Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью "СТАНДАРТ СЕРВИС" ФИО2 на решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 04 декабря 2017 года N 12-280/2017,
установил:
постановлением государственного инспектора Республики Крым - ведущего специалиста отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона ФИО3 от 06 апреля 2017 года N 004501/004503-0252/18.1-001/002/2017 Общество с ограниченной ответственностью "СТАНДАРТ СЕРВИС" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.2, ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.
Решением судьи Керченского городского суда Республики Крым от 04 декабря 2017 года N 12-280/2017 жалоба ООО "Стандарт Сервис" на постановление от 06 апреля 2017 года N 004501/004503-0252/18.1-001/002/2017 оставлена без рассмотрения, указанное постановление - без изменения.
Не согласившись с принятым решением суда, директор ООО "СТАНДАРТ СЕРВИС" ФИО2 подал жалобу, в которой просит его отменить, дело вернуть на новое рассмотрение.
Доводы мотивированы тем, что суд первой инстанции необъективно и не всесторонне исследовал обстоятельства дела, вынес незаконное и необоснованное решение с нарушением норм материального и процессуального права, что является основанием для его отмены.
Заявитель указывает на то, что проверка проведена с нарушениями действующего законодательства, определения о возбуждении дел об административных правонарушениях и проведении административного расследования являятся незаконными и подлежат отмене. Кроме того, при проведении экспертизы права специалисту не разъяснялись, за дачу заведомо ложного заключения, он не предупреждался.
ООО "СТАНДАРТ СЕРВИС" не был ознакомлен с определением о назначении экспертизы, ему также не были разъяснены права, он был лишен возможности поставить эксперту вопросы, в случае необходимости заявить отвод.
Также заявитель ссылается на то, что в акте отбора проб не указано какими специальными техническими средствами проводились измерения, утверждены ли они, имеют ли сертификат и прошли ли проверку.
Апеллянт считает, что вывод суда о том, что дополнительное соглашение к агентскому договору не имеет юридической силы, поскольку ответственность сторон определяется первичными договорами подряда и регулируется законодательными актами РФ, а не соглашением сторон, противоречит действующему законодательству.
Изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе доводы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
В соответствии со статьей 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п.2.1 "Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации" (утв. Минприроды РФ 15.07.1994) природопользователь обязан: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно - эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее размещение; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения); обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов; оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном.
В соответствии с ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной состава данного правонарушения является совершение действий непосредственно связанных с уничтожением или порчей плодородного слоя почвы в результате несоблюдения установленных законодательством правил обращения с опасными веществами и отходами. Следовательно, по данному делу подлежит доказыванию факт наступления вредных последствий, выраженных в уничтожении или порче плодородного слоя.
В силу ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе земли, недра, почвы.
Статьей 12 ЗК РФ установлено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.
Как усматривается из материалов дела, начальником управления экологического надзора Керченского региона - старшим государственным инспектором Республики Крым ФИО4, ведущим специалистом отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона - государственным инспектором Республики Крым ФИО3 на основании обращения юридического лица, поступившего в адрес Министерства от 28.12.2016 N 37208, в соответствии с рейдовым заданием на проведение рейдового обследования, выданным заместителем министра экологии и природных ресурсов Республики Крым - заместителем Главного государственного инспектора Республики Крым ФИО5, 11.01.2017 проведено рейдовое обследование территории в районе "адрес" Республики Крым.
В ходе проведения вышеуказанного рейдового обследования территории 11.01.2017г. в 14 час. 00 мин. выявлен факт складирования навалом отходов производства и потребления (отходы грунта при проведении открытых земляных работ (код отхода по федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 N 4458, - 11 110 00 00 0, класс опасности не определен) при проведении неустановленными лицами земляных работ с применением специализированной техники на земельном участке, расположенном в районе "адрес" Республики Крым, между Верхне-Чурбашским и Нижне-Чурбашским хвостохранилищами, напротив поворота на "адрес" Республики Крым.
По результатам рейдового обследования составлен акт рейдового обследования от 11.01.2017, согласно которому выявленный факт содержит признаки нарушений норм статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 13, 42 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, статьи 11 Федерального закона от 24,06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 2.1 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных заместителем Министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации ФИО7 15.07.1994.
По данному факту, руководствуясь статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ, ведущим специалистом отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона - государственным инспектором Республики Крым ФИО3 вынесены определения о возбуждении дел об административном правонарушении и проведении административного расследования от 11.01.2017 по ст. 8.2 КоАП РФ и ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в отношении неустановленных лиц, в связи с необходимостью совершения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.
