Керченского городского суда Республики Крым от 15.01.2018 года по делу N 12-29/18,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю Худяковой Г.А. от 22.05.2017 года ГУП РК "Вода Крыма" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 90000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ГУП РК "Вода Крыма" обжаловало его в суд.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 15.01.2018 года по делу N 12-29/18 (судья Короткова Л.М.) постановление Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главного специалиста-эксперта отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю Худяковой Г.А. от 22.05.2017 года оставлено без изменений, жалоба ГУП РК "Вода Крыма" без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, ГУП РК "Вода Крыма" подало жалобу, в которой просит отменить решение Керченского городского суда Республики Крым от 15.01.2018 года по делу N 12-29/18 и прекратить производство по делу.
В судебном заседании, которое состоялось 14.03.2018 года, представитель Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю возражал против удовлетворения жалобы, указав, что решение Керченского городского суда Республики Крым от 15.01.2018 года по делу N 12-29/18 является законным и обоснованным.
ГУП РК "Вода Крыма" явку своего представителя в судебное заседание, которое состоялось 14.03.2018 года, не обеспечило, о дне, времени и месте его проведения извещено надлежащим образом.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы; водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что к поверхностным водным объектам относятся, в том числе, водотоки (реки, ручьи, каналы).
В соответствии со ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается, в том числе, в целях сброса сточных вод.
Согласно ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
В соответствии со ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
По результатам изучения материалов дела установлено, что определением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, главного специалиста эксперта Отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Крым и городу Севастополю Худяковой Г.А. от 03.04.2017 года в отношении ГУП РК "Вода Крыма" возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ и принято решение о проведении административного расследования.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужило обращение внешнего управляющего АО "Камыш-Бурунский железорудный комбинат" Концевого К.И. от 27.02.2017 года N 02-06/296 по факту нарушения требований природоохранного законодательства при сбросе сточных вод из очистных сооружений "Орджоникидзовские" ГУП РК "Вода Крыма" в обводной канал Нижне-Чурбашского хвостохранилища.
В ходе рейдового обследования очистных сооружений "Орджоникидзовские" ГУП РК "Вода Крыма" и обводного канала Нижне-Чурбашского хвостохранилища произведен отбор проб сточной воды в точке сброса из очистных сооружений и природной воды по всему обводному каналу и непосредственно в точке соединения канала с рыбохозяйственным водным объектом Керченским проливом Азовского моря.
В соответствии с экспертными заключениями ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" N 38 и N 39 от 27.03.2017 года установлено, что концентрации загрязняющих веществ в пробе N 131 - точка сброса сточных вод из КОС "Орджоникидзовские" ГУП РК "Вода Крыма" в обводной канал АО "Камыш-Бурунский железорудный комбинат" превышают предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов, утвержденные Приказом Росрыболовства N 20 от 18.01.2010 года по следующим показателям:
- концентрация иона аммония превышает норму ПДК в 58 раз;
- концентрация нитрит-иона превышает норму ПДК в 10 раз;
- концентрация сульфат-иона превышает норму ПДК в 2,1 раза;
- концентрация фосфора фосфатов превышает норму ПДК в 16,5 раз;
- по показателю БПКполн превышает норму ПДК в 48,7 раз;
- концентрация анионактивные ПАВ превышает норму ПДК в 2,9 раза;
- концентрация железа общего превышает норму ПДК в 11 раз;
- концентрация нефтепродуктов превышает норму ПДК в 4,4 раза.
- концентрации загрязняющих веществ в пробах N 121, 122, 123, 128, 129, 130 - точки по длине обводного канала АО "Камыш-Бурунский железорудный комбинат" на удалении 500 м от точки сброса сточных вод из КОС "Орджоникидзовские" ГУП РК "Вода Крыма" в обводной канал АО "Камыш-Бурунский железорудный комбинат" до точки соединения канала рыбохозяйственным водным объектом Керченским проливом Азовского моря (N 130) превышают предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ для рыбохозяйственных водоемов, утвержденные Приказом Росрыболовства N 20 от 18.01.2010 года по следующим показателям:
- концентрация иона аммония превышает норму ПДК от 2,5 до 1,9 раз;
- концентрация нитрит-иона превышает норму ПДК от 2,5 до 1,9 раз;
- концентрация сульфат-иона превышает норму ПДК от 2,6 до 1,2 раз;
- концентрация фосфора фосфатов превышает норму ПДК от 2,5 до 1,8 раз;
- по показателю БПКполн превышает норму ПДК от 2,8 до 1,9 раз;
- концентрация анионактивные ПАВ превышает норму ПДК от 2,6 до 1,7 раз;
- концентрация железа общего превышает норму ПДК от 3,4 до 1,4 раз;
- концентрация нефтепродуктов превышает норму ПДК от 3 до 1,2 раз.
