Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - Матакаевой С.К.
судей Боташевой А.Р, Лайпанова А.И,
при секретаре судебного заседания Бадён И.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - мэрии муниципального образования города Черкесска на решение Черкесского городского суда от 13 декабря 2017 года по гражданскому делу по иску Койчуевой А.А. к мэрии муниципального образования города Черкесска о признании незаконным решения мэрии муниципального образования г.Черкесска - комиссии по рассмотрению вопроса о включении в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка об отказе во включении в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом КЧР "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике", обязании включить в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом КЧР "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Матакаевой С.К, объяснения представителя ответчика - мэрии МО г.Черкесска - Камурзаева Р.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Койчуева А.А. обратилась в Черкесский городской суд с иском к мэрии муниципального образования города Черкесска о признании незаконным решения мэрии муниципального образования г.Черкесска - комиссии по рассмотрению вопроса о включении в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка об отказе во включении в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом КЧР "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике", обязании включить в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом КЧР "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике".
Исковые требования мотивировала тем, что на заседании комиссии мэрии муниципального образования г.Черкесска ей отказано во включении в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в связи с несоответствием условиям ст. 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике". Основанием для отказа послужил тот факт, что в 2015 году истцом отчуждена квартира в "адрес", общей площадью 59,8 кв.м. По мнению комиссии, указанные действия подпадают под понятия ст. 53 ЖК РФ, то есть, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Считает действия комиссии незаконными, поскольку право на включение в реестр, у нее возникло после рождения четвертого ребенка, с января 2017 года. Действия по продаже квартиры не могут быть признаны намеренными, поскольку четвертый ребенок был зачат не ранее апреля 2016 года, а квартира продана в декабре 2015 года. Действия по продаже квартиры нельзя признать намеренными и противозаконными, поскольку не были направлены на включение ее в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка, поскольку после продажи квартиры у нее не возникло такое право.
Представитель истца - Пачева В.С. в судебном заседании просила иск удовлетворить по основаниям, изложенным в нем.
Представитель ответчика - Камурзаев Р.В. просил в иске отказать, поскольку истец совершила намеренные действия по продаже квартиры с целью включения ее в реестр граждан, имеющих право на получение бесплатно земельного участка в соответствии с Законом КЧР "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике". Истцом не доказана необходимость продажи квартиры в "адрес" общей площадью 59,8 кв.м.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 13 декабря 2017 года исковые требования Койчуевой А.А. удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением, мэрия МО г.Черкесска обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывают, что на основании ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Койчуева А.А. 15.06.2017 года обратилась в мэрию муниципального образования города Черкесска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и бесплатного предоставления земельного участка. В ходе рассмотрения заявления специалистами мэрии муниципального образования города Черкесска было выявлено, что 10.12.2015 года супругом и детьми заявительницы было произведено отчуждение квартиры N.., расположенной по адресу: "адрес" общей площадью 59,8 кв.м. С 17.06.2013 года членам семьи истца принадлежит квартира, расположенная по адресу: "адрес" общей площадью 59,4 кв.м.
В силу ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
До отчуждения в 2015 году квартиры "адрес", общая площадь жилых помещений, принадлежащих членам семьи истца, не позволяла признать их нуждающимися в жилом помещении.
После 10.12.2015 года (т.е. после отчуждения вышеуказанного жилого помещения) возникли основания, предусмотренные ст. 51 ЖК РФ для признания семьи Койчуевой А.А. нуждающейся в жилом помещении. Доказательств того, что отчуждение квартиры в г. "адрес" было произведено вследствие каких-либо непреодолимых обстоятельств, истцом не представлено.
Таким образом, членами семьи истца были произведены действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, и, соответственно, исходя из положений ст. 53 ЖК РФ, семья Койчуевой А.А. не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях до 10.12.2020 года.
Право на включение в реестр у семьи Койчуевой А.А. возникло после 25.01.2017 года, т.е. после рождения четвертого ребенка. Основания для признания членов семьи Койчуевой А.А. нуждающимися в жилых помещениях возникли 10.12.2015 года, т.е. после отчуждения квартиры, расположенной по адресу: "адрес", и факт и дата рождения четвертого ребенка не может повлиять на вопрос о признании семьи истца нуждающейся в жилом помещении.
В силу ст. 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике" от 18.05.2012 N 28-РЗ под гражданами, имеющими трех и более детей, в целях настоящего Закона понимаются родители (усыновители) либо одинокая мать (отец), с которым (и) совместно проживают трое и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных, а также дети от второго и последующих браков (далее -граждане), нуждающиеся в жилых помещениях.