В ходе проведенного административного расследования должностное лицо пришло к выводу, что 11.01.2017 в 14 час. 00 мин. ООО "Стандарт Сервис" не соблюдало экологические требования при накоплении отходов производства, а именно: на земельном участке, расположенном в районе "адрес" Республики Крым, между Верхне-Чурбашским и Нижне-Чурбашским хвостохранилищами, напротив поворота на "адрес" Республики Крым, складировало навалом отходы грунта, образовавшиеся при проведении ООО "Стандарт-Сервис" на указанном земельном участке земляных работ с применением специализированной техники, на непредназначенной для этих целей площадке размерами 68,8м х 4м, площадью 275,2 кв. м, на почве, с правой стороны от грунтовой дороги (координаты 45° 1549.63", 36°24"1.03").
Кроме того, 11.01.2017 в 14 час. 00 мин. ООО "Стандарт Сервис" допустило порчу земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства, а именно: на земельном участке, находящемся в собственности муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, расположенном в районе "адрес" Республики Крым, между Верхне- Чурбашским и Нижне-Чурбашским хвостохранилищами, напротив поворота на "адрес" Республики Крым, складировало навалом отходы грунта, образовавшиеся при проведении ООО "Стандарт Сервис" на указанном земельном участке земляных работ с применением специализированной техники, на непредназначенной для этих целей площадке размерами 68,8м х 4м, площадью 275,2 кв. м, на почве, с правой стороны от грунтовой дороги (координаты 45° 1549.63", 36°24"1.03"), что повлекло за собой, загрязнение почвы в результате поступления в почву загрязняющего вещества (нефтепродукты), фактическое содержание которого в соответствии с протоколами инструментально-лабораторных измерений проб почвы ГАУ РК "ЦЛАТИ" от 24.01.2017 NN 0020/0044-п, 0020/0045-п, 0020/0046-п, 0020/0047-п составляет 830,0 мг/кг на пробоотборной площадке N 1 размерами 18 м х 4 м, площадью 72 кв. м; 180 мг/кг на пробоотборной площадке N 2 размерами 21,5 м х 4 м, площадью 86 кв. м; 7.10 мг/кг на пробоотборной площадке N 3 размерами 29,3 м х 4 м, площадью 117,2 кв. м (значение фоновой концентрации нефтепродуктов составляет - 60,0 мг/кг).
В связи с установленными нарушениями, в отношении ООО "СТАНДАРТ СЕРВИС" 28.03.2017г. составлены протокол N 004501 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, и протокол N 004503 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административных правонарушениях государственным инспектором Республики Крым - ведущим специалистом отдела экологического надзора Ленинского района управления экологического надзора Керченского региона ФИО3 вынесено постановление от 06 апреля 2017 N 004501/004503-0252/18.1-001/002/2017 о привлечении ООО "СТАНДАРТ СЕРВИС" к административной ответственности по ст.8.2, ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.
Факт допущенного правонарушения и виновность ООО "СТАНДАРТ СЕРВИС" в совершении административного правонарушения подтверждены: плановым (рейдовым) заданием; актом планового (рейдового) осмотра, обследования от 11.01.2017г. N7; протоколом взятия проб и образцов от 17.01.2017г. N000110; фототаблицей от 17.01.2017г.; протоколами измерений от 24.01.2017г.; актом отбора проб почв от 17.01.2017г. N0020-п; агентским договором N18/11 от 18.11.2016г.; протоколами об административном правонарушении от 28.03.2017г. N 004501 и N 004503 и др.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности ООО "СТАНДАРТ СЕРВИС" в совершении административных правонарушений, предусмотренных ст.8.2, ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основанных на содержащихся в материалах дела доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Судьей городского суда, с учетом приведенных законоположений, исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которые являются последовательными, не противоречивыми, достаточными и допустимыми, а поэтому обоснованно положены судьей в основу вынесенного решения.
Решение судьи мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
При рассмотрении настоящего дела судьей городского суда не нарушены требования ст. 1.5 КоАП РФ, каких-либо данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи, в материалах дела не имеется, принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу ООО "СТАНДАРТ СЕРВИС" по делу не усматривается.
Доводы, аналогичные заявленным в поданной в Верховный Суд Республики Крым жалобе, являлись предметом проверки судом первой инстанции, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующем судебном решении.
Несогласие заявителя с выводами суда, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть его жалобу на постановление должностного лица.
Доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, в материалы дела не представлено.
Порядок и срок привлечения ООО "СТАНДАРТ СЕРВИС" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкций инкриминируемых статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Учитывая, что жалоба на решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 04 декабря 2017 года N 12-280/2017, не содержит правовых и фактических обстоятельств, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены указанного решения суда отсутствуют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью "СТАНДАРТ СЕРВИС" ФИО2 на решение судьи Керченского городского суда Республики Крым от 04 декабря 2017 года N 12-280/2017 - оставить без удовлетворения.
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 04 декабря 2017 года N 12-280/2017 в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СТАНДАРТ СЕРВИС" - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья подпись Е.Г. Тимошенко
Копия верна
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.