Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р,
судей Фахрутдиновой Р.А. и Гиниатуллиной Ф.И,
при секретаре судебного заседания Ахмади К.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гилманова Р.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе
Мухамбеталиева М.Б. на решение Приволжского районного суда г. Казани от 21 декабря 2017 года, которым Мухамбеталиеву М.Б. отказано в удовлетворении искового заявления к обществу с ограниченной ответственностью "ФОН-Ривьера" о признании права собственности на парковочное место.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Мухамбеталиева М.Б, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мухамбеталиев М.Б. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ФОН-Ривьера" (далее - ООО "ФОН-Ривьера") о признании права собственности на парковочное место. В обоснование иска указано, что
30 ноября 2011 года между ООО "ВолгаРЭСсервис" и ответчиком ООО "ФОН-Ривьера" заключен предварительный договор купли-продажи парковочного места N СПМ-43, по условиям которого ответчик обязался заключить договор купли-продажи парковочного места и передать в собственность парковочное место N 61 "адрес". Согласно пунктам 2.2.1, 2.3.1 договора стоимость парковочного места установлена в размере 550.000 руб. В соответствии с п. 4.1 договора стороны договорились, что основной договор между продавцом и покупателем должен быть подписан в течение 60 дней с момента государственной регистрации права собственности продавца на парковочное место, но не позднее 31 декабря 2012 года. 09 февраля 2012 года между истцом и ООО "ВолгаРЭССервис" заключен договор уступки права требования N У-3682 по предварительному договору купли-продажи парковочного места. 24 мая 2013 года между истцом и ответчиком заключено соглашение об изменении договора N СПМ-43
от 30 ноября 2011 года, согласно которому предметом основного договора является обязательство продавца передать в собственность покупателя парковочное место N 31 "адрес". Истцом обязательства по оплате парковочного места исполнены в полном объеме. Пусковой комплекс 4 жилой дом со встроено-пристроенными помещениями,
2-мя подземными автостоянками, 2-мя трасфматовными подстанциями
(Х очередь строительства - подземная автостоянка на 64 машиноместа), расположенный по "адрес", введен в эксплуатацию 16 декабря 2013 года, парковочное место постановлено на кадастровый учет и имеет кадастровый номер 16:50:171113:4112. Однако до настоящего времени вышеуказанное парковочное место N 31 истцу не передано, право собственности на него за истцом не зарегистрировано.
На основании изложенного, Мухамбеталиев М.Б. просил суд признать за ним право собственности на парковочное место N 31 с кадастровым номером 16:50:171113:4112 в подземной автостоянке, расположенной в пусковом комплексе 4, по "адрес".
Представитель ответчика ООО "ФОН-Ривьера" - конкурсный управляющий Сабиров И.К. и представители третьих лиц - Министерства внутренних дел Республики Татарстан, ООО "ВолгаРЭСсервис" в суд не явились.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе Мухамбеталиев М.Б. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска. В жалобе отмечается, что судом необоснованно отклонены доводы истца о необходимости применения к возникшим между сторонами правоотношениям норм Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", а также законодательства о защите прав потребителей. По мнению истца, выводы суда о прекращении между сторонами обязательств, предусмотренных заключенным ими предварительным договором, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и противоречат закону.
Представитель ответчика ООО "ФОН-Ривьера" - конкурсный управляющий Сабиров И.К. и представители третьих лиц - Министерства внутренних дел Республики Татарстан, ООО "ВолгаРЭСсервис" в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены, сведений о причинах неявки не представлено. Поскольку данных о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в данном судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с п. 1 ст. 164 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
Согласно п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с положениями п.п. 1, 2 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года
N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 429 Гражданского кодекса Российской Федерации по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.
Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также условия основного договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение при заключении предварительного договора.
В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
В случаях, если сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса. Требование о понуждении к заключению основного договора может быть заявлено в течение шести месяцев с момента неисполнения обязательства по заключению договора.
В случае возникновения разногласий сторон относительно условий основного договора такие условия определяются в соответствии с решением суда. Основной договор в этом случае считается заключенным с момента вступления в законную силу решения суда или с момента, указанного в решении суда.
Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.
