Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: Аврамиди Т.С.
судей: Рошка М.В, Хмарук Н.С.
при секретаре: Минасян Д.В.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Рошка М.В. гражданское дело по исковому заявлению Изотова Анатолия Петровича к Обособленному предприятию "Пассажирское вагонное депо" Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" о признании действий незаконными, возложении обязанности по списанию с лицевого счета суммы за теплоснабжение, возложении обязанности исключения из лицевого счета услуги - оплата теплоснабжения, взыскании расходов на оплату юридических услуг, по апелляционной жалобе Изотова Анатолия Петровича на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 ноября 2017 года,
установила:
12 сентября 2017 года Изотов А.П. обратился в суд с указанным иском к Обособленному предприятию "Пассажирское вагонное депо" Федерального государственного унитарного предприятия "Крымская железная дорога" указав, что является сособственником "адрес" "адрес". В связи с аварийным состоянием отопительной системы "адрес" поставка теплоснабжения на протяжении нескольких лет не осуществлялась, отопление "адрес" производится при помощи электроприборов. После неоднократного обращения всех жителей "адрес" "адрес" в Коммунальное предприятие ЖЭО Железнодорожного района г. Симферополя было составлено заключение (исх.N КО-150/05-07 от 20.02.2012 г.) о нарушенной циркуляции системы отопления, зашлакованности стояков и необходимости капитального ремонта системы отопления дома. Также составлены акты о необходимости снятия с оплаты неотапливаемой площади. Поставщиком тепловой энергий и горячего водоснабжения в указанном многоквартирном доме является ОП "Пассажирское вагонное депо" ФГУП "Крымская железная дорога". 23 июня 2016 года между истцом и ответчиком был заключен договор N 264 только на поставку горячей воды. В апреле 2017 года истец впервые получил от ответчика уведомление-требование от 21.04.2017 г. на оплату задолженности по состоянию на 01.04.2017г. за услуги по теплоснабжению и подогреву воды квартиры, а 07.08.2017г. - получил второе уведомление-требование на оплату задолженности - по состоянию на 01 июля 2017г. за услуги по теплоснабжению и подогреву воды в размере 25880, 71 руб.
На основании изложенного истец просил: признать действия ОП "Пассажирское вагонное депо" ФГУП "Крымская железная дорога" по начислению платы за услуги по теплоснабжению и подогреву воды по состоянию на 01.07.2017 г, в размере 25880,71 руб. незаконными; обязать ОП "Пассажирское вагонное депо" ФГУП "Крымская железная дорога" списать с лицевого счета N 0019 предъявленную к оплате сумму в размере 258880,71 руб. за теплоснабжение по состоянию на 01.07.2017г, указанную в уведомлении-требовании от 07.08.2017 г.; обязать ОП "Пассажирское вагонное депо" ФГУП "Крымская железная дорога" исключить, из лицевого счета N 0019 услугу - оплата за теплоснабжение; взыскать с ОП "Пассажирское вагонное депо" ФГУП "Крымская железная дорога" оплату юридических услуг 1130 руб.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 ноября 2017 года в удовлетворении исковых требований Изотова А.П. отказано.
Не согласившись с решением суда Изотов А.П. подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения, считая его незаконным и необоснованным, по тем основаниям, что истец договор на предоставление услуг отопления как собственник "адрес" в "адрес" не заключал. В течение нескольких лет ответчик начислял плату ежемесячно только за горячее водоснабжение. Задолженности по оплате отопления квартиры, по мнению истца у него нет.
ФГУП "Крымская железная дорога" были поданы возражения, в которых они просят апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Заслушав судью - докладчика, Изотова А.П, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей ответчиков Аникушину Е.А, Гаршину С.В, возражавших против доводов жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники жилого помещения с момента возникновения права собственности на данное помещение обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Как следует из материалов дела и установлено судом, что Изотов А.П. является сособственником "адрес" (л.д.8).
ФГУП "Крымская железная дорога" с 01.04.2014г. является поставщиком тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирном доме по "адрес", в связи с чем между сторонами заключен договор теплопоставки и горячего водоснабжения N 264 от 23 июня 2016 г. (л.д.37).
В связи с отсутствием оплаты за потребление теплоэнергии и наличием задолженности за отопление, ответчиком в адрес истца направлено уведомление-требование от 21.04.2017г. на оплату задолженности по состоянию на 01.04.2017 г. за услуги по теплоснабжению и подогреву воды квартиры, а в августе 2017 г. направлено уведомление-требование на оплату задолженности по состоянию на 01 июля 2017: г. за услуги по теплоснабжению и подогреву воды в размере 25880,71 руб.
