В целях реализации подпункта "а" пункта 6 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N Пр-144ГС, на основании Устава Приморского края Администрация Приморского края
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную стратегию Приморского края на период до 2018 года.
2. Департаменту информационной политики Приморского края опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации края.
И.о. Губернатора края - Главы Администрации |
А.И. Костенко |
Инвестиционная стратегия
Приморского края на период до 2018 года
(утв. Постановлением Администрации Приморского края от 23 декабря 2013 г. N 495-па)
Введение
Инвестиционная стратегия Приморского края на период до 2018 года (далее - Инвестиционная стратегия) разработана в соответствии с требованиями Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением Наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 3 мая 2012 года, и основывается на положениях ключевых стратегических документов Российской Федерации и Приморского края:
1) Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
2) Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
3) прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года;
4) Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 года N 2094-р;
5) Государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2013 года N 466-р;
6) Перечня поручений Президента Российской Федерации от 31 января 2013 года N Пр-144ГС;
7) "Дорожной карты" внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Приморском крае, утвержденной Губернатором Приморского края 30 апреля 2013 года;
8) схемы территориального планирования Приморского края, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 30 ноября 2009 года N 323-па;
9) государственных программ Приморского края;
10) плана совместных мероприятий Группы Внешэкономбанка и Администрации Приморского края по комплексному развитию территории Приморского края на период 2013-2018 годов, утвержденного Губернатором Приморского края и Председателем Внешэкономбанка 6 сентября 2013 года.
Цель разработки Инвестиционной стратегии - определение направлений государственной инвестиционной политики Приморского края на период до 2018 года для обеспечения ускоренного развития экономики и повышения качества жизни населения Приморского края.
Инвестиционная стратегия определяет инвестиционные приоритеты Приморского края с учетом реализуемых и перспективных инвестиционных проектов, а также определяет территории, отрасли и технологии опережающего развития.
1. Инвестиционный паспорт Приморского края
1.1. Инвестиционная привлекательность Приморского края
Приморский край - стратегически важный субъект Российской Федерации, являющийся системообразующим для российской экономики на Дальнем Востоке, непосредственно граничащий со странами Северо-Восточной Азии, в перспективе - новый центр социально-экономического развития России в АТР.
Приморский край занимает площадь 164,7 тыс. кв. км (1% территории Российской Федерации).
Население Приморского края на 1 января 2013 года составляет 1947,5 тыс. человек, первое место в ДФО (31,1%). Плотность населения 11,8 чел. на 1 кв. км, в среднем по ДФО - 1 чел. на 1 кв. км.
Возрастная структура населения близка к средней по стране: в трудоспособном возрасте находится 63% (1230,2 тыс. человек), моложе трудоспособного возраста - 15,4% (301,7 тыс. человек) и 21,6% (421,7 тыс. человек) старше трудоспособного возраста.
Численность экономически активного населения в январе 2013 года, по оценке, составила 1063,9 тыс. чел. (55% общей численности населения края). Уровень официально зарегистрированной безработицы 1,7%.
Система образования Приморского края ориентирована на потребность инвесторов.
Подготовка кадров осуществляется 44 учебными заведениями:
государственных самостоятельных средних специальных учебных заведений - 31, в них обучается 32,3 тыс. чел.;
государственных самостоятельных высших учебных заведений - 7, в них обучается 73,4 тыс. чел.;
негосударственных самостоятельных средних специальных учебных заведений - 4, в них обучается 1 тыс. чел.;
негосударственных самостоятельных высших учебных заведений - 2, в них обучается 3,1 тыс. чел.
Для новых отраслей экономики (нефтепереработка, нефтехимия) готовит кадры Дальневосточный федеральный университет, являющийся инновационным научно-образовательным комплексом, в котором обучаются и российские студенты, и студенты из стран АТР.
В Статистическом регистре хозяйствующих субъектов на 1 января 2013 года по краю учтено 66,3 тыс. предприятий и организаций всех форм собственности; из них 64,1 тыс. являются юридическими лицами, 2,2 тыс. - филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями юридических лиц.
При этом на государственную форму собственности приходится 2,12%, муниципальную - 3,45%, частную - 87,27%, общественных и религиозных организаций - 3,23%, смешанную российскую без иностранного участия - 0,83%, смешанную российскую с иностранным участием - 0,94%, иностранную - 2%.
Производство валового регионального продукта в Приморском крае в 2012 году составило 566,9 млрд. руб. Продолжается тенденция превышения доли производства услуг над производством товаров (63,6%, 36,4% соответственно).
Экономика региона представлена 15 основными секторами.
В структуре ВРП наибольший удельный вес занимают транспорт и связь (18,3%), торговля (17,3%), строительство (14,7%) и промышленное производство (13,4%).
В Приморье открыты крупные и уникальные месторождения полезных ископаемых. В структуре добычи традиционно преобладают бурые и каменные угли (47%), цветные и редкие металлы (21%) и неметаллы (14%). Производство благородных металлов (золота из россыпных и комплексных вольфрамово-медных месторождений, серебра из комплексных полиметаллических месторождений) не превышает 10%, добыча общераспространенных полезных ископаемых - 3%.
В крае выявлено и разведано порядка 100 угольных месторождений с общими прогнозными запасами до 2,4 млрд. тонн, около 50 месторождений золота, 30 месторождений олова, 15 месторождений полиметаллических руд, содержащих цинк, свинец, медь, серебро, висмут, индий, редкоземельные металлы, несколько месторождений вольфрама и фосфоритов.
Добываются строительные материалы, цеолитовое сырье, а на базе подземных минеральных источников и морских грязей действует ряд санаторно-больничных комплексов.
Разведаны месторождения германия, по запасам которого Приморский край занимает одно из ведущих мест в мире; месторождения вермикулита, графита, талька и других полезных ископаемых.
При подготовке к проведению саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году создана современная деловая инфраструктура - новые дороги, аэропорт, объекты производственной, инженерной и социальной инфраструктуры.
В 2012 году на территории Приморского края введено в действие 363,9 км линий электропередач напряжением 35 кВ и выше (на 13% больше, чем в 2011 году) и 3,6 МВт производственных мощностей.
Электропотребление в Приморском крае за 2012 год составило 12634,0 млн. кВтч, что обеспечено выработкой электростанций, расположенных в Приморском крае, 10441,1 млн. кВтч и перетоком из ОЭС Восток 2192,9 млн. кВтч.
Наличие свободных мощностей:
в коммунальной теплоэнергии 1 млн. Гкал;
в газоснабжении 6 млрд. куб. м в год;
в водоснабжении 150 тыс. куб. м в сутки (с учетом Пушкинской депрессии 300 тыс. куб. м.)
Транскорейская и Транссибирская магистрали, международные транспортные коридоры "Приморье-1" и "Приморье-2" формируют единое транспортное пространство, покрывая все транзитные направления, как внутренние, между странами Азии, так и внешние - между странами Европы и АТР.
Достаточно высокими темпами растет число пользователей сети Интернет, возрастает доля предприятий, имеющих web-сайты, растет количество региональных электронных отраслевых справочников, каталогов предприятий и организаций; повышается технический уровень сетевых ресурсов, улучшается их информационное наполнение.
Увеличивается степень использования информационных технологий государственными структурами, внедряются современные электронные технологии в образование.
Приморский край занимает первое место в Дальневосточном Федеральном округе по уровню развития туристской инфраструктуры и концентрации культурно-исторических объектов.
В регионе - 184 единицы государственных и общественных музеев, картинных галерей, галерей искусств; свыше 2000 единиц памятников истории и культуры (градостроительства, архитектуры, монументально-изобразительного искусства, археологии); 9 театров, 20 кинотеатров, 2 цирка, 1 океанариум; более 60 оркестров, концертных организаций, центров культуры; более 300 единиц досуговых учреждений, около 30 единиц крупных спортивных комплексов, 10 стадионов, 7 специализированных выставочных центров.
