Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М,
судей Гаянова А.Р, Сахиповой Г.А,
при секретаре судебного заседания Рыбушкиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Буинске Республики Татарстан (межрайонное) Залялова Р.Г. на решение Дрожжановского районного суда Республики Татарстан от 27 декабря 2017 года, которым постановлено:
иск Сингха Р.К. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Буинске Республики Татарстан (межрайонное) о признании отказ в назначении досрочной страховой пенсии незаконным и признании права на досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить;
признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Буинске Республики Татарстан (межрайонное) об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения незаконным;
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Буинске Республики Татарстан (межрайонное) включить в специальный трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии период работы Сингха Р.К. с 08.07.2003 по 10.06.2009 в должности 0,5 ставки врача-травматолога поликлиники и 0,5 ставки врача-травматолога хирургического отделения Канашской центральной районной больницы им. Ф.Г. Григорьева в льготном исчислении как 1 год 9 месяцев за 1 год работы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Буинске Республики Татарстан (межрайонное) Гараевой Р.Т, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Сингх Р.К. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Буинске Республики Татарстан (межрайонное) (далее - Управление) о признании отказа в назначении досрочной страховой пенсии незаконным и признании права на досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование своих требований Сингх Р.К. указал, что решением Управления от 26 октября 2017 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет ему было отказано.
Основанием для отказа стало то, что периоды его работы с 08.07.2003 по 10.06.2009 в должности 0,5 ставки врача-травматолога поликлиники и 0,5 ставки врача-травматолога хирургического отделения Канашской центральной районной больницы им. Ф.Г. Григорьева включен не в кратном исчислении как 1 год и 9 месяцев за 1 год работы (1 год за 1 год и 6 месяцев за работу врачом-травматологом хирургического отделения стационара, 1 год за 1 год и 3 месяца за работу в сельской местности), а только с применением коэффициента сельской местности как 1 год за 1 год и 3 месяца. Указанное решение считает необоснованным, просил зачесть период указанный работы с применением кратного порядка исчисления стажа как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
В судебном заседании истец требования поддержал.
Представитель ответчика требования истца не признала.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Управления ставит вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности. При этом указывает, что истец работал на 0,5 ставки врачом-травматологом хирургического отделения и на 0,5 ставки врачом-травматологом поликлиники, что не дает ему права на применение льготного исчисления стажа из расчета 1 год работы как 1 год и 6 месяцев стажа. Кроме того, действующим законодательством показания свидетелей не могут подтверждать характер работы.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились.
Извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции направлены, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
На основании пункта 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одним из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В соответствии с подпунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", вступившего в силу с 01.01.2015, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Из материалов дела видно и по делу установлено, что истец 18 октября 2017 года обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления от 26.10.2017 истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в городах, сельской местности и поселках городского типа было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа 30 лет лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, ответчиком в бесспорном порядке зачтено в специальный стаж 22 года 4 месяца 7 дней.
В качестве основания для отказа указано, что в стаж на соответствующих видах работ период с 08.07.2003 по 10.06.2009 в должности 0,5 ставки врача-травматолога поликлиники и 0,5 ставки врача-травматолога хирургического отделения Канашской центральной районной больницы им. Ф.Г. Григорьева включен не в кратном исчислении как 1 год и 9 месяцев за 1 год работы, а в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд исходил из наличия правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме, и указал, что истец в спорный период отрабатывал намного больше часов, чем предусмотрено нормой полного рабочего дня.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, а доводы апелляционной жалобы ответчика заслуживают внимания исходя из следующего.
В соответствии с перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, применение льготного порядка исчисления стажа предусмотрено к периодам работы в отделениях хирургического профиля стационаров, в том числе больниц, в должностях оперирующих врачей-специалистов всех наименований.
При определении права на досрочную страховую пенсию по старости, применяются правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
Согласно пункту 4 указанных правил, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 01 ноября 1999 года, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Подпунктом "б" пункта 5 вышеуказанных Правил, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Согласно пункту 43 постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из копии трудовой книжки истца Сингха Р.К. видно, что 01 июля 2003 года он принят на должность врача-травматолога поликлиники с оплатой по 11 разряду ЕТС и уволен 10 июня 2009 года по собственному желанию по пункту 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. 15 июня 2009 года он принят на должность врача-травматолога-ортопеда хирургического отделения МБУЗ "Дрожжановская ЦРБ" с оплатой по 13 разряду ЕТС, где работает по настоящее время.
Как следует из справки бюджетного учреждения Чувашской Республики "Канашская центральная районная больница им. Ф.Г.Григорьева" N 63 от 05.10.2017, истец Сингх Р.К. с 08.07.2003 по 10.06.2009 работал в должности 0,5 ставки врача-травматолога поликлиники и 0,5 ставки врача-травматолога хирургического отделения.
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сведения индивидуального (персонифицированного) учета работодателем поданы с кодом "28-СМ", то есть как работа в сельской местности (л.д. 60-62).
При осуществлении лечебной деятельности в должностях и учреждениях, которые дают право применения льготного исчисления как 1 год и 6 месяцев, сведения подаются с кодом "28-СМХР" - "сельская местность хирургия", что предусмотрено постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2017 N 45735).
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства факта работы истца в объеме полной ставки в должности оперирующего врача-травматолога в хирургическом отделении.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что период работы в качестве 0,5 ставки врача-травматолога поликлиники и 0,5 ставки врача-травматолога хирургического отделения Канашской центральной районной больницы им. Ф.Г. Григорьева не может быть исчислен с применением льготного порядка как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев специального стажа.
Таким образом, постановленное судом решение об удовлетворении исковых требований противоречит требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, вследствие чего на основании пункта 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329, пунктом 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дрожжановского районного суда Республики Татарстан от 27 декабря 2017 года по данному делу отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Сингха Раджеша Кумара к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Буинске Республики Татарстан (межрайонное) о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов пенсионных прав граждан и возложении обязанности зачесть в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период работы с 08 июля 2003 года по 10 июня 2009 года в должностях врача-травматолога поликлиники 0,5 ставки и врача-травматолога хирургического отделения 0,5 ставки Канашской центральной районной больницы им. Ф.Г. Григорьева в льготном исчислении как 1 год 9 месяцев стажа за 1 год работы - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.