Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу представителя ГУП РК "Вода Крыма" Узляковой М.С. на решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2017 года по делу N 12-330/2017,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника Отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю ФИО2 от 31 мая 2017 года N 04-07-83/2017 Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крыма" привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 35 000 рублей.
Решением судьи Керченского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2017 года по делу N 12-330/2017 жалоба ГУП РК "Вода Крыма" оставлена без удовлетворения, постановление по делу об административном правонарушении от 31 мая 2017 года N 04-07-83/2017 - без изменения.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель ГУП РК "Вода Крыма" Узлякова М.С. подала жалобу, в которой просит отменить решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2017 года, постановление должностного лица от 31 мая 2017 года, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что ГУП РК "Вода Крыма" было привлечено к административной ответственности в отсутствие объективных и надлежащих доказательств его вины.
Заявитель считает, что указание Керченским городским судом Республики Крым на решение суда от 11.05.2017г. N2-1485/2017 как на подтверждение правильности выводов о правомерности применения к предприятию наказания, является необоснованным, поскольку данное решение вступило в силу после вынесения постановления должностного лица.
Проверив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и городу Севастополю Ульянкиной Ю.В, возражавшей против доводов жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно п.5 ст.8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с пп.4,6 ст.56 Водного кодекса РФ содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Как усматривается из материалов дела, на основании поступившего письма в адрес Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и городу Севастополю от начальника Территориального отдела по г. Керчи и Ленинскому району Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю ФИО5 от 05.05.2017г. N14-01290-17 "Информация по обращения" гр. ФИО6 по вопросам загрязнения прибрежных вод моря по адресу: "адрес", государственными инспекторами отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю совместно со специалистами Славянского отдела ФГБУ "ЦЛАТИМ по ЮФО" было проведено рейдовое обследование территории ул. Колхозная г. Керчи (микрорайонов "Семь ветров", "Старый карантин").
По результатам проведенного совместного обследования территории от ГБУ РК " "данные изъяты"" "адрес", к акватории Керченского пролива Азовского моря установлено, что возле дороги, идущей в 200 метрах от центрального въезда на территорию ГБУ РК "Керченский психоневрологический интернат" вдоль территории бывшего пионерского лагеря "Волна" в сторону побережья Керченского пролива обнаружен выход воды, имеющей характерный запах сточных вод системы канализации, на поверхность почвы. Обнаруженный выход воды образовывал водоток по поверхности рельефа данной местности с естественным уклоном и последующим стеканием по склону и попаданием в акваторию Керченского пролива Азовского моря.
На основании исследования отобранных проб, оформленных экспертным заключением N66 от 24.04.2017г, установлено превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ, установленных нормативами качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 13.12.2016г. N552.
Излив сточных вод происходит из самотечного канализационного коллектора, через который канализационные стоки ГБУ РК "Керченский психоневрологический интернат" поступают самотеком на городскую насосную станцию для дальнейшего перераспределения в городские очистные сооружения.
Самотечный канализационный коллектор, расположенный в районе ул. Колхозной в г. Керчи не является собственностью муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым.
Постановлением Администрации г. Керчи Республики Крым от 09.03.2016г. N470/1-п "Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым" гарантирующей организацией определено ГУП РК "Вода Крыма".
07.09.2016г. самотечный канализационный коллектор протяженностью 752,00 м. и водовод протяженностью 606,00 м, расположенные в районе психоневрологического диспансера по ул. Колхозной в г. Керчи, поставлены на учет Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
23.09.2016г. Администрацией города Керчи в адрес ГУП РК "Вода Крыма" были направлены для подписания передаточные акты о передаче данных бесхозяйных объектов в эксплуатацию.
Передаточные акты ГУП РРК "Вода Крыма" не были подписаны, предприятие сообщило, что не желает принимать водоснабжающие/водоотводящие сети в связи с их аварийностью, предложило реконструировать или построить новые для дальнейшей передачи их в эксплуатацию либо на баланс ГУП РК "Вода Крыма".
22.05.2017г. государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды, ведущим специалистом-экспертом отдела надзора на море Восточного региона ФИО7 в отношении ГУП РК "Вода Крыма" составлен протокол об административном правонарушении N07-04-83/2017 по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, начальника Отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РК и г. Севастополю ФИО2 от 31 мая 2017 года N 04-07-83/2017 ГУП РК "Вода Крыма" привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ.
Вина ГУП РК "Вода Крыма" подтверждается протоколом об административном правонарушении от 22.05.2017г. N07-04-83/2017, письмом Администрации города Керчи Республики Крым от 23.09.2016г. в адрес ГУП РК "Вода Крыма" с просьбой подписания направляемых передаточных актов; ответом ГУП РК "Вода Крыма" от 15.11.2016г. о нежелании подписания передаточных актов; постановлением Администрации города Керчи Республики Крым от 09.03.2016г. N470/1-п "Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым"; экспертным заключением от 24.04.2017г. N66; актом обследования территории от 12.04.2017г. N04-05-24/2017 и иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Судом первой инстанции правильно установлено, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность отказа гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения от эксплуатации бесхозяйственных сетей водоснабжения и (или) водоотведения.
Кроме того, решением Керченского городского суда Республики Крым от 11.05.2017г. N2-1485/2017, вступившим в законную силу, на ГУП РК "Вода Крыма", в том числе, возложена обязанность в течение 1 месяца с момента вступления в силу решения суда осуществить подписание передаточного акта о принятии на эксплуатацию самотечного канализационного коллектора по "адрес" в "адрес" (кадастровый N), а также обязанность обеспечить ликвидацию повреждений на указанном канализационном коллекторе.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с судом первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности ГУП РК "Вода Крыма" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым должностным лицом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что ГУП РК "Вода Крыма" не должно нести ответственность по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, вследствие неподписания передаточного акта на принятие в эксплуатацию самотечного канализационного коллектора, а также, что решение Керченского городского суда Республики Крым от 11.05.2017г. N2-1485/2017 не может быть принято во внимание, были предеметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Несогласие заявителя с выводами суда, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть его жалобу на постановление должностного лица.
Доказательств, подтверждающих принятие предприятием всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
Порядок и срок привлечения ГУП РК "Вода Крыма" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу представителя ГУП РК "Вода Крыма" Узляковой М.С. на решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2017 года по делу N 12-330/2017 - оставить без удовлетворения.
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 21 декабря 2017 года по делу N 12-330/2017 в отношении Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья подпись Тимошенко Е.Г.
Копия верна
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.