Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р,
судей Гиниатуллиной Ф.И. и Фахрутдиновой Р.А.
при секретаре судебного заседания Горбуновой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гилманова Р.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" на решение Московского районного суда г. Казани от 26 декабря 2017 года, которым постановлено:
исковые требования Матвейчука И.Е. к муниципальному казенному учреждению "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" о признании распоряжения частично незаконным удовлетворить.
Признать распоряжение главы Администрации Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани
N 1083р от 07 августа 2017 года незаконным в части отказа в прохождении перерегистрации и исключения из списка молодых семей-участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2016-2020 годы"
Матвейчука И.Е. с семьей в составе 3 человек (в том числе супруга и сын).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя муниципального казенного учреждения "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - Чумаковой К.Г, поддержавшей доводы жалобы, объяснения представителя Матвейчука И.Е. - Сатдинова М.Е, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Матвейчук И.Е. обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани"
(далее - МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО
г. Казани") о признании распоряжения частично незаконным. В обоснование иска указано, что 24 июня 2016 года на основании распоряжения главы Администрации Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани N 961р семья истца включена в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2016-2020 г.г. и признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако на основании распоряжения главы Администрации Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани N 1083р от 07 августа 2017 года истцу отказано в прохождении перерегистрации, при этом он с семьей исключен из списка молодых семей указанной федеральной целевой программы по тому мотиву, что уровень обеспеченности общей площадью на одного члена его семьи превышает учетную норму. При расчете совокупного уровня обеспеченности общей площадью на одного члена семьи истца учтен жилой дом по "адрес", общей площадью 28,5 кв. м, принадлежащий тестю истца Воронину С.Ю. Истец считает, что данный жилой дом не может учитываться при расчете суммарного уровня обеспеченности семьи, поскольку он является аварийным и непригоден для постоянного проживания.
На основании изложенного, Матвейчук И.Е. просил суд признать незаконным распоряжение главы Администрации Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани N 1083р от 07 августа 2017 года в части отказа в прохождении перерегистрации и исключения Матвейчука И.Е. семьей в составе трех человек из списка молодых семей - участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2016-2020 годы.
Представитель МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" - Чумакова К.Г. иск не признала.
Суд иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" - Чумакова К.Г. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. В жалобе отмечается, что суд первой инстанции при вынесении решения неправомерно принял в качестве допустимого доказательства экспертное заключение ООО "Институт независимых экспертиз" об аварийности принадлежащего Воронину С.Ю. жилого дома. В жалобе указано на отсутствие принятого в установленном порядке решения органа местного самоуправления о признании данного жилого дома непригодным для проживания, в связи с чем, по мнению представителя ответчика, выводы суда об ошибочности расчетов уровня обеспеченности семьи истца жильем являются необоснованными.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ч.ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения, устанавливаемой органом местного самоуправления, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в г. Казани" на 2016-2020 годы, утвержденными Постановлением ИК МО г. Казани от 31 декабря 2015 года
N 4723, под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.Основанием для снятия молодой семьи с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в Программе является выявление в представленных или полученных по запросу документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа местного самоуправления при решении вопроса о принятии на учет (пункты 6, 23).
Решением Казанской городской Думы от 01 ноября 2006 года N 10-13
"Об учетной норме площади жилого помещения и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена учетная норма в размере 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Из материалов дела следует, что распоряжением главы Администрации Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани N 961р от 24 июня
2016 семья Матвейчука И.Е. в составе трех человек (в том числе супруга и сын) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2016-2020 годы.
28 сентября 2017 года Матвейчук И.Е. обратился в МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" для перерегистрации учетного дела.
Распоряжением главы Администрации Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани от 07 августа 2017 года N 1083р истцу семьей в составе трех человек (в том числе супруга и сын) отказано в перерегистрации с исключением из списка молодых семей-участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2016-2020 годы по мотиву выявления в представленных и полученных по запросу документах сведений не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа местного самоуправления при решении вопроса принятия на учет.
Согласно выписке из домовой книги от 11 июля 2017 года Матвейчук И.Е. зарегистрирован по "адрес", помимо него в данной квартире зарегистрированы бабушка истца Матвейчук Г.Н, его мать Матвейчук Н.А. и сын Матвейчук Г.И.
В финансово-лицевом счете от 11 июля 2017 года нанимателем вышеназванной квартиры указана Матвейчук Г.Н, жилая площадь составляет 31,4 кв. м, общая площадь - 44,3 кв. м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 19 июля 2017 года вышеуказанная квартира с 30 августа 2007 года на праве собственности принадлежит Матвейчук Г.Н. на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 11 мая 2007 года.
В соответствии с выпиской из домовой книги от 11 июля 2017 года супруга истца Матвейчук О.С. зарегистрирована по "адрес", помимо нее в квартире зарегистрированы ее родители Воронин С.Ю. и Воронина Г.Н, а также ее брат Воронин Р.С.
Согласно финансово-лицевому счету от 11 июля 2017 года нанимателем вышеназванной квартиры указан Воронин С.Ю, жилая площадь квартиры составляет 29,1 кв. м, общая площадь - 49,9 кв. м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 20 июля 2017 года Воронину С.Ю. с 11 августа 2016 года на праве собственности принадлежит ? доля в жилом доме по "адрес".
Из экспертного заключения ООО "Институт независимых экспертиз" следует, что категории технического состояния основных несущих конструкций здания по "адрес",
в соответствии с ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" классифицируются как аварийное и ограниченно-работоспособное технические состояния (наличие деформаций, прогибов и др. дефектов, свидетельствующих об исчерпании несущей способности конструкций дома). В соответствии с п.п. 33, 34 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" и неудовлетворением требований п.п. 10, 11, 12, 15 данное здание не пригодно к проживанию: конструкции здания находятся в аварийном и ограниченно-работоспособном состояниях; ограждающие конструкции ввиду технического состояния не обеспечивают защиту от проникновения холода, атмосферных осадков в помещения дома; отсутствуют системы отопления, водоснабжения, водоотведения.
При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным распоряжения главы Администрации Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани N 1083р от 07 августа 2017 года в части отказа в прохождении перерегистрации и исключения из списка молодых семей-участников федеральной целевой программы "Жилище" на
2016-2020 годы" Матвейчука И.Е. с семьей, поскольку на каждого члена семьи истца приходится 11,54 кв. м общей площади жилого помещения (22,15 кв. м (44,3 кв. м : 4 х 2) + 12,47 кв. м (49,9 кв. м : 4) / 3), что не превышает норму постановки на учет.
Судом правомерно указано на то, что жилой дом по "адрес", является аварийным, непригодным для проживания, в связи с чем принадлежащая тестю истца Воронину С.Ю. ? доля в праве собственности на данный жилой дом (14,25 кв. м) не подлежит суммированию при определении совокупного уровня обеспеченности семьи истца жильем.
Доводы апелляционной жалобы МКУ "Администрация Кировского и Московского районов ИК МО г. Казани" об отсутствии в материалах дела допустимых доказательств непригодности жилого дома "адрес", для проживания являются несостоятельными, поскольку опровергаются заключением ООО "Институт независимых экспертиз" N 47-17 от 06 октября 2017 года, которое не вызывает сомнений в правильности и обоснованности, оно соответствует требованиям ст. 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержащиеся в нем выводы не противоречат нормам Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации
от 28 января 2006 года N 47. Достаточных и допустимых доказательств, указывающих на недостоверность указанного экспертного исследования, в материалах дела не имеется, доводов, его опровергающих ответчиком не приведено.
Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского районного суда г. Казани от 26 декабря 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Администрация Кировского и Московского районов Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.