Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым
в составе
председательствующего судьи Лозового С.В.
судей Чистяковой Т.И, Мотиной И.И.
при секретаре Минасян Д.В.
рассмотрела 11 января 2018 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Изетова Фефзий Эскендеровича к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Крым" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании права на получение мер социальной защиты (поддержки),
по апелляционной жалобе Изетова Фефзий Эскендеровича на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 02 октября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Изетов Ф.Э. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике ФИО3" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКУ "ГБ МСЭ по Республике ФИО3" Минтруда России) о возложении обязанности по изменению формулировки причины инвалидности, в частности просил изменить причину инвалидности с формулировкой "инвалидность с детства" на формулировку "заболевание связано с радиационным воздействием в результате аварии на Чернобыльской АЭС", установленной решением Донецкой региональной межведомственной экспертной комиссией N 205 от 10.04.2007 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, родившимся после радиоактивного облучения его отца, участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1987 года. Решением Донецкой региональной межведомственной экспертной комиссии по установлению связи заболеваний, инвалидности смерти с действиями ионизированного облучения и других негативных последствий аварии на Чернобыльской АЭС N от 20.03.2007 года, установлена причина инвалидности - заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС, выдано удостоверение серия А N категория I.
На очередном освидетельствовании Согласно справке к акту осмотра МСЭК серии КР- N от22.08.2012 года Министерства охраны здоровья Украины истцу установлена третья группа инвалидности, заболевание связано с влиянием аварии на Чернобыльской АЭС, дата очередного переосвидетельствования 13.06.2015 года.Истец 29.06.2015 года освидетельствован бюро N ФКУ "ГБ МСЭ по Республике ФИО3 Минтруда России" и установлена 3 группа инвалидности бессрочно. Причина инвалидности - заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
В порядке контроля Изетов Ф.Э. освидетельствован 18.12.2015 года
экспертным составом N ФКУ "ГБ МСЭ по Республике ФИО3 Минтруда
России", которым отменено решение от 29.06.2015года бюро N ФКУ "ГБ
МСЭ по Республике ФИО3 Минтруда России", вынесено новое решение,
которым истцу установлена 3 группа инвалидности, причина инвалидности -
инвалидность с детства, бессрочно. Основанием для изменения формулировки явился вывод о том, что истец не относится к лицам,
перечень которых указан в пункте 2 части 1 статьи 13 Закона Российской
Федерации N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Вследствие изменения причины инвалидности истцу прекращены
выплаты, предусмотренные для лиц, пострадавших от аварии на ЧАЭС. Истец считает, что ответчик незаконно изменил формулировку причины инвалидности, в связи с этим обратился в суд.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя от 02 октября 2017 года в удовлетворении требований Изетову Ф.Э. отказано.
Истец не согласился с законностью и обоснованностью постановленного решения, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований для отмены постановленного решения ссылается на неправильное применение норм материального права. По мнению истца, имеющиеся в материалах дела экспертное заключение Донецкой региональной межведомственной экспертной комиссии по установлению связи заболеваний, инвалидности смерти с действиями ионизированного облучения и других негативных последствий аварии на Чернобыльской АЭС N от 20.03.2007 года, удостоверение серия А N удостоверение лица, получившего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС от 23.11.2016 года, никем не оспорены и не отменены, следовательно, в силу ст.12. Закона N6-ФКЗ являются действительными и удостоверяют статус истца как лица, пострадавшего вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Исковые требования истца основывались на ч.1 ст.8 Федерального закона N421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики ФИО3 и "адрес" значения Севастополя", которой предусмотрено, что меры социальной защиты, установленные для граждан, указанных в п.2 ч.1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предоставляются лицам, которые признаны инвалидами, из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавших от Чернобыльской катастрофы в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики ФИО3 и города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ и относительно которых установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой. Исходя из этой нормы истец считает, что все граждане, проживающие в Республике ФИО3, обладавшие статусом лиц, пострадавших от Чернобыльской катастрофы в соответствии с законодательством Украины до 21.02.2014 года, относительно которых ранее установлена причинно- следственная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой, приобретают соответствующий статус и имеют право на получение мер социальной поддержке, предусмотренных в пункте 2 части 1 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и соответственно признаются инвалидами чернобыльской катастрофы.