Основанием обращения в суд с указанным иском Изотовым А.П. указывалось, что в связи с аварийным состоянием отопительной системы "адрес" и отсутствием поставка теплоснабжения на протяжении нескольких лет, после обращения в Коммунальное предприятие ЖЭО Железнодорожного района г. Симферополя составлено заключение (исх.N КО-150/05-07 от 20.02.2012 г.) о нарушенной циркуляции системы отопления, зашлакованности стояков и необходимости капитального ремонта системы отопления дома и составлены акты о необходимости снятия с оплаты неотапливаемой площади.
При наличии указанных обстоятельств, собственниками "адрес" принято решение об отключении от централизованной системы отопления, и отопления квартиры при помощи электроприборов на основании данного им разрешения. По мнению истца указанные обстоятельства и отсутствие договоров на поставку тепловой энергии, являются основанием для освобождения его от оплаты указанных услуг и признании действий ответчиков по начислению суммы задолженности неправомерными.
Разрешая спор, установив, что истец незаконно отключился от централизованной системы отопления, в нарушение законодательства Украины, действовавшего на момент отключения, а решением комиссии по вопросам, связанным с отключением от системы централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения в многоквартирном, жилом фонде от 14 июля 2017 г. Изотову А.П. отказано в обнулении отапливаемой площади, прекращении начисления оплаты за отопление и закрытие лицевого счета, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Данный вывод суда судебная коллегия находит законным и обоснованным, соответствующим нормам материального права.
Как верно указано судом, порядок отключения потребителей тепловой энергии многоквартирных домов на момент, отключения истца от системы централизованного отопления на территории Республики Крым регулировался Постановлением Кабинета Министров Украины от 21 июля 2005 года N 630, которым были утверждены Правила, предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведения и Приказом Министерства строительства, архитектуры жилищно-коммунального хозяйства Украины N 4 от 22 ноября 2005 года, которым был утвержден Порядок отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения.
В соответствии с п. 24, п. 25, п. 26 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 21 июля 2005 года N 630, потребители могли отказаться от получения услуг по централизованному отоплению и снабжению горячей воды. Отключение потребителя от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды осуществлялось в порядке, который утверждался центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Самовольное отключение от сетей центрального отопления и снабжения горячей воды запрещалось.
При этом, отключение потребителей от сетей централизованного отопления и снабжения горячей водой осуществляется в случае, когда техническая возможность такого отключения предусмотрена утвержденной органом местного самоуправления в соответствии с Законом Украины "О теплоснабжении" схеме теплоснабжения, при условии обеспечение бесперебойной работы инженерного оборудования дома и принятия мер по соблюдению в смежных помещениях требований строительных норм и правил по вопросам проектирования жилых домов, отопления, вентиляции, кондиционирования, строительной - теплотехники, государственных строительных норм по вопросам состава, порядка разработки.
В соответствии с п. 1. 2, п. 2.2 Порядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителя от централизованного теплоснабжения, утвержденного приказом N 4 Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22 ноября 2005 года, для реализации права потребителей на отказ от получения услуг ЦО и ГВС орган местного самоуправления или местный орган исполнительной власти создает своим решением постоянно действующую межведомственную комиссию для рассмотрения вопросов по отключению, потребителей от сетей ЦО и ГВС (далее - Комиссия), назначает главу и утверждает ее состав, утверждает положение о работе комиссии.
Комиссия, после изучения предоставленных собственником (собственниками) документов, в месячный, срок принимает решение относительно отключения от сетей ЦО и ГВС, устройство индивидуальной (автономной) системы теплоснабжения и сбор исходных данных и технических, условий, для изготовления проектной документации. Решение комиссии оформляется протоколом, выписка из которого в десятидневный срок предоставляется заявителю.
Доказательств, подтверждающих соблюдение установленного порядка отключения квартиры, сособственником которой является истец суду не представлено, указанные доказательства отсутствуют в материалах дела.
Ссылка Изотова А.П. на Акты и заключения, приложенные в обоснование доводов о разрешении органов местного самоуправления на отключение квартиры, является не состоятельной, поскольку данные доказательства не содержат сведений о даче Изотову А.П. разрешения об отключении от отопительной системы.
