Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
И.А. Харченко
судей
К.В. Рогозина
И.А. Подлесной
при секретаре судебного заседания
А.А. Сухачевой
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи И.А. Харченко гражданское дело по исковому заявлению Сакского межрайонного прокурора в интересах Белых Елизаветы Васильевны к Администрации Сакского района Республики Крым, Совету Министров Республики Крым, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жильё,
по апелляционной жалобе Совета Министров Республики Крым на решение Сакского районного суда Республики Крым от 10 августа 2017 года, которым исковые требования удовлетворены, -
установила:
05 августа 2016 года Сакский межрайонный прокурор обратился в Сакский районный суд в интересах Белых Е.В. к Администрации Сакского района Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жильё. Свои требования обосновывает тем, что Белых Елизавета Васильевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, решением Сакского районного суда от 30 марта 2004 года её мать ФИО2 лишена родительских прав в отношении своей дочери, сведения об отце написаны со слов матери. Решением исполнительного комитета Ореховского сельского совета Сакского района от 17 марта 2006 года N 38 ФИО13 назначен опекуном над малолетней Белых Е.В. Окончив ГБПОУ РК "Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна" Белых Е.В. продолжает проживать в семье опекуна. Решением Суворовского сельского совета Сакского района от 27 апреля 2006 года N 52 Белых Е.В. поставлена на квартирный учет, однако до настоящего времени, несмотря на достижение Белых Е.В. совершеннолетия и окончания учебного заведения, Администрацией Сакского района меры по обеспечению Белых Е.В. жильем не приняты. Мать Белых Е.В. на момент лишения родительских прав собственного домовладения не имела. В настоящее время Белых Е.В. проживает в семье опекуна, постоянное жильё ей не предоставлено. Указывает, что обязанность по финансированию мероприятий, связанных с обеспечением жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со статьей 10 Закона Республики Крым N 46-ЗРК/2014 от 18.12.2014 года "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" возложена на орган исполнительной власти субъекта Республики Крым. В силу статьи 11 вышеуказанного Закона финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым. Пунктом 2 постановления Совета министров Республики Крым от 27.07.2016 года N 359 "Об утверждении порядка расходования субвенций из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений" главным распорядителем бюджетных средств на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым. На основании вышеизложенного, прокурор просил суд обязать Администрацию Сакского района Республики Крым предоставить Белых Е.В, 04 октября 1995 года рождения благоустроенное жилое помещение вне очереди.
Уточнив исковые требования, Сакский межрайонный прокурор просил обязать Совет Министров Республики Крым обеспечить финансирование расходов, связанных с предоставлением благоустроенного жилого помещения Белых Е.В.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 10 августа 2017 года иск Сакского межрайонного прокурора удовлетворён.
Обязано Администрацию Сакского района Республики Крым предоставить Белых Елизавете Васильевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения вне очереди за счет средств субвенций на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемых из бюджета Республики Крым.
Обязано Совет министров Республики Крым обеспечить финансирование расходов, связанных с предоставлением Администрацией Сакского района Республики Крым Белых Е.В. благоустроенным жилым помещением вне очереди.
С таким судебным решением не согласился Совет министров Республики Крым и 18 октября 2017 года подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить оспариваемое решение в части обязания Совета министров Республики Крым обеспечить финансирование расходов, связанных с предоставлением Администрацией Сакского района Республики Крым Белых Е.В. благоустроенным жилым помещением вне очереди.
Определением Сакского районного суда Республики Крым от 31 октября 2017 года удовлетворено заявление представителя ответчика Совета Министров Республики Крым Володькина С.А. Восстановлен ответчику - Совету Министров Республики Крым пропущенный процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы на решение Сакского районного суда Республики Крым от 10 августа 2017 года по делу N 2-153/2017 по иску Сакского межрайонного прокурора в интересах Белых Елизаветы Васильевны к Администрации Сакского района Республики Крым, Совету Министров Республики Крым, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым о понуждении предоставить благоустроенное жильё.
Доводом апелляционной жалобы является то, что оспариваемой части решение суда первой инстанции не соответствует положениям Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/201 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым". Кроме того, по мнению апеллянта, судом первой инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что финансирование расходов на проведение мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в пределах средств, поступивших в бюджет Республики Крым из федерального бюджета.
Через канцелярию суда от Министерства образования, науки и молодежи Республики поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии, а также письменные пояснения на апелляционную жалобу Совета Министров Республики Крым.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Петриковская Н.В. дала заключение о законности и обоснованности решения суда первой инстанции и отсутствии оснований к его изменению либо отмене.
Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены в надлежащий способ, что подтверждено материалами дела.
Заслушав доклад судьи Харченко И.А, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и возлагая обязанность по предоставлению жилого помещения Белых Е.В. на Администрацию Сакского района Республики Крым, суд исходил из требований статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закона Республики Крым от 18.12.2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" и обоснованно сделал вывод о том, что обязанность по предоставлению истцу, который является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен в соответствии с законном жилым помещением, должна быть возложена на Администрацию Сакского района Республики Крым.