Также истец считает, что суд неправильно применил Приказ Минтруда России от 12.01.2015 года N 3н "Об установлении тождества формулировкой причин инвалидности, предусмотренных законодательством, действовавшим на территории Республики ФИО3 и города федерального значения Севастополя до 31.12.2014 года, формулировкам причин инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации", поскольку в соответствии с этим приказом причина инвалидности "Заболевание связано с влиянием радиоактивного поражения вследствие Чернобыльской катастрофы" по законодательству, действовавшему в Республике ФИО3 до 31.12.2014 года, соответствует причине инвалидности "Заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" в соответствии с законодательством РФ.
Кроме того, по мнению истца, ответчик не имеет права устанавливать причинную связь заболевания с радиационными факторами, поскольку не является межведомственным экспертным советом по установлению причинной связи заболевания, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, созданных в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.07.2005года N 475.
Так же истец считает, что изменение формулировки причины инвалидности не соответствует правовой позиции, изложенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 20.04.2017 года N-О.
В своих возражениях на апелляционную жалобу и ответчик возражал против ее удовлетворения и отмены решения суда.
Истец Изетов Ф.Э. в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца - Голицын О.А. в судебном заседании поддержал доводы своего доверителя.
Представитель ответчика ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике ФИО3" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - Степанюк В.В. в судебном заседании возражала против отмены решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены оспариваемого судебного решения, исходя при этом из следующего.
Обращаясь с иском в суд, истец оспаривал формулировку причины инвалидности, изложенную в справке, выданной ему ФКУ "ГБ МСЭ по Республике ФИО3" Минтруда России от 18.12.2015 года. Истец полагал, что с учетом фактических обстоятельств, а также положений Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС", положений Федерального закона от 22.12.2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики ФИО3 и города федерального значения Севастополя", он относится к категории граждан, которым в качестве причины инвалидности указывается "заболевание, связанное с катастрофой на Чернобыльской АЭС".
Разрешая спорное правоотношение, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, руководствуясь при этом нормой ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1, нормой ст.11 ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики ФИО3 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики ФИО3 и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 г. N6-ФКЗ, также Приказом Минтруда России от 12.01.2015 года Nн "Об установлении тождества формулировок причин инвалидности, предусмотренных законодательством, действовавшим на территориях Республики и города федерального значения Севастополя до 31.12.2014 года включительно, формулировкам причин инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации".
Судебная коллегия считает выводы суда обоснованными, соответствующим обстоятельствам дела и постановленными при правильном толковании и применении норм материального права, регулирующего спорное правоотношение.
Судом установлено и следует из материалов, что Изетов Ф.Э. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", "адрес" впервые был освидетельствован 06.11.2006 года в МСЭК Спецтравм "адрес", Автономной Республики ФИО3.
Согласно акту освидетельствования N от 06.11.2006 года Изетову Ф.Э. была установлена третья группа инвалидности с указанием причины инвалидности "инвалидность с детства" (л.д.35-61), о чем выдана справка серии КР N со сроком следующего освидетельствования- 06.11.2008 года (л.д.65-66).
10.04.2007 года Донецкой региональной межведомственной экспертной комиссией по установлению связи заболеваний, инвалидности и смерти с действиями ионизированного облучения и других негативных последствий аварии на Чернобыльской АЭС было рассмотрено заявление Изетова Ф.Э. об установлении причинно-следственной связи между имеющимися заболеваниями с последствиями Чернобыльской катастрофы.
Согласно экспертному заключению от 10.04.2007 года N Изетову Ф.Э. установлен основной диагноз "Врожденная деформация грудной клетки (грудь сапожника), дыхательная недостаточность второй степени, заболевание связано с влиянием аварии на Чернобыльской АЭС (л.д.59).
Из медико-социального анамнеза, указанного в медицинской документации по переосвидетельствованию Изетова Ф.Э. 13.06.2007 года, следует, что истец болеет с детства, является инвалидом третьей группы, отец Изетова Ф.Э. является ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году по линии военкомата (л.д.69).
По результатам освидетельствования истцу выдана справка серии N N с указанием третьей группы инвалидности с детства, инвалидность связана с влиянием аварии на Чернобыльской АЭС, со сроком следующего переосвидетельствования - 13.06.2012 года (л.д.72). Также истцу выдано удостоверение лица, пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы (л.д.7).
