Судья Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Матвеева М.К., единолично, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного лесного инспектора Республики Саха (Якутия) Кычкина И.И. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении Публичного акционерного общества "Якутскэнерго", которым
постановлено:
Постановление N... от 15 декабря 2017 года руководителя отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента по лесным отношениям Республики Саха (Якутия) - старшего государственного лесного инспектора Республики Саха (Якутия) Кычкина И.И. по административному делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в отношении Публичного акционерного общества "Якутскэнерго" - отменить, производство по административному делу прекратить, на сновании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя Публичного акционерного общества "Якутскэнерго" Шмидт П.А, действующего на основании доверенности от 13.09.2017 г, суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением руководителя отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента по лесным отношениям РС (Я) - старшего государственного лесного инспектора РС (Я) Кычкина И.И. N... от 15 декабря 2017 года ПАО "Якутскэнерго" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
24 января 2018 года Якутским городским судом РС (Я) вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласился старший государственный лесной инспектор РС (Я) Кычкин И.И, обратился с жалобой в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) об его отмене, направлении дела на новое рассмотрение в тот же суд.
В судебном заседании представитель Публичного акционерного общества "Якутскэнерго" Шмидт П.А. с доводами жалобы не согласился, полагает решение суда обоснованными.
От представителя по доверенности Департамента по лесным отношениям РС (Я) Парникова К.Д. поступило ходатайство о проведении судебного заседания без их участия.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Установлено, что 29 ноября 2017 года в ходе патрулирования ГКУ PC (Я) "Якутское лесничество" в квартале N... выделы N.., N.., N.., N.., N... Мархинского участкового лесничества на линии ЛЭП, площадь 0,75 га, выявлено захламление лесного участка порубочными остатками, вырубленными деревьями и молодняками. Нарушены правила пожарной безопасности в лесах. ПАО "Якутскэнерго" нарушены п.п.9, 9(1), 16-20 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. N 417.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 г. N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Согласно п.9 (1) Правил, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Согласно подпункта "а" пункта 17 указанных Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Пунктом 19 указанных правил срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
В соответствии с п.34 Правил просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Из вышеуказанных требований следует, что порубочные остатки подлежат уборке или сжиганию непосредственно перед пожароопасным сезоном.
Судом были приняты во внимание доводы представителя привлекаемого лица, что ПАО "Якутскэнерго" проводились работы по сжиганию порубочных остатков в охранной зоне ВЛЭП 6 кВ Л- Выделенная с ПС Махра в районе местности Намцырского тракта, о чем свидетельствует представленное в судебное заседание письмо на имя начальника ФГКУ "5 отряд ФПС по PC (Я)" о сжигании порубочных остатков в охранной зоне ВЛЭП от 17 ноября 2017 года.
При таких обстоятельствах вывод должностного лица о наличии в действиях привлеченного лица вмененного состава административного правонарушения суд обоснованно признал несостоятельным.
Кроме того, суд исходил из того, что в данном случае был нарушен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ч.4 ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В нарушение указанной нормы, копия протокола об административном правонарушении N... от 30 ноября 2017 г. юридическому лицу не направлялась.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С учетом обстоятельств конкретного дела, судом обоснованно отменено указанное постановление с прекращением производства по делу в связи с отсутствием в действиях ПАО "Якутскэнерго" состава административного правонарушения.
Доводы жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения, а потому не могут быть приняты во внимание.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 24 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении Публичного акционерного общества "Якутскэнерго" - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.