Дата вступления в законную силу - 14 марта 2018 г.
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, мастера по благоустройству МКУ "Черноморское ЖКХ" Кириленко А.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
14 марта 2018 года
жалобу мастера по благоустройству МКУ "Черноморское ЖКХ" ФИО1 на постановление судьи Черноморского районного суда Республики Крым от 18 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении мастера по благоустройству МКУ "Черноморское ЖКХ" ФИО1,
установил:
постановлением судьи Черноморского районного суда Республики Крым от 18 января 2018 года мастер по благоустройству МКУ "Черноморское ЖКХ" Кириленко А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.12.34 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 руб.
Не согласившись с постановлением судьи районного суда, должностное лицо Кириленко А.Н. подал в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просил вышеназванное постановление отменить как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права и на неверную оценку установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Выслушав мастера по благоустройству МКУ "Черноморское ЖКХ" Кириленко А.Н, поддержавшего доводы жалобы, проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, влечет административную ответственность по ч. 1 ст.12.34 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 07.03.2017 г. N 26-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 20 мин. при обследовании эксплуатационного состояния дорог и улиц на территории пгт. Черноморское Республики Крым государственным инспектором БДД ОМВД России по Черноморскому району Маловым В.В. выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети, а именно на "адрес" отсутствует тротуар, что не соответствует требованиям п.4.5.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования".
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором БДД ОГИБДД ОМВД России по Черноморскому району Маловым В.В. в связи с выявленными недостатками содержания улично-дорожной сети в отношении МКУ "Черноморское ЖКХ" вынесено определение о возбуждении дела об административном производстве и о проведении административного расследования (л.д.3, 3 об.).
Директору МКУ "Черноморское ЖКХ" направлено определение о возбуждении дела об административном производстве и о проведении административного расследования, в котором также истребованы сведения необходимые для разрешения дела от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2).
ДД.ММ.ГГГГ директором МКУ "Черноморское ЖКХ" Скворцовым А.В. во исполнение вышеуказанного определения в адрес начальника ОМВД России по Черноморскому району Акаева К.В. был направлен ответ N (л.д.13-27).
ДД.ММ.ГГГГ в отношении мастера по благоустройству МКУ "Черноморское ЖКХ" Кириленко А.Н. был составлен протокол об административном правонарушении серии N по признакам ч.1 ст.12.34 КоАП РФ (л.д.1).
При таких обстоятельствах судья районного суда признал мастера по благоустройству МКУ "Черноморское ЖКХ" Кириленко А.Н. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
Однако с таким выводом судьи районного суда нельзя согласиться.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с п.6 ст.3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12 ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно п.2 ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Судья районного суда, сославшись на должностные обязанности мастера по благоустройству МКУ "Черноморское ЖКХ" Кириленко А.Н, пришел к выводу, что именно это должностное лицо является ответственным за содержание, ремонт, благоустройство дорог местного значения, находящихся на территории Черноморского муниципального района, создание нормальных условий для передвижения граждан по территории.
Однако такой вывод не следует из материалов дела, а, в частности, из должностной инструкции мастера по благоустройству МКУ "Черноморское ЖКХ" Кириленко А.Н. Из содержания указанной должностной инструкции только следует, что мастер по благоустройству МКУ "Черноморское ЖКХ" Кириленко А.Н. обеспечивает организацию и контроль работ, проведение которых необходимо для надлежащего содержания автомобильной дороги, и осуществляет обследование дорожного полотна по окончанию работ, производимых на основании ордера на производство земляных работ.
Таким образом, из должностных обязанностей мастера по благоустройству МКУ "Черноморское ЖКХ" Кириленко А.Н. не следует, что он является лицом, которое осуществляет содержание автомобильных дорог, что в его обязанности входит обеспечение соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам.
Кроме того, из устава Черноморского сельского поселения Черноморского района Республики Крым (в редакции, действовавшей ДД.ММ.ГГГГ) следует, что в компетенцию сельского поселения входит дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ст.8), что не противоречит положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей 21 ноября 2017 года).
Однако материалы дела не содержат сведения о том, что администрация Черноморского сельского поселения полномочия по содержанию автомобильных дорог передало в полном объеме непосредственно МКУ "Черноморское ЖКХ" (в том числе выделило на эти цели финансовые ресурсы).
Кроме того, из содержания оспариваемого постановления следует, что суд первой инстанции при вынесении судебного акта в нарушение положений ст.26.1, 26.11 КоАП РФ руководствовался только материалами дела, предоставленными должностными лицами дорожного надзора, без учета проверки существенных для дела обстоятельств, в том числе тех, на которые в ходе рассмотрения дела ссылался мастер по благоустройству МКУ "Черноморское ЖКХ" Кириленко А.Н.
Так, в силу ч.1 ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке апелляции жалобы, протеста, также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение, таким случаем, в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку допущенные судьей районного суда нарушения носят существенный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, постановление судьи районного суда от 18 января 2018 года нельзя признать законным и обоснованным, а поэтому оно подлежит отмене.
Учитывая, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Республики Крым настоящей жалобы срок давности привлечения мастера по благоустройству МКУ "Черноморское ЖКХ" Кириленко А.Н. к административной ответственности по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу п.3 ч.1 ст.30.7 и п.6 ч.1 ст.24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу мастера по благоустройству МКУ "Черноморское ЖКХ" ФИО1 удовлетворить частично.
Постановление судьи Черноморского районного суда Республики Крым от 18 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении мастера по благоустройству МКУ "Черноморское ЖКХ" ФИО1, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.