Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи А.И. Муртазина,
судей: Г.А. Сахиповой, Э.И. Садыковой,
при секретаре судебного заседания М.А. Буравлевой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.И. Муртазина гражданское дело по апелляционной жалобе Солдаткиной Анны Сергеевны на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 12 января 2018 года, которым отказано в удовлетворении иска Солдаткиной Анны Сергеевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан о признании права на получение государственного сертификата на материнский капитал и обязании выдать государственный сертификат на материнский капитал, как женщине родившей второго ребенка.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.С. Солдаткина обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и городе Нижнекамске Республики Татарстан (далее - УПФР) о признании права на получение государственного сертификата на материнский капитал. В обоснование иска указано, что "дата" истица родила второго ребенка, что подтверждается справкой о рождении N2629 от 07 ноября 2017 года, выданной Управлением ЗАГС Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района. Первого ребенка истец родила "дата", что подтверждается свидетельством о рождении. Согласно справке о рождении ребенок родился мертворожденным. А.С. Солдаткина является гражданкой России, умышленные преступления, относящиеся к преступлениям против личности, в отношении своего ребенка не совершала. Положениями части 2 статьи 3 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей имеющих детей" установлено, что при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, не учитываются дети, в отношении которых лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц. Т.е. здесь нет указания на мертворожденных детей или детей, умерших на первой неделе жизни. Законодатель увязывает возникновение права на материнский капитал у женщины только с фактом рождения предыдущего ребенка. Ответчик мотивировал свой отказ в удовлетворении заявления на выдачу сертификата тем, что надлежащим документом, подтверждающим факт рождения ребенка, является только свидетельство о рождении. Свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается, однако по просьбе родителей выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка. Таким образом, истец не имеет возможности предоставить в Пенсионный фонд свидетельство о рождении ребенка. В то же время, факт рождения у истца ребенка подтверждается записью акта о рождении N2629 от 07 ноября 2017 года Управления ЗАГС Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района и самой справкой о рождении. Поскольку справка о рождении, выдана надлежащим органом, на который возложена обязанность по регистрации актов гражданского состояния, форма справки соответствует форме N26, установленной для регистрации рождения ребенка, родившегося мертвым, умершим на первой неделе жизни, истец считает, что данная справка, наряду со свидетельством о рождении, является надлежащим документом, подтверждающим рождение ребенка. Ограничение права женщины на получение государственного сертификата на материнский капитал в зависимости от времени жизни её ребенка и наличия именно свидетельства о рождении, родившегося мертворожденным, законом не предусмотрено, противоречит Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании А.С. Солдаткина иск поддержала.
Представитель ответчика Р.Р. Сайфутдинова иск не признала
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе А.С. Солдаткина просила решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, указывая, что особые меры государственной поддержки женщины-матери, в том числе, обусловлены реализацией социального риска материнства, охватывающего беременность и рождение ребенка, а право женщин на их получение обусловлено фактом рождения второго, третьего или последующих детей. Ограничение права женщины на получение государственного сертификата на материнский капитал в зависимости от времени жизни ее ребенка и наличия именно свидетельства о рождении, родившегося мертворожденным, законом не предусмотрено, противоречит установленному ст. 19 Конституции РФ принципу равенства всех перед законом и нарушает гарантированное ст. 39 Конституции РФ право на социальное обеспечение.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" установлены дополнительные меры государственной поддержки при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года (преамбула, пункт 1 части 1 статьи 3).
В силу части 7 статьи 3 данного Федерального закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что "дата" А.С. Солдаткина родила сына ФИО8 (л.д.13).
"дата" А.С. Солдаткина родила мертвого ребенка, что подтверждается справкой о рождении N2629 (л.д. 10).
23 ноября 2017 года ответчик отказал истцу А.С. Солдаткиной в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с отсутствием у истца права на дополнительные меры государственной поддержки.
Полагая, что ее права нарушены, истица обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия соглашается с выводом городского суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы истицы о том, что ограничение возможности на получение материнского капитала в зависимости от времени жизни ее первого ребенка и наличия свидетельства о рождении ребенка законом не предусмотрено, а также о возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с фактом рождения второго ребенка, который подтверждается справкой о рождении, судебная коллегия принять не может, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" лица, указанные в ч. 1, 3 - 5 ст. 3 настоящего Федерального закона вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке).
К субъектам, которые вправе получить дополнительные меры государственной поддержки, в частности, относятся женщины, родившие (усыновившие) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 года (пункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ).
Согласно пункту 4 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата) и формы государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.10.2011 г. N 1180н, лица, указанные в пункте 3 настоящих Правил, лично, их законные представители или доверенные лица вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата (далее - заявление) со всеми документами, указанными в пункте 5 настоящих Правил, который указывает, что одним из таких документов являются документы, подтверждающие рождение детей.
В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 4 Федерального закона N 256-ФЗ в регистре содержится информация о детях (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).
Статьей 47 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 6 и 8 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" предусмотрено, что документом, подтверждающим факт рождения ребенка, является свидетельство о рождении. При этом свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, в соответствии со статьей 20 указанного Закона не выдается.
Исходя из положений указанных норм, а также части 2 статьи 3, пункта 3 части 1.3 и части 4 статьи 10, части 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ следует, что законодатель признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки рождение ребенка живым (то есть связывает право на получение дополнительных мер государственной поддержки с фактом рождения живого ребенка).
Придание указанному факту значения необходимого условия для приобретения права на меры социальной защиты, предоставляемые в связи с рождением и воспитанием детей, обусловлено как положениями Конституции Российской Федерации, так и целями принятия Федерального закона от 19 мая 1995 года N81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей", Федерального закона от 29 декабря 2006 года N256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", предполагающими, что отношения по государственной поддержке и социальной защите материнства, отцовства и детства применительно к предоставлению соответствующих мер материальной поддержки в связи с рождением и воспитанием детей возникают только тогда, когда существует (появляется) ребенок, которому в первую очередь и адресованы защита и забота со стороны государства. Так, согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" единовременное пособие, полагающееся при рождении ребенка, не выплачивается в случае рождения мертвого ребенка (часть третья статьи 11).
Следовательно, в случае рождения первого или второго ребенка мертвым у женщины не возникает право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N256-ФЗ.
При вышеуказанных обстоятельствах, вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований представляется верным.
Выводы суда согласуются с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09 ноября 2010 года N 1441-О-О, согласно которой, анализ положений части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в системной связи с иными его предписаниями (в частности, преамбулой, частью 2 статьи 3, пунктом 3 части 1.3 и частью 4 статьи 10, частью 3 статьи 11), а также ряда других нормативных актов позволяет прийти к выводу, что законодатель, исходя из целей принятия Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки рождение ребенка живым (т.е. связывает право на получение дополнительных мер государственной поддержки с фактом рождения живого ребенка).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на законе и соответствует установленным в ходе судебного разбирательства обстоятельствам, которым суд первой инстанции дал правильную оценку.
Нарушение либо неправильное применение норм материального права, нарушений норм процессуального права, судом не допущены.
При вынесении по делу решения, суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, надлежаще исследовал и оценил в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все представленные доказательства. Оснований для иной оценки доказательств не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к субъективному толкованию норм материального права, по существу выводов суда не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Каких-либо подтвержденных данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности постановленного судом решения, в жалобе не содержится.
Таким образом, судебная коллегия, проверив в силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 12 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Солдаткиной Анны Сергеевны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.