В данной части решение суда не обжалуется, оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Возлагая на Совет Министров Республики Крыма обязанность обеспечить финансирование расходов, связанных с предоставлением Администрацией Сакского района Республики Крым Белых Е.В. благоустроенного жилого помещения вне очереди, суд первой инстанции полагал, что обязанность по финансированию мероприятий, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
С таким выводом суда первой инстанции не может согласиться судебная коллегия, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Частью 8 статьи 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 вышеуказанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Отношения, связанные с организацией приобретением и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым".
В силу статьи 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Республики Крым от 18.12.2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым" список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения на одного ребёнка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что решением Сакского районного суда от 30 марта 2004 года мать Белых Елизаветы Васильевны - ФИО2, лишена родительских прав в отношении своей дочери, сведения об отце написаны со слов матери (лист дела 8).
Решением исполнительного комитета Ореховского сельского совета Сакского района от 17 марта 2006 года N 38 ФИО14 назначен опекуном над малолетней Белых Е.В. (лист дела 12).
Окончив ГБПОУ РК "Симферопольский колледж сферы обслуживания и дизайна" Белых Е.В. продолжает проживать в семье опекуна.
Решением Суворовского сельского совета Сакского района от 27 апреля 2006 года N 52 Белых Е.В. поставлена на квартирный учет, однако до настоящего времени, несмотря на достижение Белых Е.В. совершеннолетия и окончания учебного заведения, Администрацией Сакского района меры по обеспечению Белых Е.В. не приняты.
Согласно справке исполкома Чистеньского сельского совета Симферопольского района N 14487 от 27 мая 2013 года Белых Е.В. зарегистрирована по адресу опекуна: Симферопольский район, село Левадки, улица Гагарина, N 20 (лист дела 9).
По вышеуказанному адресу Белых Е.В. зарегистрирована и на день рассмотрения дела в суде, что подтверждается паспортом гражданина Российской Федерации, выданного на имя Белых Елизаветы Васильевны (лист дела 7).
Согласно справке исполнительного комитета Суворовского сельского совета Республики Крым от 22.05.2006 года N 03-12/169 мать Белых Елизаветы - ФИО2 не имеет в собственности недвижимого имущества (лист дела 6).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что собственного жилья Белых Е.В. не имеет. Денежные средства на приобретение жилого помещения ей не выделялись, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, истец состоит в Списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Удовлетворяя исковые требования Сакского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Белых Е.В. к Администрации Сакского района Республики Крым, суд первой инстанции исходил из того, что Белых Е.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и отсутствия обеспечения её жилым помещением.
При таких обстоятельствах, с учётом приведенных норм права, суд пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований, предъявляемых к Администрации Сакского района Республики Крым и возложении на неё обязанности предоставить Белых Е.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Между тем заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы Совета Министров Республики Крым о том, что решение суда в обжалуемой части не соответствует положениям норм материального закона.
Так, согласно статье 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объём субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 данного Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Субвенции, указанные в частях 2 и 3 данной статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Советом министров Республики Крым принято постановление от 27.07.2016 года N 359, которым утверждён Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений" (далее - Порядок).
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).
При этом пунктом 6 данного Порядка установлены условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым. Минимальный объём указанных ассигнований определяется в порядке, установленном пунктом 4 настоящих Правил.
Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объёме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка).
Соглашение о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования на обеспечение Белых Е.В. жилым помещением не заключалось, заявка на перечисление субвенций из бюджета Республики бюджету муниципального образования не подавалась.
При этом такое соглашения о предоставлении субвенции, в соответствии с Порядком расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.07.2016 года N 359, могло быть заключено лишь при наличии в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым и выполнении органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме условий предоставления субвенций, установленных пунктом 6 настоящего Порядка.
Из указанных правовых норм следует, что жилые помещения детям-сиротам должны быть приобретены за счёт средств, предусмотренных на указанные цели законом о бюджете субъекта на соответствующий финансовый год, объём которых рассчитан на основании закона.
Каких-либо норм, отменяющих или изменяющих механизм финансирования субъектами Российской Федерации и осуществления субъектом государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам специализированного найма органами местного самоуправления, либо возлагающий дополнительную обязанность на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, действующее законодательство не содержит, что исключает правовые основания для удовлетворения заявленных требований к Совету Министров Республики Крым.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции в части обязания Совета министров Республики Крым обеспечить финансирование расходов, связанных с предоставлением Администрацией Сакского района Республики Крым Белых Е.В. благоустроенного жилого помещения вне очереди, принято с нарушением норм материального закона, что согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции в данной части с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении таких требований прокурора.
В иной части решение суда оставить без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, -
определила:
Апелляционную жалобу Совета Министров Республики Крым удовлетворить.
Решение Сакского районного суда Республики Крым от 10 августа 2017 года в части возложения обязанности на Совет министров Республики Крым обеспечить финансирование расходов, связанных с предоставлением Администрацией Сакского района Республики Крым Белых Елизавете Васильевне благоустроенного жилого помещения вне очереди отменить и принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении таких требований прокурора отказать.
В остальной части решение Сакского районного суда Республики Крым от 10 августа 2017 года оставить без изменения.
Председательствующий судья
И.А. Харченко
Судьи
К.В. Рогозин
И.А. Подлесная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.