На территории Приморского края расположены 214 памятников природы, 10 горных вершин и структур, являющихся объектами альпинизма и скалолазания; 160 известных карстовых полостей (подземные лазы, ниши, гроты, пещеры), из которых порядка 40 - объекты спелеотуризма. Объекты водного сплава - это 15 рек бассейна Японского моря, 7 рек бассейна реки Уссури.
В Приморском крае более двух тысяч памятников истории и древней культуры. Среди них - средневековые бохайские и чжурчжэньские городища в Уссурийском, Шкотовском районах, "парк мегалитов" в окрестностях Уссурийска и на территориях других муниципальных образований.
Помимо богатого природного разнообразия Приморский край занимает одно из ведущих мест в России по наличию выходов минеральных вод и месторождений лечебных грязей. Основными курортами Приморского края являются курорты "Шмаковка", "Садгород", "Амурский залив", "Приморье", "Океанский", "Лазурный", санатории "Сокол", "Экспресс", детский центр отдыха "Океан" и др.
В 2012 году на развитие экономики Приморского края направлено 190 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. При этом доля частных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал составила 72% против 67% в 2011 году, рост к 2006 году - 5,1 раза.
Наиболее привлекательные виды экономической деятельности для инвесторов - транспорт (31,6% в общем объеме инвестиций), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (11,5%), обрабатывающие производства (9,6%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (5,6%), образование (4,5%).
В крае работает более 800 млн. долл. США иностранных инвестиций (объем накопленных инвестиций на 1 января 2013 года). При этом в 2012 году поступило порядка 420 млн. долл. США - рост по сравнению к прошлому году в 5 раз. Средства иностранных партнеров направлены на развитие финансовой деятельности, обрабатывающих производств (обработка древесины, производство машин и электрооборудования), рыболовства, сельского хозяйства. Из общего числа прямые инвестиции составили 96%. Основные страны инвесторы - Германия (75%), Республика Корея (13%), Китай (3%), Япония (3%).
В Приморском крае ведут свою деятельность такие крупные иностранные и российские компании, как Роснефть, Транснефть, Газпром, "Соллерс", SIEMENS (Германия), КОТРА (Республика Корея), Lotte Confectionary Co LTD (Республика Корея), KOMATSU CORPORATION (Япония), SKF (Швеция), Nycomed Pharma (Норвегия), Роллс-Ройс Марин Корея Лимитед (Республика Корея), Эрнст энд Янг (Великобритания).
Приморский край открыт к международному сотрудничеству: внешнеэкономические связи в 2012 году поддерживались с 106 странами мира. Основные внешнеторговые партнеры края - Япония, Республика Корея, Китай, США. При этом на долю стран АТР приходится более 90% внешнеторгового оборота края.
Владивосток - третья после Москвы и Санкт-Петербурга дипломатическая столица России.
На территории Приморского края работают 19 консульских представительств.
В Приморском крае формируется новая модель социально-экономического развития, цель которой - создание конкурентоспособного инвестиционного климата, рост деловой активности, развитие малого и среднего предпринимательства, создание экспортно-ориентированных территорий опережающего развития:
промышленная площадка в Михайловском муниципальном районе;
промышленная площадка в Надеждинском муниципальном районе;
кластер промышленности строительных материалов в городском округе Спасск-Дальний;
портовые особые экономические зоны в бухте Троица и порту Восточный;
рыбоперерабатывающий кластер;
кластер по добыче и глубокой переработке углеводородного сырья - Нефтеперерабатывающий завод (Роснефть) и завод по сжижению природного газа (Газпром);
технопарк в сфере высоких технологий;
промышленно-производственная особая экономическая зона в г. Владивостоке;
интегрированная развлекательная зона на базе игорной зоны "Приморье";
туристско-рекреационная особая экономическая зона на о. Русский.
SWOT - матрица текущих конкурентных преимуществ и слабых сторон Приморского края (относительно других регионов) с точки зрения инвестиционной привлекательности
|
Конкурентные преимущества (сильные стороны) |
Внутренние сдерживающие факторы (слабые стороны) |
|
1. |
Организация работы по созданию современной региональной инфраструктуры государственной поддержки инвестиций (АНО "Инвестиционное агентство Приморского края"; ОАО "Корпорация развития Приморского края"; совместные инвестиционные проекты с группой Внешэкономбанка; представительства Российского фонда прямых инвестиций и АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" в ДФО). Выгодное географическое положение в непосредственной близости к динамично развивающимся экономиками Северо-Восточной Азии - территории высокой экономической концентрации. Наличие современной энергетической, коммунальной инфраструктуры. Высокий уровень развития транспортной инфраструктуры. Международные транспортные коридоры Приморье-1 и Приморье-2. Перспективное размещение особых экономических зон портового типа. Новый международный аэропорт Владивосток. Модернизация пограничных переходов. Развитие трубопроводного транспорта: газопровод "Сахалин - Хабаровск - Владивосток", нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий Океан". Наличие высокого научно-технологического потенциала и системы подготовки высоко квалифицированных кадров: научный потенциал Дальневосточного отделения Российской академии наук, развитый научно-образовательный комплекс, мощный инновационный ресурс - Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС). Высокий уровень развития финансовой инфраструктуры. Реализация положений, содержащихся в документах стратегического планирования через государственные программы Приморского края. Законодательное закрепление прав инвесторов на неизменность мер государственной поддержки инвестиционной деятельности. Присутствие в Приморском крае филиалов транснациональных корпораций. |
1. Снижение численности населения. Отсутствие подготовленных инвестиционных проектов в соответствии с требованиями российских и зарубежных инвесторов. |
Наличие административных барьеров, в том числе в сферах: оформления прав на земельные участки; процедур, связанных с предоставлением земельных участков на основе утвержденной документации по планировке территории; подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и стоимости подключения; сроков проведения государственной экспертизы проектной документации и получения разрешения на строительство. Отсутствие маркетинга территории, направленного на позиционирование Приморского края как региона наибольшего благоприятствования для инвесторов. |
1. |
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) - новый глобальный центр мирового развития. Приморский край - центр международного сотрудничества России в АТР. Растущий спрос на природные ресурсы, энергию, продовольствие в странах СВА. Ускоренное развитие Дальнего Востока - приоритет федерального уровня. Растущая покупательная способность населения стран СВА, потенциальное увеличение спроса на продукцию с более высокой добавленной стоимостью и услуги. Интеграция в международную транспортно-логистическую систему, контейнеризация морских перевозок, развитие трансшипмента. Реализация выявленных приоритетов социально-экономического развития Приморского края (производство и транспортировка углеводородного сырья, туризм, судо- и автомобилестроение, инновационное сельское хозяйство, рыбопереработка и марикультура). Активизация деятельности России в международных объединениях и использование для этих целей инфраструктуры мирового уровня, созданной к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). |
1. Усиление глобальной конкуренции, в том числе на рынках капиталов, технологий и рабочей силы. Занятие перспективных товарных ниш другими потенциальными игроками в случае промедления в осуществлении необходимых внутренних реформ. Развитие международных транспортных маршрутов в обход территории России и Приморского края. Возникновение и расширение слабозаселенных и незаселенных территорий. Усиление техногенного воздействия на окружающую среду. |
Проведенная оценка факторов инвестиционной привлекательности Приморского края позволила выявить ключевые направления по устранению существующих слабых сторон и преодолению угроз внешней среды:
1. Использование сильных сторон Приморского края для реализации возможностей внешней среды (SO-направление) за счет реализации дорожной карты внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Приморском крае предусматривает:
развитие "новой" экономики Приморского края;
позиционирование Приморского края как площадки для размещения новых инновационных и высокотехнологичных производств;
привлечение современных технологий в модернизацию базовых секторов региональной экономики, производство наукоемкой продукции;
развитие государственно-частного партнерства;
развитие транспортно-логистического комплекса;
формирование инновационных и инжиниринговых центров на базе крупнейших образовательных и научных центров Приморского края.
