал воздух в соответствующий прибор. Однако сотрудник полиции, заявив, что он выдыхал воздух ненадлежащим образом, оформил его фактический отказ от освидетельствования на месте и предложил проследовать в медицинское учреждение для прохождения медицинского освидетельствования. Согласившись выполнить это требование, он прибыл в ГБУЗ "Центральная районная больница" Эльбрусского муниципального района КБР, где вновь выдыхал воздух в алкотектор настолько, сколько позволяло состояние его здоровья. При этом он уведомил врача, что ранее перенес несколько операций и, вероятно, по этой причине его возможность пройти освидетельствование при помощи алкотектора объективно ограничена. В связи с этим врач, предварительно указав в акте медицинского освидетельствования на фальсификацию им выдоха, произвела отбор биологического объекта (мочи), но результаты химико-биологического исследования этого анализа в названном документе не отразила. Кроме того, медицинское освидетельствование проводилось с нарушением процессуальных норм, то есть в отсутствие понятых и без производства видеозаписи. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, а также то, что протокол об отстранении от управления транспортным средством им был подписан не на месте отстранения, но
на посту ДПС "Чегет", Османов А.Б. полагает, что сотрудники полиции и врач существенно нарушили порядок его привлечения к административной ответственности. Соответственно, вынесенные по делу постановление и решение подлежат отмене, поскольку выводы судей об его виновности по ч.1 ст.12.26 КоАП РФ основаны на недопустимых доказательствах.
Изучив на основании ч.1 ст.30.16 КоАП РФ дело об административном правонарушении в пределах сформулированных Османовым А.Б. доводов, прихожу к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.12.26 КоАП РФ невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
В соответствии с п.2.3.2 "Правил дорожного движения Российской Федерации", утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ночь на 26.11.2017 года Османов А.Б., управляя транспортным средством - автомобилем, был остановлен инспекторами ДПС в г.Тырныаузе для проверки документов.
В связи с тем, что у полицейских имелись достаточные, то есть законные, основания полагать, что водитель пребывает в состоянии опьянения, на что указывали запах алкоголя изо рта и поведение, не соответствовавшее обстановке, он был фактически отстранен от управления транспортным средством и доставлен на пост ДПС "Чегет", расположенный в г.Тырныаузе, для прохождения освидетельствования на алкогольное опьянение.
Однако, заявив о готовности пройти названное освидетельствование, реально сделать это Османов А.Б. по существу отказался, так как имитировал выдох воздуха в алкотектор.
В связи с этим инспектором ДПС под видеозапись был составлен протокол об отстранении водителя от управления автомобилем, а сам он, в соответствии с выраженным им согласием, был доставлен в ГБУЗ "Центральная районная больница" Эльбрусского муниципального района КБР для прохождения медицинского освидетельствования.
В ходе данного освидетельствования Османов А.Б. вновь фальсифицировал выход воздуха в алкотектор, в связи с чем врачом Боттаевой Н.Н. был составлен акт, зафиксировавший отказ водителя от прохождения исследования.
Достоверность вышеприведенных, установленных судьями обстоятельств дела подтверждена не только рапортом инспектора ДПС; соответствующими протоколами и актом медицинского освидетельствования N18 от 26.11.2017 года, но и показаниями врача Боттаевой Н.Н, допрошенной судьей Эльбрусского районного суда КБР.
Довод автора жалобы, что в силу объективных причин он не имел реальной возможности произвести в алкотектор выдох нужной силы, так как ранее перенес несколько операций и принимал различные лекарственные препараты, представляется неубедительным.
Из приобщенных к делу документов усматривается, что в 2008 году Османов А.Б. перенес минно-взрывное ранение обеих нижних конечностей, в связи с чем в период с 2008 по 2015 годы ему, действительно, неоднократно оказывалась медицинская, в том числе оперативная, помощь. Однако сведений о том, что ранение ног и их последующее лечение отразилось или могло отразиться на дыхательной системе Османова А.Б, данные документы не содержат.
В тоже время, из акта медицинского освидетельствования N18 от 26.11.2017 года усматривается, что в момент доставления в больницу зрачки Османова А.Б. были сужены; речь нарушена, а в позе Ромберга он был неустойчив, т.к. его шатало.
Исходя из изложенного, нахожу обоснованными выводы судей, что 26.11.2017 года Османов А.Б. умышленно фальсифицировал выдохи в алкотекторы с целью уклонения от прохождения освидетельствований и от установления по их результатам факта управления им транспортным средством в состоянии опьянения.
Таким образом, материалами настоящего дела в должной мере подтверждено, что выполнить законное требование инспектора ГИБДД о прохождении медицинского освидетельствования водитель фактически отказался.
Между тем, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", отказ водителя от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, заявленный как непосредственно должностному лицу ГИБДД, так и медицинскому работнику, является законным основанием, достаточным для привлечения такого водителя к административной ответственности по статье 12.26 КоАП РФ.
Ссылка автора жалобы на то, что в акте медицинского освидетельствования не отражены результаты химико-биологического исследования отобранного у него биологического объекта (мочи), правового значения не имеет, поскольку по смыслу ч.1 ст.12.26 КоАП РФ в качестве отказа от освидетельствования, заявленного медицинскому работнику, следует понимать не только отказ от медицинского освидетельствования в целом, но и отказ от того или иного вида исследования в рамках медицинского освидетельствования.
Довод Османова А.Б. о том, что полицейские и врач нарушили порядок его привлечения к административной ответственности тем, что осуществили процедуру медицинского освидетельствования в отсутствие понятых и без видеозаписи, не основан на законе. Конкретный порядок проведения данной процедуры оговорен не общими положениями КоАП РФ, на которые ссылается автор жалобы, а ведомственным Приказом Минздрава России от 18.12.2015 года N 933н "О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)", не предусматривающим участия понятых или производства видеозаписи.
Составление инспектором ДПС протокола отстранения Османова А.Б. от управления транспортным средством не сразу же на месте его остановки, а спустя некоторое время на посту ДПС "Чегет" в качестве значимого процессуального нарушения оцениваться не может, так как законных прав и интересов водителя существенным образом не затронуло.
Кроме того, право сотрудников органов внутренних дел совершать действия по составлению процессуальных документов не на месте совершения (пресечения) административного правонарушения или месте остановки (задержания) транспортного средства, а в служебном помещении органа внутренних дел, стационарного поста органа внутренних дел, транспортном средстве органов внутренних дел прямо оговорено в п.37 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения".
Таким образом, все доводы автора жалобы о нарушении в ходе производства законного порядка его привлечения к административной ответственности объективного подтверждения не нашли.
Постановление о привлечении Османова А.Б. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.26 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ. При назначении наказания мировым судьей учтены характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, посягающего на безопасность участников дорожного движения. Наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст.12.26 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.8 и 4.1 КоАП РФ. Оснований для его снижения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N1 Эльбрусского судебного района КБР от 18.12.2017 года и решение судьи Эльбрусского районного суда КБР от 11.01.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Османова Артура Борисовича оставить без изменения, а его жалобу без удовлетворения.
И.о. председателя Верховного Суда
Кабардино-Балкарской Республики М.З.Ташуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.