Согласно п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В случае возникновения разногласий сторон относительно условий основного договора такие условия определяются в соответствии с решением суда. Основной договор в этом случае считается заключенным с момента вступления в законную силу решения суда или с момента, указанного в решении суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что 30 ноября 2011 года между ООО "ВолгаРЭСсервис" и ответчиком ООО "ФОН-Ривьера" заключен предварительный договор купли-продажи парковочного места N СПМ-43, по условиям которого ответчик обязался заключить договор купли-продажи парковочного места и передать в собственность парковочное место N 61 "адрес".
Пунктом 1.3. предварительного договора купли-продажи парковочного места N СПМ-43 предусмотрено, что договор заключен на основании инвестиционного контракта MVD-17/05 от 05 февраля 2005 года, заключенного между МВД по Республике Татарстан, ГУ "Отдел организации капительного строительства МВД по Республике Татарстан" и ООО "Солнечный город", дополнительного соглашения N 3/ппо о переуступке прав и обязанностей по инвестиционному контракту N MVD-17/05 от 05 февраля 2005 года, заключенного между МВД по Республике Татарстан, ГУ "Отдел организации капительного строительства МВД по Республике Татарстан, ООО "Солнечный город" и ООО "ФОН-Ривьера". Предметом данных соглашений является реализация инвестиционного проекта по строительству в 2004-2009 годах комплекса жилых домов и объектов социально-бытового назначения "адрес".
Согласно пунктам 2.2.1, 2.3.1 договора стоимость парковочного места установлена в размере 550.000 руб. В соответствии с п. 4.1 договора стороны договорились, что основной договор между продавцом и покупателем должен быть подписан в течение 60 дней с момента государственной регистрации права собственности продавца на парковочное место, но не позднее 31 декабря 2012 года.
Между ООО "ПС "СтройТраст", ООО "ВолгаРЭСсервис", ООО "ФОН-Ривьера" 30 ноября 2011 года подписан протокол соглашения о зачете взаимной задолженности на сумму 550.000 руб.
09 февраля 2012 года между истцом и ООО "ВолгаРЭССервис" заключен договор уступки права требования N У-3682 по предварительному договору купли-продажи парковочного места.
24 мая 2013 года между истцом и ответчиком заключено соглашение об изменении договора N СПМ-43 от 30 ноября 2011 года, согласно которому предметом основного договора является обязательство продавца передать в собственность покупателя парковочное место N 31 "адрес".
16 декабря 2013 года МВД по Республике Татарстан выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию - пускового комплекса N 4, а именно жилого дома со встроено-пристроенными помещениями, 2-мя подземными автостоянками, 2-мя трасфматовными подстанциями (Х очередь
строительства - подземная автостоянка на 64 машиноместа), расположенного по "адрес".
В тот же день между истцом и ответчиком подписан акт приема-передачи парковочного места, в соответствии с которым ответчик передает истцу, а истец в свою очередь принимает парковочное место N 31 "адрес". Согласно данному акту приема-передачи покупатель подтверждает, что работы по предварительному договору купли-продажи парковочного помещения продавцом выполнены полностью, в соответствии техническими нормами и правилами.
Полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела и представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания за Мухамбеталиевым М.Б. права собственности на спорное парковочное место, поскольку в срок
по 31 декабря 2012 года сторонами не заключен основной договор купли-продажи парковочного места на условиях, предусмотренных предварительным договором, при этом ни одна из сторон не потребовала в письменной форме заключить основной договор. Судом также правомерно отмечено, что подписание сторонами 16 декабря 2013 года акта приема-передачи парковочного места не порождает права собственности истца на спорный объект недвижимости, поскольку такое основание возникновения права собственности ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Доводы апелляционной жалобы Мухамбеталиева М.Б. о том, что между сторонами сложились правоотношения, связанные с долевым участием в строительстве и предусматривающие возможность признания за истицей права собственности на спорное парковочное место в силу положений Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" а также законодательства о защите прав потребителей, в силу изложенного выше являются несостоятельными, поскольку они основаны на субъективной оценке обстоятельств дела и ошибочном толковании норм материального права.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы истца судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда г. Казани от 21 декабря 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Мухамбеталиева М.Б. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.