2. Использование сильных сторон для преодоления угроз (ST-направление) предусматривает:
создание системы стимулов в форме мер государственной поддержки инвестиционной деятельности и снижение административных барьеров для формирования конкурентных инвестиционных условий в Приморском крае по сравнению с соседними регионами;
проведение крупных выставочных мероприятий для позиционирования Приморского края на российском и международном уровнях.
3. Использование возможностей внешней среды для устранения слабых сторон (WO-направление) через развитие государственно-частного партнерства в отраслях инфраструктурного комплекса и формирование подходов к определению приоритетных отраслей для реализации проектов государственно-частного партнерства.
4. Минимизация слабых сторон инвестиционного климата для предотвращения возможных угроз (WT-направление) предусматривается внедрением Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, в том числе:
формированием инфраструктуры эффективной коммуникации между бизнесом и органами государственной власти Приморского края;
совершенствованием каналов прямой связи инвесторов с Администрацией Приморского края и органами государственной власти Приморского края;
развитием инфраструктуры государственной поддержки инвесторов;
сопровождением инвестиционных проектов по принципу "одного окна";
наличием доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов, формированием инвестиционных площадок ("гринфилд", "браунфилд"), обеспеченных инженерной и транспортной инфраструктурой.
Оценка составляющих инвестиционного климата в Приморском крае (на основании результатов независимых рейтингов)
В рейтинге Forbes "Лучшие российские регионы для ведения бизнеса - 2013" Приморский край занял 2-е место в ДФО (из 30 оцениваемых регионов).
В рейтинге "Ведение бизнеса в России - 2012", ежегодно составляемом Всемирным Банком на основе анализа четырех ключевых показателей - "Легкость регистрации предприятий", "Легкость получения разрешений на строительство", "Легкость подключения к системам электроснабжения" и "Легкость регистрации собственности", агрегированная позиция Приморского края по легкости ведения бизнеса - 15-е место среди 30 ведущих регионов России (Санкт-Петербург - 22-е место, Москва - 30-е место), при этом по показателю "Легкость регистрации собственности" Приморский край занимает высокое 3-е место среди 30 ведущих регионов России.
Индекс человеческого развития (Human Development Index) на основании доклада 2013 года составил 0,814 (41 место из 80 оцениваемых регионов РФ), что выше на 11 мест по сравнению с предыдущим годом (доклад 2011 года: 52 место, ИЧР - 0,804).
Минэкономразвития России проведена оценка эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по итогам за 2012 год. Регионы были разделены на три группы в зависимости от достигнутых в 2011 году абсолютных значений по 5 показателям. Приморский край отнесен к 1 группе с высокой базой.
В докладе "Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ" в 2010-2011 Приморский край занял 32 место из 40 оцениваемых регионов, в том числе 24 место по доступности финансовых ресурсов. В 2012 году Приморский край поднялся на 4 позиции и занял 28 место, в том числе 13 место по доступности финансовых ресурсов (Москва - 37 и 31 место соответственно).
1.2 Институциональная среда и эффективность работы органов государственной власти Приморского края
В Приморском крае разработана и утверждена Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года, реализуются Программа социально-экономического развития Приморского края на 2013-2017 гг., 17 государственных программ Приморского края.
Стратегическая цель по созданию "новой" экономики в Приморском крае требует решения задачи формирования не просто благоприятного, а высококонкурентного по мировым меркам инвестиционного климата, что предполагает необходимость предоставления инвесторам эксклюзивных условий в целях обеспечения "инвестиционного прорыва".
Основной акцент государственной инвестиционной политики в Приморском крае - создание институтов развития, современной инвестиционной инфраструктуры, государственная поддержка инвесторов, включая формирование благоприятных конкурентных условий для деловых партнеров Приморья.
Для повышения эффективности проводимой на территории Приморского края инвестиционной политики, формирования конкурентоспособной среды, а также создания комфортных условий для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории Приморского края созданы и работают Общественный экспертный совет по привлечению инвестиций в Приморский край, Совет по привлечению инвестиций в экономику Приморского края при Губернаторе Приморского края.
Задачей Общественного совета является разработка рекомендаций по улучшению инвестиционного климата и проведение процедуры оценки регулирующего воздействия принимаемых нормативных правовых актов.
Совет по привлечению инвестиций в экономику Приморского края при Губернаторе Приморского края - это постоянно действующий коллегиальный совещательный орган. В состав этого совета входят представители федеральных и региональных органов государственной власти, бизнеса и научного сообщества. Совет ориентирован на решение актуальных проблем инвесторов в сфере земельных правоотношений, получения разрешительной документации, взаимодействия с контролирующими органами и т.д. На заседание Совета вносится конкретный инвестиционный проект с конкретными проблемами. Решения принимаются сразу в ходе заседания.
Важнейшей специализированной организацией в Приморском крае в области создания благоприятного инвестиционного климата и реализации проектов государственно-частного партнерства является АНО "Инвестиционное Агентство Приморского края".
АНО "Инвестиционное Агентство Приморского края" выполняет функции по индивидуальной работе с инвесторами: от консалтинговых услуг в сфере бизнес-проектирования, подбора инвестиционных площадок до организации и проведения мероприятий по презентации инвестиционных возможностей Приморского края перед существующими и потенциальными партнерами на территории Российской Федерации и заграницей ("роуд шоу").
АНО "Инвестиционное Агентство Приморского края" отвечает за организацию взаимодействия с институтами развития, такими как АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (далее - АСИ), Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", ОАО "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона" (Группа Внешэкономбанка),
ОАО "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, Российский фонд прямых инвестиций, Европейский банк реконструкции и развития, ОАО "Корпорация развития Приморского края" и другими.
Приморский край активно взаимодействует с АСИ, совместно реализуя Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Для его внедрения на территории Приморского края используется разработанная экспертами АСИ "дорожная карта" - пошаговый план с определением сроков выполнения и ответственных исполнителей на каждом этапе реализации.
Основная деятельность ОАО "Корпорация развития Приморского края" - формирование промышленных площадок ("браунфилдов" и "гринфилдов"), индустриальных парков и технопарков на территории Приморского края. Корпорация формирует современные промышленные площадки с инфраструктурным обеспечением для размещения новых высокотехнологичных производств (Надежденский и Михайловский районы, Спасский городской округ).
Ключевой инструмент повышения качества институциональной среды для инвесторов в Приморском крае - подпрограмма "Улучшение инвестиционного климата в Приморском крае" на 2013-2017 годы государственной программы Приморского края "Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края", утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года N 382-па.
В качестве ее основных задач в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15 ноября 2012 года N 2096-р "О показателях оценки эффективности деятельности должностных лиц по созданию благополучных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)" и с учетом основных рекомендаций Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанного АСИ, определены:
формирование инфраструктуры обеспечения инвестиционной деятельности;
устранение административных барьеров в процессе инвестиционной деятельности;
развитие механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов;
обеспечение открытого информационного пространства инвестиционной деятельности;
формирование имиджа Приморского края как территории наибольшего благоприятствования инвесторам.
2. Прогнозный сценарий долгосрочного развития мировой и российской экономик
Страны Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в средне- и долгосрочной перспективе будут вместе с Китаем и Индией лидировать по темпам экономического роста и потребления в мире, нивелируя тем самым замедление темпов экономического роста в Европейских странах.
Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) ежегодный рост ВВП в развивающихся странах Азии (АСЕАН, Китай и Индия) в 2014-2018 гг. составит в среднем 6,9% (Европа - 1,5%). При этом лидерство сохранит Китай со средними ежегодными темпами роста экономики 7,7%. По прогнозам ОЭСР, в ближайшие 10 лет Китай перейдет в группу стран с высоким уровнем доходов.
Схожий прогноз представляет Международный валютный фонд (МВФ). Так, среднегодовой рост ВВП развивающихся стран Азии в 2013-2018 гг. будет порядка 7%. Прогнозный рост ВВП Китая и Индии в 2018 году - 8,5% и 7% соответственно (Европа - 1,6%).
В развитых странах рост ВВП будет умеренным (2,5% в 2018 г.), в том числе в США - 2,9%, в Японии - 1,1%.
В среднесрочной перспективе 50% частных инвестиций в мировой экономике будет приходиться на развивающиеся страны Азии, при этом доля инвестиций в ВВП этих стран превысит 40% (в Европе - 18,5%, в США - 19,7%).
Таким образом, перспективы развития Приморского края связаны с его расположением в зоне концентрации инвестиционных активов и высокого потребления спроса.
Рост ВВП России в среднесрочной перспективе прогнозируется Всемирным банком и МВФ на уровне 3,3% и 3,6% соответственно.
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Минэкономразвития России, исходит из оценок, близких к оценкам экспертов международных организаций.
В качестве целевого сценария прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года установлен форсированный сценарий, предполагающий среднегодовой темп прироста ВВП на уровне 4,6%.
Формированный сценарий связан с инвестированием в проекты по развитию высоких технологий и человеческого капитала.
Сценарий форсированного роста соответствует ориентирам долгосрочной государственной экономической политики и предполагает ускорение реформ для улучшения бизнес-климата и интенсификацию притока иностранного капитала.
Данные тенденции нашли свое отражение в стратегических ориентирах инвестиционной политики Приморского края.
3. Отраслевые и территориальные приоритеты инвестиционной политики Приморского края
3.1. Отраслевые приоритеты
Приморский край, как и весь Дальний Восток, в силу своего геостратегического положения, стратегических установок позиционирования России и Дальнего Востока в АТР в соответствии с Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2025 года определен особым объектом государственной политики.
Для реализации стратегических приоритетов России в АТР, утвержденных Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, необходимо внедрение дополнительных мер по стимулированию экономического роста, направленных на рост инвестиций.
В соответствии с этими задачами Инвестиционная стратегия направлена на повышение инвестиционной привлекательности Приморья и рост инвестиционной активности бизнеса.
Выбор инвестиционных приоритетов основывается на задачах диверсификации экономики Приморского края.
Реализация инвестиционных приоритетов обеспечивает преодоление инфраструктурных ограничений развития экономики, модернизацию инфраструктурных отраслей, повышение конкурентоспособности базовых секторов региональной экономики, создание инновационных производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку основных секторов-потребителей, в том числе агропромышленного комплекса и жилищного строительства.
Реализация инвестиционных приоритетов обеспечивается комплексом мер региональной экономической политики, в том числе инвестиционной.
Основные векторы инвестиционной политики направлены на эффективное использование государственных инвестиций в целях решения ключевых задач развития края и реализацию пакета ключевых проектов в формате государственно-частного партнерства, имеющих значительный структурный и макроэкономический эффект.
Реализация стратегических целей инвестиционной политики Приморского края осуществляется в соответствии с отраслевыми и территориальными приоритетами инвестиционного развития Приморского края.
Отраслевые приоритеты развития Приморского края:
создание кластера по транспортировке и переработке углеводородного сырья;
газохимия и нефтехимия;
производство высокотехнологичной продукции, в том числе автомобилестроение, авиастроение, судостроение;
транспортная интеграция, высокотехнологичные транспортные проекты;
инновационное сельское хозяйство, переработка рыбной продукции и марикультура;
повышение доступности жилья для населения и уровня комфорта жилищного фонда, промышленность строительных материалов;
создание туристического кластера.
Кластер по транспортировке и переработке углеводородного сырья является ключевым фактором развития экономики Приморского края. В Приморском крае предусмотрено размещение: газохимического комплекса, завода по сжижению природного газа, нефтехимического комплекса.
Планируемые производства в ближайшей перспективе обеспечат рынок нефтехимическим сырьем различного качества, что повысит интерес предпринимателей к созданию новых производств малого и среднего бизнеса по выпуску разнообразной продукции из пластмассы, строительных материалов, вспомогательного промышленного оборудования из облегченных материалов, товаров медицинского и бытового назначения.
Производство высокотехнологичной продукции, в том числе автомобилестроение, авиастроение, судостроение.
Разработана заявка на создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа в г. Владивостоке с целью использования возможностей глобализации для привлечения капиталов, технологий и квалифицированных кадров и представлена на рассмотрение в Минэкономразвития России.
Каждый рубль инвестиций, вложенных в создание особой экономической зоны, будет "генерировать" до 2,4 рублей новой добавленной стоимости, обеспечивая до 8,5% прироста ВРП Приморского края за 10 лет (2013-2022 гг.).
Планируется дальнейшее расширение этой промышленно-производственной особой экономической зоны и создание машиностроительного, судостроительного и судоремонтного кластеров (ремонт судов, производство агрегатов, нефтегазового оборудования) на территории ОАО "Центр судоремонта "Дальзавод" и ОАО "92 судоремонтный завод" (ОАО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта", г. Владивосток).
Также в качестве потенциально привлекательного проекта, взаимосвязанного с производством автокомпонентов, можно рассматривать создание нефтехимического кластера (производство полимерных материалов, изделий из пластика) на территории ЗАО "Восточная нефтехимическая компания" (г. Находка).
Ключевым приоритетом транспортной интеграции является реализация международного транзитного потенциала Приморского края, создание системы автомагистралей и скоростных дорог, в первую очередь по направлениям международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2".
Для расширения участия Приморского края в этих крупных международных транспортных проектах ведется работа по модернизации автомобильных дорог Владивосток - Находка - порт Восточный и Уссурийск - Пограничный - госграница.
Разрабатываются предложения по созданию особых экономических зон портового типа с бондовыми складами:
в районе морского порта в бухте Троицы - для обслуживания транзитных грузопотоков стан СВА по МТК "Приморье-2";
в районе морского порта "Восточный" для обслуживания транзитных и экспортных грузопотоков "Азия-Европа" по МТК "Приморье-1".
Перспективное развитие транспортной инфраструктуры включает высокотехнологичные проекты по развитию транспортных магистралей и транспортных узлов (кластеров - мультимодальных центров), обеспечивающих основные межрегиональные связи, распространение новых транспортных (перевозочных) технологий с целью повышения доступности услуг транспортного комплекса.
Проекты предусматривают организацию эффективной логистики, позволяющую оперативно обслуживать транзитные и экспортные грузы; формировать зоны высокотехнологичной сборки, ввести эффективные трансграничные процедуры, отвечающие мировым стандартам по 4 конкурентным факторам: скорости, стоимости, сервису, стабильности.
Данный приоритет так же включает проекты по развитию малой авиации.
В соответствии с конъюнктурными трендами мирового рынка продовольствия приоритетом развития Приморского края определены инновационное сельское хозяйство, рыбопереработка и развитие марикультуры. Основные проекты - пилотный проект рыбоперерабатывающего кластера, производство экологически безопасного и здорового питания с дальнейшим выходом на мировой рынок.
Новые технические и технологические задачи должна решить промышленность строительных материалов, которая обеспечивает деятельность регионального строительного комплекса, развитие которого связано с перспективами жилищного, дорожного, производственного строительства и проектов реконструкции. Ключевой проект - кластер по производству строительных материалов в городе Спасск-Дальний.
Повышение доступности жилья для населения и уровня комфорта жилищного фонда является одной из ключевых мер по снижению оттока населения из Приморского края.