Согласно информации, полученной 10.04.2017 года N 2433/01-17 от ГУП РК "Вода Крыма", последнее не выступает водопользователем при сбросе очищенных сточных вод из КОС "Орджоникидзовские", так как сточные воды поступают в водный объект через инженерные сети и сооружения АО "КБ ЖРК". Для гармонизации правовых отношений между ГУП РК "Вода Крыма" и АО "КБ ЖРК" ликвидатору АО "КБ ЖРК" письмом от 25.08.2016 года N 3399/01-23 направлено предложение о заключении договора на транспортировку сточных вод. По состоянию на 10.04.2017 года ответ ГУП РК "Вода Крыма" не получало.
В соответствии с полученной 12.04.2017 года информацией от АО "КБ ЖРК" за N 02-06/349, 17.02.2015 года в адрес АО "КБ ЖРК" из Керченского филиала ГУП РК "Вода Крыма" поступило письмо, согласно которому Филиал сообщает, что сброс стоков из Орджоникидзовских очистных сооружений осуществляется с 1976 года в соответствии с проектом строительства очистных сооружений на основании разрешения на спецводопользование N УКР-КРЫ 1220 от 31.12.2013 года, в связи с чем просит направить договор на 2015 год в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ответ на указанное письмо АО "КБ ЖРК" направило в адрес ГУП РК "Вода Крыма" предложение на основании ст. 426 Гражданского кодекса РФ о предоставлении договора, содержащего все существенные условия, для его изучения и подписания. 05.06.2015 года ГУП РК "Вода Крыма" запросило у АО "КБ ЖРК" калькуляцию о стоимости приема сточных вод в обводной канал, которая была направлена в адрес предприятия 28.09.2015 года за N 02-06/71.
До настоящего времени в адрес АО "КБ ЖРК" проект договора на сброс сточных вод из КОС "Орджоникидзовские" от ГУР РК "Вода Крыма" не поступал.
Как указывает АО "КБ ЖРК" в сообщении от 12.04.2017 года, ГУП РК "Вода Крыма" осуществляет сброс стоков в обводной канал Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов без договора, отказывается предоставить информацию относительно объемов сбрасываемых стоков, о пиковых нагрузках объемов, информацию относительно химического и физического состава стоков на предмет соответствия ПДК.
Материалы дела свидетельствуют о том, что обводной канал Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов является поверхностным водным объектом, который напрямую соединяется с Керченским проливом Азовского моря.
ГУП РК "Вода Крыма", эксплуатируя очистные сооружения КОС "Орджоникидзовские" в г. Керчи без надлежащим образом оформленных документов и осуществляя сброс сточных вод в водный объект с превышением норм загрязняющих веществ, не выполнило требования законодательства Российской Федерации в части принятия мер по получению решения о предоставлении водных объектов в пользование для сброса сточных вод.
По результатам проведенного административного расследования государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды, главным специалистом экспертом Отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Крым и городу Севастополю Худяковой Г.А. в отношении ГУП РК "Вода Крыма" в присутствии его представителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды при сбросе сточных вод в водные объекты.
Факт совершения ГУП РК "Вода Крыма" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 10.05.2017 года, экспертными заключениями ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" N 38 и N 39 от 27.03.2017 года
Оценив представленные в дело доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды, главный специалист-эксперт отдела надзора на море Восточного региона Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и г. Севастополю Худякова Г.А, с которым согласился судья Керченского городского суда Республики Крым, пришел к обоснованному выводу о виновности ГУП РК "Вода Крыма" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что обводной канал Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов находится в собственности АО "Камыш-Бурунский железорудный комбинат" и входит в состав имущественного комплекса указанного юридического лица вследствие чего, по мнению ГУП РК "Вода Крыма", отсутствовала обязанность по получению разрешения на право пользования открытым обводным каналом Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов, поскольку собственностью АО "КБ ЖРК" является объект недвижимости "Обводной канал Нижне-Чурбашского хвостохранилища шламов" (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, л.д. 137) как инженерно-техническое сооружение.
При этом, непосредственно поверхностный водный объект в понимании ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации собственностью АО "КБ ЖРК" не является и для осуществления права пользования им ГУП РК "Вода Крыма" необходимо было оформлять соответствующее разрешение.
Не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что при составлении протокола об административном правонарушении от 10.05.2017 года не присутствовал представитель ГУП РК "Вода Крыма", поскольку опровергаются материалами, в том числе, указанным выше протоколом об административном правонарушении, в котором указано, что протокол составлен в присутствии представителя ГУП РК "Вода Крыма" Бурлака О.А, действующей на основании доверенности от 01.01.2017 года N 27.
По результатам изучения материалов дела, доводов жалобы становиться очевидным, что в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ Керченским городским судом Республики Крым были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Вид и размер административного наказания определен в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, исходя из санкции ч. 1ст. 8.14 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения Керченского городского суда Республики Крым от 15.01.2018 года по делу N 12-29/18 не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 15.01.2018 года по делу N 12-29/18 оставить без изменения.
Жалобу ГУП РК "Вода Крыма" оставить без удовлетворения.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.