Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Сыренова С.Н., единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федотова А.В. на постановление Намского районного суда РС (Я) от 4 марта 2018 года, которым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина ... Федотова А.В., _______ года рождения, временно проживающего по адресу: ... ,
установил:
02.03.2018 в отношении Федотова А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ за нарушение, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание(проживание) в Российской Федерации.
Постановлением Намского районного суда от 04.03.2018 Федотов А.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ с назначением ему наказания в виде штрафа в размере 2 000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Не оспаривая свою вину в совершении административного правонарушения и назначенное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного указанной нормой закона, Федотов А.В. обратился в Верховный Суд РС (Я) с жалобой, просит отменить постановление судьи районного суда в части назначения дополнительного наказания, поскольку имеет цель стать гражданином РФ, ранее не привлекался к уголовной ответственности, состоит в гражданском браке, имеет... ребенка ******** лет.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, Федотов А.В, доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, заявил ходатайство об отложении слушания по причине болезни его защитника.
Рассмотрев заявленное ходатайство, оснований для его удовлетворения не нахожу, поскольку указанная в ходатайстве причина не препятствует рассмотрению настоящей жалобы по существу. При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что к ходатайству заявителем не представлено каких-либо доказательств заключения с защитником соглашения на представление его интересов в суде.
Заслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно ст. 5 названного Федерального закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со статьей 13.1, 13.2 или 13.3 настоящего Федерального закона.Согласно материалам дела 02.03.2018 сотрудниками полиции во время несения службы и проведения оперативно - профилактической операции "Иностранцы" на 182 км ФАД "Вилюй" было оставлено автотранспортное средство марки ******** с государственными регистрационными знаками N.., за рулем которого находился гражданин В, _______ г.р, проживающий по адресу:.., уроженец... При проверке документов у пассажира данного транспортного средства отсутствовал документ, удостоверяющий личность, со слов является гражданином... Данный гражданин был доставлен в дежурную часть ОтдМВД РФ по Горному району для установления личности.
Своими действиями гражданин... Федотов А.В. нарушил требования п.1, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1998 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что Федотов А.В. пребывает на территории РФ с нарушением вышеприведенных норм законодательства, то есть является лицом, незаконно находящимся на территории Российской Федерации.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств по делу, исходя из действительной необходимости применения данной меры, а также из ее соразмерности целям административного наказания, имеются основания для изменения постановления судьи районного суда в части назначенного Федотову А.В. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Из материалов дела следует, что Федотов А.В. с 2007года въезжает на территории и Российской Федерации, регулярно становясь на миграционный учет и оформляя патент на право осуществления трудовой деятельности, не привлекался к уголовной ответственности, к административной ответственности за однородные правонарушения в течение срока давности, установленного ст. 4.6 КоАП РФ не привлекался, характеризуется по месту прежней работы положительно.
Федотов А.В. суду пояснил, что административный штраф, назначенный ему в качестве основного вида административного наказания, им оплачен, вину полностью признает и в содеянном раскаивается и несмотря на отсутствие установления отцовства в отношении ребенка, он принимает активное участие в воспитании и содержании... ребенка.
В рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Согласно выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П правовой позиции назначение лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможно с учетом конкретных обстоятельств дела.
При этом назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, с учетом данных о личности Федотова А.В, который обладает достаточной степенью интеграции в социальную среду Российской Федерации, не представляя какой-либо угрозы национальной безопасности и общественному порядку, характера и обстоятельств совершения административного правонарушения, постановление Намского районного суда РС(Я) от 04.03.2018 подлежит изменению путем исключения указания на назначение Федотову А.В. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление Намского районного суда РС (Я) от 4 марта 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении гражданина... Федотова А.В, _______ года рождения изменить, исключить из него указание о назначении Федотову А.В. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
В остальной части постановление Намского районного суда РС (Я) от 4 марта 2018 года оставить без изменения.
Судья Верховного суда РС (Я) С.Н. Сыренова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.