Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
Рогозина К.В.
Судей
Харченко И.А.
Гоцкалюка В.Д.
при секретаре
Сухачевой А.А.
заслушав в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи В.Д. Гоцкалюка гражданское дело по иску Лантуха В.Г. к Министерству внутренних дел Республики Крым о возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет,
по апелляционной жалобе Лантуха В.Г. на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07 декабря 2017 года,
установила:
Лантух В.Г. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Крым о возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет с 22 июля 2015 года.
Требования мотивированы тем, что в период с 17 марта 1992 года по 25 марта 2009 года истец проходил службу в органах внутренних дел Украины. На день увольнения из органов внутренних дел Украины его выслуга лет в календарном исчислении составила 19 лет 04 месяца 17 дней, льготный стаж 22 года 09 месяцев 24 дня. Решением Джанкойского горрайонного суда Республики Крым от 26 ноября 2014 установлен факт постоянного проживания истца на территории Республики Крым по адресу: "адрес", в том числе по состоянию на 18 марта 2014года. 22 июля 2015 года он обратился в МВД по Республике Крым с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. В назначении пенсии было отказано, поскольку на заявителя не распространяется действие Федерального закона от 01 декабря 2014 года N398-Ф3 "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в связи с чем, основания для назначения пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях в органах уголовно-исполнительной системы, и их, семей" отсутствуют. Считает отказ ответчика в назначении пенсии неправомерным. Ссылаясь на толкование Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружеств Независимых Государств от 24 декабря 1993 года, приведенное в решении Экономического суда Содружества Независимых Государств от 20 сентября 2007 N 01-1/1-07 указал на то, что право на пенсию за выслугу лет бывшими сотрудниками органов внутренних дел государств - участников Соглашения от 24 декабря 1993 может быть реализовано в любом из государств - участников данного Соглашения по нормам и в порядке, установленном законодательством государства, на территории которого эти сотрудники постоянно проживают независимо от приобретения права на пенсию по законодательству места прохождении службы. Истец указывает, что имеет право на назначение пенсии за выслугу лет впервые на условиях и в порядке, предусмотренном законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 N4468-1 с момента обращения к ответчику с заявлением о назначении указанной пенсии.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07 декабря 2017 года в удовлетворении иска Лантух В.Г. отказано.
В апелляционной жалобе Лантух В.Г. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, об удовлетворении исковых требований в полном объеме, полагая что обжалуемое решение является незаконным и необоснованным, в связи с неправильным применением норм материального права.
Заслушав докладчика, объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возражений на нее, судебная коллегия приход к следующему.
В силу статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах (часть 1).
Как следует из разъяснения, содержащегося в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 17 марта 1992 года по 25 марта 2009 года Лантух В.Г. проходил службу в органах внутренних дел Украины.
На момент увольнения из органов внутренних дел Украины выслуга лет Лантуха В.Г. в календарном исчислении составила 19 лет 04 месяца 17 дней, льготный стаж 22 года 09 месяцев 24 дня.
В Украине пенсия Лантух В.Г. назначена не была.
Решением Джанкойского горрайонного суда Республики Крым от 26 ноября 2014 года установлен факт постоянного проживания истца на территории Республики Крым по адресу: "адрес", в том числе по состоянию на 18 марта 2014 года.
22 июля 2015 года истец обратился в МВД по Республике Крым с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет.
На заявления Лантух В.Г. о назначении пенсии по выслуге лет Управлением по работе с личным составом МВД Республики Крым письмами от 06 августа 2015 года, 05 октября 2016 года, 09 сентября 2016 года истцу разъяснено об отсутствии правовых оснований для назначения пенсии за выслугу лет, поскольку на него не распространяется действие Федерального закона от 01 декабря 2014 года N398-Ф3 "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя", следовательно, основания для назначения пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях в органах уголовно-исполнительной системы, и их, семей" отсутствуют.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из того, порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года 4468-1), который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
С 01 января 2015 года на территории Республики Крым действует Федеральный закон от 01 декабря 2014 года N398-Ф3 "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", которым установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях в органах уголовно- исполнительной системы, и их, семей".
Пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Согласно части 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1 в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе служба на должностях рядового и начальствующего состава ворганах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей государства - участники Содружества Независимых Государств 24 декабря 1993 года приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств ? участников Содружества Независимых Государств", которое подписано и вступило в силу для Российской Федерации 9 июля 1999 года, для Украины - 10 апреля 1996 года.
Данное Соглашение основано на Соглашении от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", согласно преамбуле которого правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
Статьей 2 Соглашения от 24 декабря 1993 года предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств впорядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Размер денежного довольствия для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством Стороны, которой производится назначение пенсии. При изменении пенсионером места жительства исчисление пенсии осуществляется в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному им месту жительства.
Из содержания приведенных норм ст. ст. 1 и 2 Соглашения от 24 декабря 1993 года следует, что пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному бывшим сотрудником органов внутренних дел месту жительства, допускается только в отношении пенсионера, то есть лица, которому уже ранее до переезда в другое государство назначена и производится выплата пенсии Стороной (государством - участником Соглашения) по месту прохождения службы сотрудником и увольнения с нее.
Соглашением от 24 декабря 1993 года не предусмотрена возможность первичного назначения пенсии за выслугу лет бывшему сотруднику органов внутренних дел государством, в которое он переехал для постоянного проживания.
Первичное назначение пенсии за выслугу лет должно производиться государством - участником Соглашения по месту прохождения службы и увольнения сотрудника со службы. При изменении постоянного места жительства пенсионером, то есть лицом, которому пенсия за выслугу лет ранее уже была назначена, исчисление пенсии осуществляется по законодательству Стороны (государства - участника Соглашения) по вновь избранному пенсионером месту жительства.
Таким образом, пенсионное обеспечение бывших сотрудников органов внутренних дел других государств - участников Содружества Независимых Государств, переехавших на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации, осуществляется в том случае, если они приобрели право на пенсию за выслугу лет на территории одного из государств - участников Соглашения и это право ими было реализовано, то есть пенсия им была назначена.
Судом первой инстанции сделан вывод о том, что поскольку пенсия по месту увольнения со службы в органах внутренних дел на территории Республики Украина Лантуху В.Г. не назначалась по законодательству Республики Украина, то отсутствуют основания о признании за истцом права на пенсию за выслугу лет на условиях и в порядке, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
При этом, суд первой инстанции указывает, что ссылка истца и его представителя на толкование норм Соглашения от 24 декабря 1993 года, содержащееся в решении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 20 сентября 2007 года, не может служить основанием для удовлетворения исковых требований Лантуха В.Г, поскольку указанное решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств и содержащиеся в нем выводы касались конкретного заявителя и сформулированы с учетом спора относительно этого заявителя.
С данными выводами суда первой инстанции соглашается и судебная коллегия.
В соответствии со статьей 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование, на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя подлежит применению с 1 января 2015 года.
Статьей 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" также установлено, что с 01 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение лиц проходивших службу в органах внутренних дел, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей".
В статье 1 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного закона.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01 декабря 2014 года N 398-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, из числа лиц:
- являвшихся по состоянию на 31 декабря 2014 года получателями пенсий, назначенных им в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 01 января 2015 года, и членов их семей;
- проходивших по состоянию на 18 марта 2014 года военную службу или иную приравненную к ней по пенсионному обеспечению службу и уволенных с такой службы на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и членов их семей, за исключением граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Из анализа приведенных норм права следует, что истец не имеет права на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с нормами Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, процессуальных нарушений при рассмотрении дела допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы истца не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решение суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материально права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
При принятии по делу решения, суд первой инстанции правильно установилправоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы материального права судом применены и истолкованы верно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07 декабря 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Лантуха В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий судья Рогозин К.В.
Судьи Харченко И.А.
Гоцкалюк В.Д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.