При освидетельствовании в 2012 году, на основании акта N от 22.08.2012 года Республиканской МСЭК (Министерства охраны здоровья Украины) истцу установлена третья группа инвалидности, заболевание связано с влиянием аварии на Чернобыльской АЭС, дата очередного переосвидетельствования установлена 13.06.2015 года, о чем выдана справка серии N N (л.д.105).
При очередном освидетельствовании Изетова Ф.Э. в бюро-филиал N3 ФКУ "ГБ СМЭ по Республике ФИО3" Минтруда России 29.06.2015 года, истцу установлена третья группа инвалидности, причина инвалидности - заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС, бессрочно. По результатам освидетельствования истцу выдана справка серии МСЭ-2014 N (л.д.130).
Согласно пп. "б" п. 6 Порядка, Главное бюро медико-социальной экспертизы проводит в рамках осуществления контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро.
В порядке контроля, предусмотренного вышеуказанной нормой, Изетов Ф.Э. освидетельствован 18.12.2015 года экспертным составом N1 ФКУ "ГБ МСЭ по Республике ФИО3 Минтруда России", которым отменено решение от 29.06.2015 года бюро N ФКУ "ГБМСЭ по Республике ФИО3 Минтруда России", вынесено новое решение, которым истцу установлена 3 группа инвалидности, причина инвалидности - инвалид с детства, бессрочно (л.д.9).
Освидетельствование истца 18.12.2015 года проводилось в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Статьей 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя, определены Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 421-ФЗ).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" реализация прав на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, а также получение выплат по обязательному социальному страхованию осуществляется гражданами с 1 января 2015 года в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года.
Документы, являющиеся основанием для предоставления гражданам мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с настоящим Федеральным законом и составленные на украинском языке, принимаются без перевода на русский язык. Документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации. Замена указанных документов осуществляется на основании обращения гражданина в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 22.12.2014 N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с 1 января 2015 года проведение медико-социальной экспертизы граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:
1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
3) изучение уровня и причин инвалидности населения;
4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.
Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При предоставлении с 1 января 2015 года мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации, гражданам, имеющим I, II или III группу инвалидности либо категорию "ребенок-инвалид", которые установлены в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014года включительно, указанные группы и категория считаются эквивалентными соответственно I, II и III группам инвалидности либо категории "ребенок-инвалид", установленным законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов, до проведения очередного освидетельствования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из представленного ответа Департамента труда и социальной защиты населения администрации "адрес" Республики ФИО3 от 27.12.2017 года N следует, что до проведения очередного освидетельствования Изетова Ф.Э. ему сохраняли выплаты, предусмотренные по категории "ЧАЭС -инвалиды вследствие радиационного воздействия". Выплаты прекращены в связи с окончанием периода инвалидности, указанной в справке МСЭК от 22.08.2012 года.
Тождество формулировок причин инвалидности, предусмотренных законодательством, действовавшим на территориях Республики ФИО3 и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014года включительно, формулировкам причин инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты.
Приказом Минтруда России от 12.01.2015 N 3н "Об установлении тождества формулировок причин инвалидности, предусмотренных законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 года включительно, формулировкам причин инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации" установлено тождество формулировок причин инвалидности, предусмотренных законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 года включительно, формулировкам причин инвалидности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
- граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
- военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ, связанные с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел. Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
- граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения либо выехавшие в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
- граждане, отдавшие костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
Согласно Постановления Минтруда РФ от 15.04.2003 N 17 (ред. от 29.04.2005) "Об утверждении разъяснения "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности", причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" устанавливается гражданам, указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона, при наличии удостоверения, подтверждающего статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и заключения межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, приведшего к инвалидности, с последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 (ред. от 30.12.2009) "О порядке и условиях признания лица инвалидом", в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 11 Разъяснения Министерства труда и социального развития РФ от 15.04.2003 г. N 1 причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" определяется гражданам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы.
Статья 13 вышеуказанного Закона выделяет 12 категорий военнослужащих и граждан, имеющих единый статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
При этом данный Закон устанавливает систему мер социальной поддержки, дополнительных прав и льгот, объем которых различается в зависимости от принадлежности к той или иной категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I предусмотрено, что к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона, относятся, в частности, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, определены в пунктах 1 - 12 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". При этом в пункте 2 названы инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения; граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации; граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.