С этой целью:
продолжатся мероприятия по вовлечению в гражданский оборот находящихся в федеральной собственности земельных участков для жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономкласса, включая малоэтажное строительство. Будет реализовываться механизм бесплатного предоставления земельных участков под строительство жилья экономического класса, с ограничением при этом продажной цены на такое жилье;
предусматривается формирование кластера строительных материалов;
предусматривается реализация мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; комплекса мер, направленных на решение задач связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда;
планируется создание на земельных участках, предназначенных для жилищного строительства, объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры.
Государственная поддержка инвестиций в жилищной сфере в приоритетном порядке будет осуществляться для проектов строительства нового жилья, формирования сектора арендного жилья и развития рынка ипотечного жилищного кредитования.
Создание зоны территориального развития с туристической специализацией, обладающей первоклассной туристической инфраструктурой, выход компаний Приморья на региональные рынки туризма и бизнес-услуг рассматривается как важный приоритет встраивания экономики Приморского края в региональные цепочки поставок и создания добавленной стоимости.
Развитие туризма предоставит Приморскому краю возможность стать частью быстрорастущего рынка, а также распространит значительный мультипликативный эффект на смежные сегменты сферы услуг.
Ключевые проекты:
создание туристско-рекреационной особой экономической зоны на острове Русском (организаторы - Минэкономразвития России, Администрация Приморского края, Администрация г. Владивостока);
создание интегрированной развлекательной зоны на базе игорной зоны "Приморье" в Артемовском городском округе (организатор - ОАО "Корпорация развития Приморского края").
Развитие туристического кластера позволит использовать следующие потенциальные рыночные ниши:
организация пребывания туристов, посещающих Владивосток и Приморский край на круизных лайнерах;
создание краткосрочных экскурсионных маршрутов, обеспечение торговли сувенирами;
развитие MICE-туризма, проведение на территории Владивостока международных конгрессно-выставочных мероприятий;
образовательный туризм, развитие экспорта образовательных услуг;
развитие въездного туризма на основе "индустрии здоровья", которая сможет использовать уникальные природные ресурсы края: заповедники, лечебные грязи и другие.
3.2. Территориальные приоритеты
Основа инвестиционного роста Приморского края - конкурентоспособные проекты комплексного развития территории.
Реализация кластерной политики основана на зонировании территории Приморского края.
Северо-восточная зона определена территорией развития "зеленой экономики". Предлагается внедрять ресурсоэффективные и экологичные технологии производства.
Специализация западной и центральной природно-индустриальной зоны- развитие сельского хозяйства и добыча полезных ископаемых. Предлагается развивать обрабатывающие производства, прежде всего пищевую промышленность и промышленность стройматериалов.
Южная зона определена территорией развития сервисных секторов экономики, прежде всего финансовых, транспортно-логистических услуг, а также высокотехнологичных производств.
В южную зону входят городские округа: Артемовский, Владивостокский, Находкинский, Уссурийский, ЗАТО Большой Камень, ЗАТО город Фокино; Партизанский; муниципальные районы: Лазовский, Надеждинский, Партизанский, Хасанский, Шкотовский
Западная и центральная представлена городскими округами: Арсеньевский, Дальнереченский, Дальнегорский, Лесозаводский, Спасский; муниципальными районами: Анучинский, Дальнереченский, Кавалеровский, Красноармейский (юго-западная часть), Кировский, Михайловский, Октябрьский, Ольгинский, Пограничный, Пожарский (западная часть), Спасский, Ханкайский, Хорольский, Черниговский, Чугуевский, Яковлевский).
В северо-восточную зону входят Тернейский муниципальный район, северо-восточная часть Красноармейского муниципального района и восточная часть Пожарского муниципального района.
4. Цели государственной инвестиционной политики Приморского края
Стратегическая цель государственной инвестиционной политики Приморского края на период до 2018 года - формирование эффективной системы привлечения инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов, создание максимально комфортных условий для старта и ведения бизнеса на территории Приморского края.
Цели второго уровня Инвестиционной стратегии:
1. Увеличение качества и объема услуг государственного сектора за счет инвестиций, привлекаемых из внебюджетных источников;
2. Увеличение доли инновационных предприятий, развитие высокотехнологичных отраслей экономики;
3. Повышение конкурентоспособности базовых секторов экономики и создание эффективных кластеров;
4. Содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства Приморского края для повышения их конкурентоспособности;
5. Наличие доступной инфраструктуры для размещений производственных и иных объектов инвесторов;
6. Снижение затрат инвесторов на подключение к объектам инженерной инфраструктуры;
7. Наличие в Приморском крае эффективных механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим потребностям инвесторов;
8. Устранение административных барьеров для ведения инвестиционной деятельности;
9. Формирование имиджа Приморского края как территории наибольшего благоприятствования для инвесторов.
Показатели достижения целей Инвестиционной стратегии и взаимосвязь с факторами инвестиционной привлекательности приведены в приложении N 1 к настоящей Инвестиционной стратегии и реализуются в рамках Указа Президента Российской Федерации от 10 сентября 2012 года N 1276 "Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности", а также государственных программ Приморского края.
В результате реализации Инвестиционной стратегии будет сформирован качественно новый образ Приморского края для инвесторов и предпринимателей.
Приморский край - место эксклюзивных условий ведения бизнеса.
Инвестиционный климат Приморского края обеспечивает инвестиционный прорыв и формирование "административного оффшора". Риски сведены к минимуму за счет понятной нормативной базы и четких механизмов взаимодействия бизнеса и власти таким образом, что инвесторы в Приморском крае получают доходы в ожидаемом объеме.
Приморский край - регион гармоничного развития.
Гармоничное развитие личности и максимальное использование интеллектуальной энергии и творческого потенциала жителей региона, благоприятная экологическая обстановка и дружелюбная к человеку среда, а также сформированная "новая" экономика повышают приток инвестиционных ресурсов и способствуют прогрессу каждого направления гармоничного развития.
Приморский край - центр интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Усовершенствованная региональная транспортная, энергетическая, инженерная инфраструктура, новый стандарт государственного регулирования инвестиционной деятельности, реализуемые инвестиционные проекты формируют высокую инвестиционную привлекательность территории, обеспечивают создание высокотехнологичной диверсифицированной экспортно-ориентированной экономики.
Повышение деловой активности в Приморье, создание конгрессно-выставочной, деловой и гостиничной инфраструктуры международного уровня способствуют становлению Приморского края как центра международного взаимодействия представителей российского и зарубежного бизнеса, государственных структур и научных кругов по вопросам всестороннего сотрудничества России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Приморский край - добросовестный партнер.
Приморский край является территорией эффективного взаимодействия
бизнеса, власти, общества и международного сотрудничества.
Механизмы коммуникации, созданные в Приморском крае (Совет по привлечению инвестиций в Приморский край при Губернаторе Приморского края; Общественный экспертный совет по привлечению инвестиций; Инвестиционный портал Приморского края; сопровождение проектов по принципу "одного окна" и др.), позволяют успешно реализовывать проекты экономической и социальной направленности, создавая высокий уровень жизни в Приморском крае.
Приморский край - территория инновационного развития.
Кластер производства инновационных технологий в Приморском крае способствует повышению конкурентоспособности существующих секторов экономики и формированию новых видов деятельности. Структурный сдвиг в пользу продукции с высокой добавленной стоимостью создаст предпосылки для экспорта высокотехнологичной продукции и услуг предприятий Приморского края на российский и мировой рынки.
5. Реализация Инвестиционной стратегии
Достижение целей Инвестиционной стратегии осуществляется за счет реализации следующих задач:
1. Повышение качества государственного регулирования с использованием инструментов государственных программ Российской Федерации, государственных программ Приморского края, отраслевых стратегий развития, федеральных целевых программ, дорожных карт по созданию привлекательных инвестиционных условий и конкурентного предпринимательского климата.