Соответственно, включение в реестр только одного члена семьи указанным законом не предполагается. Таким образом, суд первой инстанции разрешилвопрос о правах супруга, а также несовершеннолетних детей истца, которые не привлечены к участию в настоящем гражданском деле.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Истец Койчуева А.А. и представитель Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений Мэрии МО г.Черкесска в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Учитывая, что они надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика - мэрии МО г.Черкесска - Камурзаев Р.В. в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Из материалов дела следует, что истица имеет четверых несовершеннолетних детей: "данные изъяты" Все они зарегистрированы в квартире, принадлежащей детям на праве общедолевой собственности по адресу: "адрес" общей площадью 59,4 кв.м.
Постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска N 1377 от 06.11.2009 года "Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека в муниципальном жилищном фонде" утверждена учетная норма жилого помещения на одного человека в размере 15 кв.м. общей площади.
Койчуева А.А. обратилась в мэрию муниципального образования города Черкесска с заявлением о постановке на учет в целях бесплатного получения в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах городского округа как гражданин, имеющий трех и более детей.
Письмом от 12.07.2017 года за подписью первого заместителя руководителя мэрии МО г. Черкесска истице было сообщено о принятии 11.07.2017 года комиссией о признании граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях применения Закона КЧР от 18.05.2012 года N28-РЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике" решения об отказе во включении ее в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка, так как семья не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст.51 ЖК РФ в связи с тем, что не истек пятилетний срок с момента совершения намеренных действий по ухудшению жилищных условий.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец имеет право на включение в реестр на бесплатное предоставление земельного участка в собственность в соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 18.05.2012 года N 28-РЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике", и об отсутствии доказательств намеренного ухудшения истцом жилищных условий в целях признания их нуждающимися в обеспечении жилым помещением.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшим до 1 марта 2015 года, предусматривалось, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Вместе с тем, в абзаце втором указанного пункта, федеральным законодателем было предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей, приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок бесплатно, а также без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
С 1 марта 2015 года случаи бесплатного предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно установлены ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 6 указанной статьи предусмотрено, что предоставление такого земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 18.05.2012 года N 28-РЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике" в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане подают заявление в уполномоченный орган местного самоуправления по форме согласно приложению к настоящему Закону, в комиссию по рассмотрению заявлений граждан, имеющим трех и более детей, созданную в уполномоченном органе местного самоуправления, в двух экземплярах с предъявлением следующих документов: 1) копия паспорта гражданина Российской Федерации (все страницы); 2) копии всех страниц свидетельств о рождении (усыновлении) и паспортов на каждого из детей; 3) справка о составе семьи; 4) копия свидетельства о заключении брака гражданина (в случае наличия); 5) копия всех страниц паспорта супруга (супруги) гражданина, подавшего заявление (при наличии); 6) письменное согласие гражданина на обработку персональных данных; 7) решение суда об установлении факта усыновления ребенка (за исключением случаев, когда в свидетельстве о рождении ребенка усыновители записаны в качестве родителей). В случае изменения фамилии, имени или отчества супруга (супруги) гражданина (заявителя), к заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих изменения указанных персональных данных (часть 1). Для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях в целях настоящего Закона, в уполномоченных органах местного самоуправления создается специальная комиссия по рассмотрению заявлений граждан, имеющим трех и более детей (далее - Комиссия), которая на своем заседании рассматривает документы, указанные в части 1 настоящей статьи, представленные гражданином, и выносит решение о признании либо непризнании гражданина нуждающимся в жилых помещениях. Комиссия для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, в целях применения настоящего Закона, самостоятельно запрашивает (уточняет) необходимые, в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, сведения (документы) у соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций (часть 2). Органы местного самоуправления уточняют сведения, подтверждающие наличие у граждан, имеющих трех и более детей, прав на бесплатное приобретение земельных участков, и при необходимости самостоятельно запрашивают дополнительные сведения у органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций (часть 2.2). Должностное лицо уполномоченного органа принимает заявление и документы, указанные в части 1 настоящей статьи, и делает на заявлении отметку о принятии, а также выдает заявителю (либо в течение 5 рабочих дней после регистрации направляет гражданину почтовым отправлением) второй экземпляр заявления с указанием времени и даты принятия, фамилии и должности лица, принявшего документы, а также расписку с указанием перечня приложенных к заявлению документов. В случае представления указанных в части 1 настоящей статьи документов не в полном объеме, гражданину одновременно со вторым экземпляром заявления вручается (направляется почтовым отправлением) перечень недостающих документов. Гражданин в течение 10 календарных дней после получения перечня недостающих документов представляет их в Комиссию (часть 4).