В силу ч.1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с ч. 5 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, только решение органа местного самоуправления о согласований переустройство жилого помещения является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Протокол комиссии с положительным разрешением в материалах дела отсутствует.
Согласно заявлению Изотова А.П, он обращался к главе администрации г. Симферополя по вопросу закрытия лицевого счета по отоплению (л.д.12).
Из выписки протокола N 30 комиссии по вопросам, связанным с отключением от системы централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения в многоквартирном жилом фонде, в связи с устройством в квартирах индивидуального отопления от 14 июля 2017 г. обращение Изотова А.П. рассмотрено и установлено, что приборы отопления в квартире, заявителя демонтированы, однако автономное отопление не установлено и не получены технические условия на его установку.
В связи с чем, в соответствии с законодательством принято решение о необходимости восстановления, централизованной системы теплоснабжения в "адрес" "адрес" (л.д. 13).
На основании статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора или вследствие событий, с которыми закон связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Статьями 309, 310, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено обязательное исполнение обязательств и недопустимость одностороннего отказа от обязательства.
Федеральный закон "О теплоснабжении" содержит основные понятия, в т.ч. и понятие бездоговорного потребления тепловой энергии (пункт 29 статьи 2). Бездоговорное потребление тепловой энергии - потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения и т.д.
В соответствии с частью 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента, в установленном порядке к присоединенной сети.
Согласно части 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Положениями статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Указанные правовые нормы, опровергают доводы апелляционной жалобы Изотова А.П, что отсутствие договоров поставки тепловой энергии, подтверждает факт отказа истца от ее потребления и указывают на законные и обоснованные действия ответчиков по начислению задолженности в отношении истца.
Наличие системы централизованного отопления и горячего водоснабжения предусмотрено первоначальным проектом постройки данного многоквартирного дома, подтверждается Актами проверки готовности дома к эксплуатации в зимних условиях 2014-2015 года и Паспортом готовности дома к эксплуатации в зимних условиях, поэтому предоставление услуги по отоплению и горячему водоснабжению в многоквартирном доме гражданам, является обязательным условием содержания такого дома, в связи с чем доводы жалобы в части прекращения подачи тепловой энергии по указанному дому признаются судебной коллегией несостоятельными.
В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Пунктом 34 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N808 от 08 августа 2012 года предусмотрено, что под расчетным периодом для расчета потребителей с теплоснабжающей организацией принимается 1 календарный месяц.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Не могут быть приняты во внимание доводы Изотова А.П. о подтверждении законности его отключения от системы отопления и прекращении оплаты за теплоснабжение, решением инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 21.09.2017 года (л.д.46-48), на которое он ссылается в апелляционной жалобе, по следующим основаниям.
Согласно письму инспекции по жилищному надзору Республики Крым от 21.09.2017 года (л.д.46-48) ФГУП "Крымские железные дороги" (Обособленное подразделение "Пассажирское вагонное депо" ФГУП "КЖД" о снятии начислений за период с 01.04.2014 года по 30.06.2015 года и с 01.07.2015 года по настоящее время ряду обратившихся граждан, в том числе и Изотову А.П.
Данное письмо носит осведомительный характер, а представление на которое ссылается административный орган в материалах дела отсутствует.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что полномочия органов государственного и муниципального жилищного надзора (жилищных инспекций) сами по себе не могут заменять или ограничивать полномочия суда по проверке законности, либо незаконности действий ресурсоснабжающей организации по начислению платы за поставку тепловой энергии, также как и проверки законности и обоснованности отключения истца от системы теплоснабжения.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.201 1 N 354 (пп. "в" п. 35) предусмотрено, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Действия по отключению жилого помещения от центральной системы отопления многоквартирного дома представляют собой замену и перенос инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт и охватываются понятием переустройства.
Согласно п. 15 ст. 14 Федерального закона "О теплоснабжении" запрещается переход, на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения в многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В Определении от 17.11.2011 г. N 1514-0-0 Конституционный суд Российской Федерации указал, что указанная норма направлена на обеспечение, надежности и. безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых, видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении возникшего спора суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановилрешение, основанное на оценке собранных по делу доказательств и отвечающее требованиям вышеуказанных норм материального права.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для изменения решения суда, так как основаны на неправильном толковании положений норм материального и процессуального права, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ. Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств судебная коллегия не усматривает.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 327-1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 09 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Изотова Анатолия Петровича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.