2. Введение института оценки регулирующего воздействия в регулярную практику работы органов исполнительной власти Приморского края, муниципальных образований.
3. Внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
4. Формирование канала прямой связи инвесторов с органами исполнительной власти Приморского края и обеспечение гарантий соблюдения прав инвесторов.
5. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности.
Предусмотрено предоставление налоговых льгот для новых инвестиционных проектов:
по налогу на имущество организаций: 0% - на первые 5 лет, 0,5% - на последующие 5 лет;
по налогу на прибыль организаций: для производственных проектов 0% - на первые 5 лет, 10% - на последующие 5 лет; для проектов в приоритетных сферах услуг - 13,5% на 10 лет.
6. Содействие подготовке и реализации проектов государственно-частного партнерства на территории Приморского края.
Предполагается развитие механизмов частно-государственного партнерства, в том числе совершенствование законодательной и нормативной правовой базы в Приморском крае, расширение сотрудничества с институтами развития, масштабирование практики реализации региональных проектов государственно-частного партнерства в муниципальных образованиях Приморского края.
7. Формирование земельных участков с готовой дорожной и инженерной инфраструктурой с целью сокращения сроков и затрат инвестора на этапе предоставления земельных участков для строительства и выдачи разрешений на строительство.
В Приморском крае в среднесрочной перспективе планируется создание промышленных площадок - территорий для размещения и функционирования промышленных объектов и (или) объектов для оказания услуг, обеспеченных необходимой инфраструктурой (в том числе дорогами, сетями водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения), управляемых единым оператором, подготовленных специализированной организацией по формированию промышленных площадок:
формата "гринфилд" (создаются на незастроенной территории), в том числе агропромышленный парк "Приморский" в с. Михайловка Михайловского муниципального района и транспортно-логистическая площадка в Надеждинском муниципальном районе;
формата "браунфилд" (создаются на земельных участках, на территории которых располагаются капитальные сооружения, пригодные для размещения и функционирования промышленных объектов и (или) объектов для оказания услуг), в том числе промышленный кластер строительных материалов в г. Спасск-Дальний.
8. Развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа во Владивостоке.
Цель ОЭЗ - создание новой отрасли специализации экономики Приморского края (автомобилестроение) путем привлечения отечественных и зарубежных частных инвестиций в строительство автосборочных и автокомпонентных производств, увеличение выпуска автомобилей до 125 тыс. в год, локализация производства автокомпонентов до уровня 30%.
9. Позиционирование Приморского края как территории наибольшего благоприятствования для инвесторов, создание бренда Приморского края и последующий бренд-менеджмент.
Предполагается продвижение имиджа Приморского края как территории наибольшего благоприятствования для инвесторов, региона гармоничного и динамичного развития, с презентацией историй успеха инвесторов и конкретных коммерческих проектов, планируемых к реализации в Приморском крае.
С целью привлечения прямых иностранных инвестиций в Приморский край предусматривается расширение прямых контактов с торговыми представительствами России за рубежом.
Формирование имиджа Приморского края как территории наибольшего благоприятствования для инвесторов включает следующие мероприятия:
представление Приморского края на российских и международных инвестиционных площадках (форумах, выставках);
проведение мероприятий по презентации инвестиционных возможностей Приморского края перед существующими и потенциальными партнерами на территории Российской Федерации и заграницей ("роуд шоу");
программное сопровождение многоязычного Инвестиционного портала Приморского края, посвященного инвестиционной деятельности в Приморском крае.
10. Реализация программ поддержки малого и среднего предпринимательства как стратегического ресурса развития территории.
11. Создание мультипликативного эффекта от реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих создание новых рабочих мест, развитие малого и среднего предпринимательства и др.
Достижение указанных задач позволит повысить эффективность государственного управления инвестиционной деятельностью, улучшить качество государственных услуг, снизить инвестиционные риски и административные барьеры, обеспечить достижение целей настоящей Инвестиционной стратегии.
6. Механизмы реализации Инвестиционной стратегии
Механизмами реализации настоящей Инвестиционной стратегии являются:
государственные программы Приморского края;
"дорожная карта" внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе;
"дорожная карта" по улучшению предпринимательского климата в сфере оформления земельных участков, строительства;
"дорожная карта" по повышению доступности энергетической инфраструктуры;
проекты государственно-частного партнерства в Приморском крае;
единый регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна";
планы институтов развития по привлечению инвестиций в Приморский край;
создание экспортно-ориентированных территорий опережающего развития.
Комплексное управление реализации Инвестиционной стратегии осуществляется органом исполнительной власти Приморского края, реализующим государственную социально-экономическую политику в Приморском крае, определяющим направления развития экономики края.
Реализация Инвестиционной стратегии осуществляется органами исполнительной власти Приморского края - ответственными исполнителями и соисполнителями государственных программ Приморского края, "дорожных карт" в сфере улучшения предпринимательского и инвестиционного климата, а также АНО "Инвестиционное Агентство Приморского края" (по согласованию), ОАО "Корпорация развития Приморского края" (по согласованию).
Участниками реализации Инвестиционной стратегии являются:
АНО "Инвестиционное Агентство Приморского края";
ОАО "Корпорация развития Приморского края";
хозяйствующие субъекты, осуществляющие (планирующие осуществлять) деятельность на территории Приморского края;
инвесторы;
территориальные органы федеральных органов государственной власти;
органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Приморского края;
общественный экспертный совет по привлечению инвестиций в Приморский край;
совет по привлечению инвестиций в экономику Приморского края при Губернаторе Приморского края;
общественные объединения;
научные, образовательные и другие организации.
План мероприятий по реализации Инвестиционной стратегии представлен в приложении N 2 к настоящей Инвестиционной стратегии.
В целях повышения эффективности реализации государственной инвестиционной политики разработаны и утверждены квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам в сфере инвестиционной деятельности с учетом категорий и групп должностей государственной гражданской службы.
В рамках реализации Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" проводится оценка качества инвестиционных процессов на территориях муниципальных образований и осуществляется подготовка сводного доклада Приморского края "Эффективность деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Приморского края за отчетный год и планируемые значения показателей эффективности на трехлетний период" в соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 16 апреля 2013 года N 51-пг. Результаты указанной оценки размещаются на инвестиционном портале Приморского края.
7. Общие принципы взаимодействия в области улучшения инвестиционного климата Приморского края
В соответствии с основными положениями Инвестиционной стратегии и инвестиционной декларации Приморского края Администрация Приморского края, органы исполнительной власти Приморского края, органы местного самоуправления Приморского края в пределах установленных полномочий осуществляют взаимодействие с предпринимательским сообществом и субъектами инвестиционной деятельности на основании принципов равенства, вовлеченности, прозрачности, с учетом лучшей международной и российской практики.
Регулирование инвестиционной деятельности в крае органами исполнительной власти Приморского края и органами местного самоуправления Приморского края осуществляется в пределах установленных полномочий с учетом целей и приоритетов Инвестиционной стратегии в рамках полномочий, закрепленных в следующих федеральных законах:
Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";
Федеральный закон от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации";
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства";
Закон РСФСР от 26 июня 1991 года N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР";
Закон Приморского края от 10 мая 2006 года N 354-КЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Приморском крае".
