Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Шиловской Н.Ю.
судей
Кудасовой Т.А, Ничковой С.С.
при секретаре
Лонгортовой М.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 февраля 2018 года гражданское дело N 2-1527/2017 по апелляционной жалобе Котенко Ольги Михайловны, Котенко Александра Ивановича на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 07 сентября 2017 года по иску Котенко Ольги Михайловны, Котенко Александра Ивановича к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга об обязании предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Шиловской Н.Ю, выслушав объяснения представителя администрации Василеостровского района - Судаковой О.С, действующей на основании доверенности N 01-60 - 1/18-2-0 от 09.01.2018, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы обратились в Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику и, уточнив требования, просили обязать администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга предоставить Котенко О.М. и Котенко А.И. по договору мены, вне очереди, равнозначное, благоустроенное жилое помещение в черте города Санкт-Петербурга, взамен аварийного жилья, расположенного по адресу: "адрес" (л.д.4-7, 46).
В обоснование своих требований указали, что истцы являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт "адрес" Распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 30.01.2012г. N 55-р "О признании многоквартирного дома по адресу: "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции" на основании заключения городской межведомственной комиссии от 25.01.2012г. N 5, многоквартирный дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим реконструкции.
На основании распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2011г. N 48-рп "Об утверждении Адресного перечня многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, признанных непригодными для проживания, подлежащих расселению в 2012", "адрес" внесен в адресный перечень многоквартирных домов, признанных аварийным и подлежащим сносу или реконструкцию, подлежащих расселению.
Как указывали истцы, до настоящего времени истцы из аварийного дома не расселены.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 07 сентября 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят отменить решение суда, полагая его незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом по телефону, доказательств уважительности причин неявки в суд не представили.
Согласно части 1 статьи 327, статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав, явившегося лица, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела Котенко О.М. и Котенко А.И. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"
Котенко О.М. принадлежит в указанном жилом помещении - "... " долей в праве общей долевой собственности, Котенко А.И. - "... " доли (л.д.13-17).
В указанной "... " коммунальной квартире в пользовании истцов находится "... " комната размером "... " кв.м.
Согласно распоряжению Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 30.01.2012г. N55-р "О признании многоквартирного дома по адресу: "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции" на основании заключения городской межведомственной комиссии от 25.01.2012г. N 5, указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции (л.д.8).
На основании распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 48-рп "Об утверждении Адресного перечня многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, признанных непригодными для проживания, подлежащих расселению в 2012г.", "адрес" внесен в адресный перечень многоквартирных домов, признанных аварийным и подлежащим сносу или реконструкцию, подлежащих расселению.
Пунктом 42 вышеуказанного Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, предусмотрено, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 47 данного Положения (в редакции, действовавшей на дату принятия МВК решения от 12 февраля 2013 года) по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Из п. 49 вышеуказанного Положения следует, что на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 3.4.40 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26 августа 2008 года N 1078, администрация района обязана в установленном порядке принимать на основании заключений районных межведомственных комиссий решения о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием его дальнейшего использования, а при необходимости - проведения ремонтно-восстановительных работ, решения о сносе многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, все помещения в котором находятся в собственности Санкт-Петербурга
Системное толкование приведенных положений подзаконных актов Правительства Российской Федерации, Правительства Санкт-Петербурга позволяет прийти к выводу о том, что заключение МВК, предусмотренное абз. 3 п. 47 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, не является итоговым, предполагает проведение определенного перечня работ, по окончании которого подлежит повторному разрешению вопрос о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан.
Исходя из полномочий администрации района, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что администрация района по вопросам проведения ремонтно-восстановительных работ также принимает решение в установленном порядке - в форме распоряжения.
Доказательств, подтверждающих, что на основании заключения Межведомственной комиссии от 25 января 2012 года N 5, администрацией района принято установленное решение, материалы дела не содержат.
Пунктом 3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве основания для предоставления другого благоустроенного помещения по договору социального найма предусмотрено признание жилого помещения непригодным для проживания.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Суд первой инстанции правильно указал, что действующим законодательством установлены особенности сноса и реконструкции многоквартирных домов, признанных в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Жилое помещение взамен занимаемого предоставляется гражданам, жилое помещение которых признано аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в том случае, если дом, в котором находится такое жилое помещение, включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (ч. 2 ст. 16 Закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ).
В иных случаях орган, принявший решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может предъявить к собственникам помещений в этом доме требование о его сносе или реконструкции в разумный срок. А в случае, если в установленный срок собственники не осуществили снос или реконструкцию, то земельный участок, на котором расположен дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд (ч. 10 ст. 32 ЖК РФ).
Учитывая, что в установленном порядке жилое помещение, принадлежащее на праве собственности истцам, непригодным для проживания не признано (не издано распоряжение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о дальнейшем использовании), дом, в котором находится жилое помещение истца, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то является верным вывод суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для обязания Администрации района предоставить истцам иное жилое помещение.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлено Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Как было установлено судом, и подтверждается материалами дела, истцы на учете нуждающихся в жилом помещении по договорам социального найма не состоят, сняты с учета нуждающихся в жилом помещении по договорам социального найма распоряжением от 19 мая 2015 N 1663-р.
Обоснованность снятия истцов с учета нуждающихся подтверждена решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 23 января 2017 по гражданскому делу N 2а-961/17 (л.д.47-51).
При этом, наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого истцом на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для его внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления малоимущим в установленном порядке.
Кроме того, суд первой инстанции, учел, что истцы отказались от переселения по договору мены в две комнаты, размером "... " кв.м, в трехкомнатной квартире "адрес" в "... " комнаты, жилой площадью "... " кв.м в коммунальной квартире "адрес". и в "... " комнаты, жилой площадью "... " кв.м. в кв. "... ", что ответчиками не оспаривается и подтверждается представленными смотровыми листами (л.д.32, 41-42).
Разрешая заявленные требования по существу, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь статьями 15, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительством Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Довод апелляционной жалобы на бездействие администрации района в части непринятие соответствующий решений по спорому дому, не принимаются судебной коллегией, поскольку вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде. Бездействие администрации относительно разрешения вопроса о признании спорного дома аварийным с целью установления его пригодности для проживания истцов в суде не оспаривалось.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 07 сентября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Котенко Ольги Михайловны, Котенко Александра Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.