Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Пуховой Е.В., судей Осиповой А.А., Игнатьевой А.Р., с участием прокурора Минеевой Э.В., при секретаре Захаровой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутск
"26" февраля 2018 года
апелляционную жалобу представителя истца Ли Нины Григорьевны на решение Якутского городского суда от 22 декабря 2017 г, которым по делу по иску Безденежных Т.А. к Окружной администрации города Якутска о признании права собственности на жилое помещение, встречному иску Окружной администрации города Якутска к Безденежных Т.А. о прекращении права собственности на изымаемое жилое помещение, взыскании разницы в стоимости жилых помещений
п о с т а н о в л е н о :
Исковые требования Безденежных Т.А. к Окружной администрации города Якутска и встречный иск Окружной администрации города Якутска к Безденежных Т.А. удовлетворить.
Признать за Безденежных Т.А. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу:.., площадью *** кв.м.
В порядке изъятия недвижимости для муниципальных нужд прекратить право собственности Безденежных Т.А. на жилое помещение, расположенное по адресу:...
Взыскать с Безденежных Т.А. в пользу Окружной администрации города Якутска разницу стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений в сумме 1202062 (один миллион двести две тысячи шестьдесят два рубля) 52 коп.
Заслушав доклад судьи Пуховой Е.В, выслушав пояснения представителя истца Ли Н.Г, представителя ответчика Егоровой В.П, заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
установила:
Безденежных Т.Д. обратилась с иском к ответчику, мотивируя тем, что ей на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу:... Жилой дом, в котором находится указанная квартира, был признан аварийным и включен в республиканскую программу по переселению. В связи с длительным непредоставлением жилого помещения истец обратилась в суд с иском о предоставлении жилья. Решением Якутского городского суда от 12.08.2015 года на Окружную администрацию г. Якутска возложена обязанность по предоставлению истцу жилого помещения. В рамках исполнительного производства и во исполнение республиканской программы переселения Окружная администрация г. Якутска предоставила истцу жилое помещение, расположенное по адресу:... С 08 июня 2017 года истец проживает в указанной квартире, однако правоустанавливающих документов на квартиру истцу предоставлено не было, при этом ответчик неправомерно требует с истца доплату за разницу стоимости предоставленного жилого помещения и изъятого жилого помещения. Просит признать за истцом право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу:...
Окружная администрация предъявила встречный иск к Безденежных Т.Д, в соответствии с которым просит в порядке изъятия недвижимости для муниципальных нужд прекратить право собственности Безденежных Т.А. на жилое помещение, расположенное по адресу:.., взыскать с ответчика в пользу Окружной администрации г. Якутска разницу стоимости предоставляемого жилого помещения в размере 1 202 062,52 руб.
Судом было постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель Безденежных Т.Д. по доверенности Ли Н.Г. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части взыскания с Безденежных Т.Д. разницы стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений в сумме 1 202 062,52 руб, в остальной части оставить решение суда без изменения.
В обоснование своих требований ссылается на то, что обязанность по оплате разницы в стоимости жилья не возложена на собственника положениями Гражданского и Жилищного кодексов РФ, либо Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" от 21.07.2007 года N 185-ФЗ, а также не устанавливается такая обязанность и в постановлении Правительства РС(Я) N 193 от 11 июня 2013 года "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 гг.". Кроме того, судом неверно определен момент возникновения правоотношений между истцом и ответчиком, в результате чего к данному спору не был применен п.3.3.6 постановления Окружной администрации города Якутска от 18 декабря 2014 года N 373п. Дом по адресу... был включен в программу переселения 11 июня 2013 года, с указанного момента у органа местного самоуправления возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение или выкупную стоимость в зависимости от выбора собствеником способа обеспечения жилищных прав. Также подлежит применению ч.4 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007г. N185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", действующая на момент предоставления истцам жилого помещения, в соответствии с которой в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субьекта РФ и (или) местного бюджета.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя истца Ли Н.Г, представителя ответчика Егоровой В.П, заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом было установлено, что истцу Безденежных Т.А. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу:... Жилой дом, в котором находится указанная квартира, был признан аварийным и подлежащим сносу. Данный факт подтверждается распоряжением Окружной администрации г.Якутска N... от 12.10.2011 года.
Указанный жилой дом включен в республиканскую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы".
Решением Якутского городского суда от 12 августа 2015 года на ОА г. Якутска возложена обязанность по предоставлению истцу в собственность жилого помещения общей площадью не менее *** кв.м. В рамках исполнительного производства и во исполнение республиканской программы переселения Окружная администрация г. Якутска предоставила истцу жилое помещение, расположенное по адресу:... площадью *** кв.м.