Для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности в Приморском крае обеспечиваются:
комфортные условия ведения предпринимательской деятельности на территории Приморского края, в том числе за счет сокращения сроков и упрощения процедур выдачи разрешительной документации для инвесторов;
защита инвестиций, прав и интересов инвесторов;
равные права при осуществлении инвестиционной деятельности;
равные возможности в получении государственной поддержки инвестиционной деятельности, гласности и открытости процедуры принятия решений о предоставлении государственной поддержки инвестиционной деятельности;
безопасность ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории Приморского края;
стабильность (неизменность) условий предоставления государственной поддержки для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, в течение срока предоставления государственной поддержки;
возможность участия инвестора в формировании направлений региональной инвестиционной политики через коллегиальные совещательные органы, созданные при Администрации Приморского края и (или) при Губернаторе Приморского края;
рассмотрение инвестиционных проектов на заседании Общественного экспертного совета по привлечению инвестиций в Приморский край;
рассмотрение инвестиционных проектов на заседании Совета по привлечению инвестиций в Приморский край при Губернаторе Приморского края.
При осуществлении инвестиционной деятельности инвесторы вправе руководствоваться положениями настоящей Инвестиционной стратегии, размещать на инвестиционном портале Приморского края информацию о реализуемых ими инвестиционных проектах, получать государственную поддержку инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Приморского края.
8. Внесение изменений в Инвестиционную стратегию, мониторинг и контроль ее реализации
Департамент экономики Приморского края ежегодно в срок до 20 марта года, следующим за отчетным годом, готовит годовой отчет о ходе реализации Инвестиционной стратегии (далее - годовой отчет) и представляет его в Администрацию Приморского края. Годовой отчет также публикуется на Инвестиционном портале Приморского края.
По итогам рассмотрения годового отчета Администрацией Приморского края может быть принято решение о внесении изменений в Инвестиционную стратегию с учетом изменения федеральных и региональных требований к качеству инвестиционных процессов в регионе, принятия и (или) изменения нормативных правовых актов Российской Федерации и Приморского края по предоставлению мер государственной поддержки инвестиционной детальности, существенного изменения условий социально-экономического развития Приморского края. Внесение изменений в Инвестиционную стратегию осуществляется не реже одного раза в три года.
Проект нормативного правового акта о внесении изменений в Инвестиционную стратегию, предусматривающих расширение или сокращение перечня целей и задач, перечня мероприятий по реализации Инвестиционной стратегии, изменения срока ее действия, до его направления на согласование в установленном порядке представляется на рассмотрение в Общественный экспертный совет по привлечению инвестиций в Приморский край, Совет по привлечению инвестиций в экономику Приморского края при Губернаторе Приморского края, в экспертную группу АСИ (по согласованию).
Приложение N 1
к Инвестиционной стратегии Приморского края
на период до 2018 года
Показатели
достижения целей Инвестиционной стратегии Приморского края на период до 2018 года и взаимосвязь с факторами инвестиционной привлекательности
Приложение N 2
к Инвестиционной стратегии Приморского края
на период до 2018 года
План мероприятий
по реализации Инвестиционной стратегии Приморского края на период до 2018 года
N п/п |
Наименование мероприятия |
Взаимосвязь с целями Инвестиционной стратегии Приморского края |
Сроки реализации, годы |
Показатели эффективности мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Финансирование мероприятия |
Задача 1. Повышение качества государственного регулирования с использованием инструментов государственных программ Российской Федерации, государственных программ Приморского края, отраслевых стратегий развития, федеральных целевых программ, дорожных карт по созданию привлекательных инвестиционных условий и конкурентного предпринимательского климата | ||||||
1. |
Реализация государственной программы Приморского края "Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края" на 2013-2017 годы (утверждена постановлением Администрации Приморского края от 7.12.2012 N 382-па) |
2013-2017 |
показатели эффективности государственной программы Приморского края |
ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы Приморского края |
финансирование осуществляется в рамках краевого бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период |
|
2. |
Реализация государственной программы Приморского края "Энергоэффективность, развитие газоснабжения и энергетики в Приморском крае" на 2013-2017 годы (утверждена постановлением Администрации Приморского края от 7.12.2012 N 390-па) |
пункт 4 приложения 1 |
2013-2017 |
показатели эффективности государственной программы Приморского края |
ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы Приморского края |
финансирование осуществляется в рамках краевого бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период |
3. |
Реализация государственной программы Приморского края "Развитие туризма в Приморском крае" на 2013-2017 годы (утверждена постановлением Администрации Приморского края от 7.12.2012 N 396-па) |
пункт 4 приложения 1 |
2013-2017 |
показатели эффективности государственной программы Приморского края |
ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы Приморского края |
финансирование осуществляется в рамках краевого бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период |
4. |
Реализация государственной программы Приморского края "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Повышение уровня жизни сельского населения Приморского края" на 2013-2020 годы (утверждена постановлением Администрации Приморского края от 7.12.2012 N 392-па) |
пункт 4 приложения 1 |
2013-2020 |
показатели эффективности государственной программы Приморского края |
ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы Приморского края |
финансирование осуществляется в рамках краевого бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период |
5. |
Реализация государственной программы Приморского края "Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае" на 2013-2017 годы (утверждена постановлением Администрации Приморского края от 7.12.2012 N 389-па) |
пункт 4 приложения 1 |
2013-2017 |
показатели эффективности государственной программы Приморского края |
ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы Приморского края |
финансирование осуществляется в рамках краевого бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период |
6. |
Реализация государственной программы Приморского края "Развитие транспортного комплекса Приморского края" на 2013-2017 годы (утверждена постановлением Администрации Приморского края от 7.12.2012 N 394-па) |
пункт 4 приложения 1 |
2013-2017 |
показатели эффективности государственной программы Приморского края |
ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы Приморского края |
финансирование осуществляется в рамках краевого бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период |
7. |
Реализация государственной программы Приморского края "Развитие лесного хозяйства в Приморском крае" на 2013-2017 годы (утверждена постановлением Администрации Приморского края от 7.12.2012 N 388-па) |
пункт 4 приложения 1 |
2013-2017 |
показатели эффективности государственной программы Приморского края |
ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы Приморского края |
финансирование осуществляется в рамках краевого бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период |
8. |
Реализация государственной программы Приморского края "Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края" на 2013-2017 годы (утверждена постановлением Администрации Приморского края от 7.12.2012. N 398-па) |
пункт 4 приложения 1 |
2013-2017 |
показатели эффективности государственной программы Приморского края |
ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы Приморского края |
финансирование осуществляется в рамках краевого бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период |
9. |
Реализация государственной программы Приморского края "Развитие образования Приморского края" на 2013-2017 годы (утверждена постановлением Администрации Приморского края от 7.12.2012 N 395-па) |
пункт 8 приложения 1 |
2013-2017 |
показатели эффективности государственной программы Приморского края |
ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы Приморского края |
финансирование осуществляется в рамках краевого бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период |
10. |
Реализация государственной программы Приморского края "Содействие занятости населения Приморского края" на 2013-2017 годы (утверждена постановлением Администрации Приморского края от 7.12.2012 N 384-па) |
пункт 8 приложения 1 |
2013-2017 |
показатели эффективности государственной программы Приморского края |
ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы Приморского края |
финансирование осуществляется в рамках краевого бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период |
11. |
Реализация государственной программы Приморского края "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Приморского края" на 2013-2017 годы (утверждена постановлением Администрации Приморского края от 7.12.2012 N 386-па) |
пункт 2 приложения 1 |
2013-2017 |
показатели эффективности государственной программы Приморского края |
ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы Приморского края |
финансирование осуществляется в рамках краевого бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период |
12. |
