Судья Верховного Суда Республики Крым Яковлев С.В., рассмотрев жалобу заведующего отделом экологического надзора г. Бахчисарай и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона старшего государственного инспектора Республики Крым Панкеева А.С. на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 06.12.2017 года по делу N 12-170/2017,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заведующего отделом экологического надзора г. Бахчисарай и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона старшего государственного инспектора Республики Крым Панкеева А.С. от 27.10.2017 года директор МУП "Дениза" Дегтярев Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор МУП "Дениза" Дегтярев Д.В. обжаловал его в суд.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 06.12.2017 года по делу N 12-170/2017 (судья Атаманюк Г.С.) постановление заведующего отделом экологического надзора г. Бахчисарай и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона старшего государственного инспектора Республики Крым Панкеева А.С. от 27.10.2017 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием в действиях директора МУП "Дениза" Дегтярева Д.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным решением, заведующий отделом экологического надзора г. Бахчисарай и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона старший государственный инспектор Республики Крым Панкеев А.С. подал жалобу, в которой просит отменить решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 06.12.2017 года по делу N 12-170/2017, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании, которое состоялось 14.03.2018 года, директор МУП "Дениза" Дегтярев Д.В. и его представитель возражали против удовлетворения жалобы, указали, что решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 06.12.2017 года по делу N 12-170/2017 является законным и обоснованным.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 мая 2009 года N 8-П, взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.
Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает и их ответственность за состояние экологии. Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду. Публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, в свою очередь, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.
Соответственно, правовые основы государственной политики в этой сфере - исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, - должны устанавливаться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Вместе с тем, поскольку природопользование объективно влечет причинение экологического вреда, федеральный законодатель при осуществлении правового регулирования в области экологического развития (статья 71, пункт "е", Конституции Российской Федерации) наделен достаточно широкой дискрецией, что обусловлено необходимостью защиты и обеспечения таких конституционно значимых ценностей, как экологическая безопасность и здоровье граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 года N 5-П).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон N89-ФЗ) отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использованием отходов признается применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии со ст. 11 Закона N89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно ч. 7 ст. 12 Закона N89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
По результатам изучения материалов дела установлено, что 18.09.2017 года должностными лицами отдела экологического надзора г. Бахчисарай и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона в ходе проведения рейдового обследования земельных участков, расположенных на территории Почтовского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, установлен факт нарушения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в части несанкционированного размещения отходов производства и потребления не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения (поверх ранее складированных твердых коммунальных отходов), на земельном участке, расположенном в 1400 метрах севернее "адрес" в "адрес", посредством автотранспортных средств - автомобиля марки "Камаз", государственный регистрационный знак К 073 ОА 82, находящегося в хозяйственном ведении МУП "Дениза", директором которого является Дегтярёв Д.В.
Прекращая производство по делу, судья Бахчисарайского районного суда Республики Крым исходил из того, что в действиях директора МУП "Дениза" Дегтярева Д.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Указанные выводы судьи Бахчисарайского районного суда Республики Крым являются законными и обоснованными, исходя из следующего.
Материалы дела свидетельствуют о том, что 11.01.2017 года между МУП "Вилино", выступающим как исполнитель, и МУП "Дениза" в лице директора Дегтярева Д.В, выступающим как заказчик, был заключен договор на прием твердых коммунальных отходов. Согласно условиям указанного договора, МУП "Вилино" оказывает МУП "Дениза" услуги по приему и размещению твердых коммунальных отходов на муниципальном полигоне, а заказчик оплачивает эти услуги.
Согласно приказа директора МУП "Дениза" Дегтярева Д.В. о приеме работника на работу N 8-Л от 20.02.2017 года Кулик Алексей Николаевич принят на работу в МУП "Дениза" на должность водителя.
В соответствии с п. 5.2 должностной инструкции водителя мусоровоза, утвержденной директором МУП "Дениза" Дегтярева Д.В. 01.03.2016 года, водитель мусоровоза несет ответственность за совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
По результатам изучения материалов дела установлено, что выявленное должностными лицами отдела экологического надзора г. Бахчисарай и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона нарушение норм законодательства об охране окружающей среды совершено не по вине директора МУП "Дениза" Дегтярева Д.В, а по вине водителя МУП "Дениза" Кулик А.Н, который без ведома директора Дегтярева Д.В. самовольно выгрузил коммунальные отходы не на муниципальном полигоне в с. Вилино, а в п. Почтовом, за что был привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
В судебном заседании 14.03.2018 года директор МУП "Дениза" Дегтярев Д.В. представил копию путевого листа N 151 от 18.09.2017 года, согласно которому автомобиль "Камаз", государственный регистрационный знак К 073 ОА 82, водителем которого является Кулик А.Н, имея задание на вывоз твердых бытовых отходов на полигон, расположенный в с. Вилино.
В силу изложенного выше становится очевидным, что директором МУП "Дениза" Дегтярева Д.В. были приняты все необходимые и установленные, в том числе Законом N89-ФЗ, меры по безопасному обращению с твердыми коммунальными отходами, а выявленные нарушения стали следствием самовольной выгрузки водителем МУП "Дениза" Кулик А.Н. коммунальных отходов в непредусмотренном для этого месте, за что был привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, Бахчисарайский районный суд Республики Крым пришел к обоснованному выводу о необходимости прекращения производства по делу в связи с отсутствием в действиях директора МУП "Дениза" Дегтярева Д.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Возражения, изложенные в жалобе, не опровергают выводов Бахчисарайского районного суда Республики Крым и по существу сводятся к переоценке доказательств и фактических обстоятельств дела, которые исследованы судом и получили надлежащую правовую оценку.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 06.12.2017 года по делу N 12-170/2017 не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 06.12.2017 года по делу N 12-170/2017 оставить без изменений.
Жалобу заведующего отделом экологического надзора г. Бахчисарай и Бахчисарайского района управления экологического надзора Центрально-Крымского региона старшего государственного инспектора Республики Крым Панкеева А.С. оставить без удовлетворения.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.