Дата вступления в законную силу - 20 марта 2018 г.
Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу врио начальника Управления МВД России по городу Керчи ФИО3 на постановление судьи Керченского городского суда Республики Крым от 25 января 2018 года N 5-48/2018,
установил:
постановлением судьи Керченского городского суда Республики Крым от 25 января 2018 года N 5-48/2018 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении Аскярова Темура Астан оглы прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым постановлением, врио начальника Управления МВД России по городу Керчи ФИО3 подал жалобу, в которой просит постановление судьи Керченского городского суда Республики Крым от 25 января 2018 года N 5-48/2018 отменить.
Жалоба мотивирована тем, что ссылка суда первой инстанции на положения п.4 ст.15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не применима к Аскярову Т.А, поскольку он не является гражданином Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Неисполнение временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином обязанности выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания влечет ответственность по ч.1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за уклонение от выезда из Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 25 января 2018 г. около 10 часов 30 минут по адресу: Республика Крым, г. Керчь, ул. Вокзальная шоссе, д.42, в результате проверки выявлен гражданин Украины Аскяров Т.А, который нарушил режим пребывания, выразившийся в уклонении от выезда за пределы Российской Федерации.
Прекращая производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, судья городского суда исходил из того, что поскольку Аскяров Т.А. отбывает дополнительное наказание на территории Российской Федерации, то он не имеет возможности выехать за ее пределы до истечения срока отбывания этого наказания. При этом, суд первой инстанции при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Аскярова Т.А, сослался на положения пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Вместе с тем, при рассмотрении данного дела судом не учтено следующего.
В силу пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено, если он осужден за совершение преступления, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания.
Судья Керченского городского суда Республики Крым не принял во внимание, что положения вышеуказанной нормы закона распространяются лишь на граждан Российской Федерации, Аскяров Т.А. же является гражданином Украины.
Утверждение Аскярова Т.А. о том, что он не может покинуть территорию Российской Федерации, поскольку им не отбыто дополнительное наказание, назначенное приговором Керченского городского суда Республики Крым от 01.06.2017г. в виде лишения права заниматься деятельностью связанной с управлением транспортными средствами, нельзя признать обоснованным.
Согласно части 2 статьи 28 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они осуждены за совершение преступления на территории Российской Федерации, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан или лиц без гражданства, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной.
В данном случае, приведенные положения части 2 статьи 28 вышеуказанного Федерального закона о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию не носят императивного характера, предусматривая право, а не обязанность суда в определенных случаях ограничить иностранным гражданам и лицам без гражданства выезд из Российской Федерации. При решении данного вопроса суд действует по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Законность пребывания на территории Российской Федерации обуславливается положениями законодательства, регламентирующего правовой статус иностранных граждан или лиц без гражданства. Приговор суда, которым лицо осуждено за совершение преступления на территории Российской Федерации, сам по себе не является основанием нахождения иностранного гражданина в Российской Федерации в контексте Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Закона о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении настоящего дела требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При указанных обстоятельствах судебное решение не может быть признано законным, поэтому оно подлежит отмене.
Срок привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ в настоящее время не истек, а поэтому дело подлежит направлению в тот же суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела, суду первой инстанции необходимо устранить указанные нарушения, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для дела и принять законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу врио начальника Управления МВД России по городу Керчи ФИО3 на постановление судьи Керченского городского суда Республики Крым от 25 января 2018 года N 5-48/2018 - удовлетворить.
Постановление Керченского городского суда Республики Крым от 25 января 2018 года N 5-48/2018, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Аскярова Темура Астан оглы прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения - отменить, дело возвратить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
Копия верна
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.