Реализация государственной программы Приморского края "Развитие культуры Приморского края" на 2013-2017 годы (утверждена постановлением Администрации Приморского края от 7.12.2012 N 387-па) |
пункт 2 приложения 1 |
2013-2017 |
показатели эффективности государственной программы Приморского края |
ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы Приморского края |
финансирование осуществляется в рамках краевого бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период |
13. |
Реализация государственной программы Приморского края "Информационное общество" на 2013-2017 годы (утверждена постановлением Администрации Приморского края от 7.12.2012 N 385-па) |
пункт 10 приложения 1 |
2013-2017 |
показатели эффективности государственной программы Приморского края |
ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы Приморского края |
финансирование осуществляется в рамках краевого бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период |
14. |
Реализация государственной программы Приморского края "Социальная поддержка населения Приморского края" на 2013-2017 годы (утверждена постановлением Администрации Приморского края от 7.12.2012 N 393-па) |
пункт 2 приложения 1 |
2013-2017 |
показатели эффективности государственной программы Приморского края |
ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы Приморского края |
финансирование осуществляется в рамках краевого бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период |
15. |
Реализация государственной программы Приморского края "Развитие физической культуры и спорта Приморского края" на 2013-2017 годы (утверждена постановлением Администрации Приморского края от 7.12.2012 N 381-па) |
пункт 10 приложения 1 |
2013-2017 |
показатели эффективности государственной программы Приморского края |
ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы Приморского края |
финансирование осуществляется в рамках краевого бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период |
16. |
Реализация государственной программы Приморского края "Развитие здравоохранения Приморского края" на 2013-2017 годы (утверждена постановлением Администрации Приморского края от 7.12.2012 N 397-па) |
пункт 10 приложения 1 |
2013-2017 |
показатели эффективности государственной программы Приморского края |
ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы Приморского края |
финансирование осуществляется в рамках краевого бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период |
17. |
Реализация государственной программы Приморского края "Охрана окружающей среды Приморского края" на 2013-2017 годы (утверждена постановлением Администрации Приморского края от 7.12.2012 N 391-па) |
пункт 2 приложения 1 |
2013-2017 |
показатели эффективности государственной программы Приморского края |
ответственный исполнитель и соисполнители государственной программы Приморского края |
финансирование осуществляется в рамках краевого бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период |
Задача 2. Введение института оценки регулирующего воздействия в регулярную практику работы органов исполнительной власти Приморского края, муниципальных образований | ||||||
18. |
Мониторинг разработки нормативных правовых актов муниципальных образований Приморского края об оценке регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативных правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность |
пункт 9 приложения 1 |
2013-2015 |
доля проектов нормативных правовых актов, прошедших экспертизу по оценке регулирующего воздействия, в общем объеме проектов нормативных правовых актов муниципальных образований для устранения административных барьеров по итогам к 2018 году - 100% |
департамент экономики Приморского края |
финансирование не требуется |
19. |
Проведение оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов Приморского края |
пункт 9 приложения 1 |
2013-2018 |
доля проектов нормативных правовых актов, прошедших экспертизу по оценке регулирующего воздействия, в общем объеме проектов нормативных правовых актов Приморского края для устранения административных барьеров по итогам к 2018 году - 100% |
органы исполнительной власти Приморского края, департамент экономики Приморского края |
финансирование не требуется |
Задача 3. Внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе | ||||||
20. |
Реализация мероприятий, предусмотренных "дорожной картой" внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Приморском крае, утвержденной Губернатором Приморского края 30.04.2013 |
пункты 6-10 приложения 1 |
2013-2014 |
увеличение объема инвестиций в основной капитал в 2018 году до уровня не менее 540 млрд. руб. |
департамент экономики Приморского края; АНО "Инвестиционное Агентство Приморского края" (по согласованию); ОАО "Корпорация развития Приморского края" (по согласованию) |
финансирование в рамках государственной программы Приморского края "Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края" на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 7.12.2012 N 382-па |
Задача 4. Формирование канала прямой связи инвесторов с органами исполнительной власти Приморского края и обеспечение гарантий соблюдения прав инвесторов | ||||||
21. |
Проведение заседаний Совета по привлечению инвестиций в Приморский край при Губернаторе Приморского края |
ежемесячно |
проведение 1 заседания Совета в месяц |
департамент экономики Приморского края |
финансирование не требуется |
|
22. |
Организация сопровождения реализуемых и (или) планируемых к реализации инвестиционных проектов и информационная поддержка субъектов инвестиционной деятельности по принципу "одного окна" |
2014 |
сокращение сроков рассмотрения обращения инвесторов и принятия решения |
АНО "Инвестиционное Агентство Приморского края" (по согласованию); департамент экономики Приморского края; органы исполнительной власти Приморского края; органы местного самоуправления Приморского края |
финансирование не требуется |
|
Задача 5. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности | ||||||
23. |
Предоставление налоговых льгот для новых инвестиционных проектов |
2013-2014 |
принятие и реализация законов Приморского края "Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в краевой бюджет, для отдельных категорий организаций", "О внесении изменения в статью 2 Закона Приморского края "О налоге на имущество организаций" |
департамент экономики Приморского края; органы исполнительной власти Приморского края |
финансирование не требуется |
|
Задача 6. Содействие подготовке и реализации проектов государственно-частного партнерства на территории Приморского края | ||||||
24. |
Развитие механизмов государственно-частного партнерства |
пункт 2 приложения 1 |
2013-2017 |
принятие законов Приморского края "Об участии Приморского края в проектах государственно-частного партнерства", "Об инвестиционном фонде Приморского края". Реализация не менее 15 инвестиционных проектов на территории Приморского края на условиях государственно-частного партнерства |
департамент экономики Приморского края; органы исполнительной власти Приморского края |
на развитие нормативной базы финансирование не требуется. Финансирование инвестиционных проектов на территории Приморского края с участием средств инвестиционного фонда Приморского края, предусмотренных в рамках краевого бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период |
Задача 7. Формирование земельных участков с готовой дорожной и инженерной инфраструктурой с целью сокращения сроков и затрат инвестора на этапе предоставления земельных участков для строительства и выдачи разрешений на строительство | ||||||
25. |
Формирование промышленных площадок на территории Приморского края |
пункт 6 приложения 1 |
2013-2018 |
создание не менее трех площадок, обустроенных объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, к концу 2018 года |
ОАО "Корпорация развития Приморского края" (по согласованию); департамент экономики Приморского края |
финансирование осуществляется ОАО "Корпорация развития Приморского края" за счет средств, представляемых из краевого бюджета на соответствующие цели, в пределах доведенных лимитов бюджета Приморского края на очередной финансовый год и плановый период |
26. |
Формирование единой базы данных о земельных участках с готовой дорожной и инженерной инфраструктурой в Приморском крае |
пункт 6 приложения 1 |
2013-2014 |
размещение единой базы данных о промышленных площадках Приморского края на инвестиционном портале Приморского края www.invest.primorsky.ru |
ОАО "Корпорация развития Приморского края" (по согласованию); АНО "Инвестиционное Агентство Приморского края" (по согласованию); департамент земельных и имущественных отношений Приморского края; департамент экономики Приморского края |
финансирование не требуется |
Задача 8. Развитие особой экономической зоны промышленно-производственного типа во Владивостоке | ||||||
27. |
Создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа в г. Владивостоке Приморского края |
пункт 3 приложения 1 |
2013-2015 |
локализация производства автокомпонентов до уровня 30% (в 2022 году); увеличение высокопроизводительных рабочих мест с 1,5 тыс. до 3,6 тыс. |
департамент промышленности и транспорта Приморского края; департамент экономики Приморского края |
бюджетные обязательства Приморского края по созданию инфраструктуры ОЭЗ предполагается включить в закон о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период после заключения соглашения с Минэкономразвития России о создании указанной ОЭЗ |
Задача 9. Позиционирование Приморского края как территории наибольшего благоприятствования инвесторам, создание бренда Приморского края и последующий бренд-менеджмент |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Приморского края от 23 декабря 2013 г. N 495-па "Об утверждении Инвестиционной стратегии Приморского края на период до 2018 года"
Текст постановления опубликован в "Приморской газете" от 31 декабря 2013 г. N 134 (865), от 17 января 2014 г. N 4 (869)