Принимая решение о взыскании стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений, суд первой инстанции исходил из того, что обязательства ОА г. Якутска по предоставлению истцу в собственность жилого помещения возникло на основании ст. 32 Жилищного кодекса РФ в связи с изъятием у собственников жилого помещения, не пригодного для проживания, и предоставлением с согласия собственников другого помещения взамен изымаемого, то есть путем мены.
При таких обстоятельствах согласно пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник вправе требовать либо выплаты выкупной пены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Частью 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Поскольку собственником выбран способ обеспечения его жилым помещением путем предоставления другого равнозначного жилого помещения взамен изымаемого, суд первой инстанции возложил на Безденежных Т.Д. обязанность передать аварийное жилое помещение органу местного самоуправления и произвести доплату разницы в стоимости между предоставляемым и изымаемым жилым помещением.
Судебная коллегия полагает выводы суда правильными. Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы представителя истца о применении п. 3.3.6 Положения о порядке сноса жилых (многоквартирных) домов и нежилых зданий, строений, сооружений на территории городского округа "город Якутск", утвержденного постановлением Окружной администрации г. Якутска от 30.08.2013 N 203п, в соответствии с которым доплата за превышение площади при предоставлении жилого помещения большей площади собственником не производится в случае, когда изъятие производится у собственника жилого помещения в рамках реализации республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, финансируемой из республиканского бюджета, Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Между тем, Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 23.04.2015 N 114п были внесены изменения в вышеуказанное Положение о порядке сноса жилых (многоквартирных) домов и нежилых зданий, строений, сооружений на территории городского округа "город Якутск", а именно п. 3.3.6, примененный судом первой инстанции, был исключен (п. 1.8), а п. 3.3.5 изменен и изложен в следующей редакции: если стоимость предоставляемого жилого помещения выше размера возмещения изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника (п. 1.7).
Кроме того, п. 3.3.6 вышеуказанного Положения в редакции от 18.12.2014, предусматривающий освобождение собственника от доплаты за превышение площади, соответствовал ранее действовавшим п.п. 4, 4.1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно которым, в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, квартиры, общая площадь которой превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществлялось за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ и (или) местного бюджета, а также в определенных случаях за счет средств Фонда.
Однако, с 1 августа 2013 года на основании Федерального закона от 23.07.2013 N 240-ФЗ п.п. 4, 4.1 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ были признаны утратившими силу и исключены из применения.
В связи с чем на основании распоряжения Правительства РФ от 26.09.2013 N 1743-р был утвержден комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, в том числе согласно п. 3 решено утвердить и направить в субъекты Российской федерации методические рекомендации по привлечению внебюджетных средств при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Во исполнение данного распоряжения в целях оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления Приказом Минстроя России от 09.12.2013 N 23/МС были утверждены Методические рекомендации по привлечению внебюджетных средств при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии с которыми одним из источников внебюджетных средств, подлежащих привлечению при реализации региональных адресных программ, являются средства собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Как указано в методических рекомендациях, такие внебюджетные средства могут использоваться непосредственно на финансирование мероприятий, предусмотренных статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса РФ (строительство, приобретение жилых помещений для предоставления их гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, выплата выкупной цены собственникам помещений в аварийных многоквартирных домах), а также на возмещение расходов (части расходов), понесенных органами местного самоуправления на указанные цели.
Исходя из вышеуказанных норм права следует понимать, что, если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
Таким образом, несмотря на то, что дом был признан аварийным в 2011 году, из этого не следует, что к настоящему спору применяются вышеуказаные положения до внесения изменений. Суд первой инстанции правильно определил, что поскольку способ реализации права был избран истцом в 2015 году, о чем свидетельствует решение Якутского городского суда от 12 августа 2015 года, то, соответственно, применяется законодательство действующее на момент выбора истцом способа реализации своего права, и исключающее возможность финансирования расходов на оплату разницы стоимости изымаемого и предоставляемого жилых помещений за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ, местного бюджета или за счет средств Фонда.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела подтверждены доказательствами, убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
При этом не имеет правового значения для разрешения настощего дела факт того, что соглашение не было заключено в письменной форме. Стороны своими действиями подтвердили, что пришли к соглашению о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с его зачетом в выкупную цену: Окружная администрация города Якутска предоставила истцу квартиру по адресу.., истец приняла квартиру и вселилась в нее. Тем самым истец отказалась от права на получение от администрации города выкупной стоимости снесенного объекта недвижимости и дала согласие на предложение ответчика о предоставлении равноценной муниципальной квартиры. Ввиду чего доводы о недоказанности наличия соглашения между сторонами не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы жалобы в целом сводятся к переоценке доказательств, судебная коллегия полагает, что оценка представленных по делу доказательств выполнена в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и правовых оснований для вмешательства в данную судом оценку у судебной коллегии не имеется. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения состоявшегося решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Якутского городского суда от 22 декабря 2017 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: Е.В.Пухова
А.А.Осипова
Судьи: А.Р.Игнатьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.