В остальных пунктах части первой статьи 13 Закона перечислены иные категории граждан, признаваемых подвергшимися воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и имеющих в связи с этим право на возмещение вреда и меры социальной поддержки в зависимости от той категории, в которую они входят.
Согласно пункту 11 Разъяснения причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС" определяется гражданам, указанным в пункте 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Данное разъяснение полностью соответствует требованиям части первой статьи 13 Закона, поскольку именно в пункте 2 части первой этой статьи определен круг лиц, признаваемых инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.
К этому же корреспондирует ст. 8 Федерального закона от 22.12.2014 года N421-ФЗ (ред. от 05.12.2017 года) "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предусматривающая меры социальной защиты, предоставляемые гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий.
Изетов Ф.Э. не относится к категориям граждан, которые в соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", может быть установлена причина инвалидности с формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС", а относился к категории лиц, определенных в ст. 25 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в качестве ребенка первого поколения из числа граждан, указанных в п.1, 2, 3 и 6 ч.1 ст.13 указанного закона, родившимся после радиоактивного облучения вследствие Чернобыльской катастрофы одного из родителей.
В связи с этим ответчик, применяя Приказ Минтруда России от 12.01.2015 N 3н "Об установлении тождества формулировок причин инвалидности, предусмотренных законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 года включительно", обоснованно применил формулировку причины инвалидности истца - "инвалид с детства" и отказал в установлении инвалидности с формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС".
Выводы суда соответствуют позиции Конституционного Суда РФ, указанной в Определении от 17.07.2007года N-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО8 на нарушение конституционных прав его несовершеннолетнего сына Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в котором указано, что оспаривая конституционность Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ФИО8 фактически ставит вопрос о внесении в него целесообразных, с его точки зрения, дополнений, которые полностью уравнивали бы статус детей граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, имеющих болезни, обусловленные генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, со статусом граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, перечисленных в статье 13 данного Закона, и гарантировали бы им одинаковые меры социальной поддержки, в том числе в части определения причины инвалидности с формулировкой "заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС", выплаты им ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, установления права на досрочное пенсионное обеспечение, на единовременную компенсацию за ущерб здоровью вследствие чернобыльской катастрофы. Разрешение данного вопроса является исключительной прерогативой законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации.
Ссылку истца на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 года N-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО9 на нарушении ее конституционных прав ст.12 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики ФИО3 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики ФИО3 и города федерального значения Севастополя", судебная коллегия считает необоснованной. Выводы суда первой инстанции не противоречат разъяснениям, указанным в определении о предоставлении возможности гражданам замены ранее выданных документов на документы Российского образца в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, который предполагает необходимость представления в этих целях документов, содержащих сведения об обстоятельствах, событиях и фактах, подтверждающих статус гражданина (принадлежность его к льготной категории) и наличие предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований предоставления ему мер социальной защиты (поддержки) (подпункт "г" пункта 4 Правил замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики ФИО3 либо Республики ФИО3, государственными и иными официальными органами "адрес" либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1532).
В рассматриваемом случае ответчик учел ранее выданное Изетову Ф.Э. заключение Донецкой региональной межведомственной экспертной комиссии по установлению связи заболеваний, инвалидности и смерти с действиями ионизированного облучения и других негативных последствий аварии на Чернобыльской АЭС от 10.04.2007 года об установлении причинно-следственной связи между имеющимися заболеваниями с последствиями Чернобыльской катастрофы, указав об этом протоколе проведения медико-социальной экспертизы от 18.12.2015 года (л.д.129, 134).
Таким образом, из представленных доказательств и установленных обстоятельств следует, что истец не относится к категориям граждан, которые в соответствии со ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", могут быть признаны инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, а относится к категории лиц, определенных в абзаце 2 пункта 3 части 1 статьи 25 этого же Закона в качестве ребенка первого поколения из числа граждан, указанных в п. 1, 2, 3 и 6 ч. 1 ст. 13 Закона, родившегося после радиоактивного облучения вследствие Чернобыльской катастрофы одного из родителей.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в Законе РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" дети первого поколения из числа граждан, указанных в п. 1, 2, 3 и 6 ч. 1 ст. 13 Закона, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы, не отнесены к инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 02 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Изетова Февзий Эскендеровича, без удовлетворения.
Председательствующий судья: С.В. Лозовой
Судьи: Т.И. Чистякова
И.И. Мотина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.