Согласно части 7 статьи 4 вышеуказанного закона, основаниями для отказа о включении в реестр являются: 1) непредоставление или предоставление не в полном объеме документов, указанных в части 1 настоящей статьи; 2) наличие в предоставленных документах недостоверных сведений; 3) несоответствие гражданина и членов его семьи требованиям, установленным частью 2 статьи 2 настоящего Закона.
Статьей 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике" от 18.05.2012 года N28-РЗ определены условия бесплатного предоставления таким гражданам земельных участков.
Пунктом 3 части 2 вышеназванной статьи к условиям возникновения права граждан, имеющим трех и более детей, на бесплатное предоставление земельных участков в собственность отнесено признание их нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ. При этом в части 2.1 статьи 2 Закона КЧР "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике" от 18.05.2012 года N28-РЗ установлено, что для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях учитывается только площадь жилых помещений, находящихся в собственности или социальном найме заявителя, супруга заявителя и его несовершеннолетних детей, согласно статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Устанавливая льготные основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, для целей предоставления земельных участков, республиканский законодатель действовал в пределах своих полномочий в сфере земельного законодательства.
В силу положений ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации отношения по предоставлению земельных участков регулируются земельным законодательством.
Положения ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают основания признания граждан нуждающимися в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, и не регулируют земельные правоотношения.
Использование при регулировании земельных правоотношений положений жилищного законодательства не свидетельствует о приоритете последних в регулировании данных правоотношений.
Отказывая во включении истца в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка, ответчик расценил ее действия по отчуждению квартиры, расположенной по "адрес", в качестве умышленных действий, совершенных с намерением создать искусственное ухудшение жилищных условий, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Однако, в суде первой инстанции не нашли подтверждения обстоятельства намеренного ухудшения семьей истца жилищных условий в целях признания их нуждающимися в обеспечении жилым помещением.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, правовая сущность намеренного ухудшения жилищных условий достаточно точно определена Конституционным Судом РФ, который указал, что намеренное ухудшение жилищных условий будет иметь место, если гражданами совершались умышленные действия в целях создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов, как справедливо отмечает Конституционный Суд РФ, должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Таким образом, намеренное ухудшение жилищных условий является частным случаем злоупотребления правом, заключающимся в использовании лицом субъективного права в противоречии с его социальным назначением.
Ухудшение жилищных условий может выражаться в различных формах и действиях, но главное и основное доказательство состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий (постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении) должна быть установлена прямая причинная связь.
Косвенные обстоятельства и догадки без документального подтверждения не могут расцениваться как намеренность и не должны быть препятствием для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Однако гражданин до обращения в соответствующие органы может совершить действия, которые ухудшают жилищные условия, не для постановки на учет по обеспечению жильем, а в рамках свободы договора.
На момент отчуждения квартиры "адрес" истец из "адрес" переехала и проживала в г. "адрес", не имела статуса лица, обладающего правом бесплатного получения земельного участка. Такой статус истец приобрела только 25.01.2017 года, а квартира была продана в декабре 2015 года.
Таким образом, мэрией МО г. Черкесска доказательств совершения истцом намеренных действий по ухудшению жилищных условий в суд первой и апелляционной инстанции не представлено, несмотря на то, что обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения возлагается на орган и лиц, которые приняли оспариваемое решение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции разрешилвопрос о правах супруга, а также несовершеннолетних детей истца, которые не привлечены к участию в настоящем гражданском деле не являются основанием для отмены или изменения решения, т.к. из п. 1 ст. 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике" от 18.05.2012 года N28-РЗ следует, что под гражданами, имеющими трех и более детей, в целях настоящего Закона понимаются родители (усыновители) либо одинокая мать (отец), с которым (и) совместно проживают трое и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных, а также дети от второго и последующих браков, нуждающиеся в жилых помещениях.
Истица с заявлением о постановке на учет обратилась как мать, имеющая четверых детей. Более того, ходатайств о привлечении указанных лиц к участию в деле при рассмотрении данного гражданского дела судом первой инстанции стороны, в том числе и ответчик, не заявляли.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения исковых требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм гражданского законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства надлежаще оценены, спор разрешен в соответствии с материальным и процессуальным законом, нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда от 13 декабря 2017 года по гражданскому делу по иску Койчуевой А.А. к мэрии муниципального образования города Черкесска о признании незаконным решения мэрии муниципального образования г.Черкесска - комиссии по рассмотрению вопроса о включении в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка об отказе во включении в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом КЧР "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике", обязании включить в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с Законом КЧР "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Карачаево-Черкесской Республике" - оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии муниципального образования города Черкесска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.