Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Хожаиновой О.В,
судей Терентьевой Н.А, Юсуповой Л.А-В,
при секретаре Колесник Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сиетвилиевой Лутфие Дляверовны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, администрации Сакского района Республики Крым о признании незаконным и отмене распоряжения в части,
по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Сакского районного суда Республики Крым от 14 апреля 2017 г, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В, объяснения представителя административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Сениной В.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
Сиетвилиева Л.Д. обратилась в Сакский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, администрации Сакского района Республики Крым, в котором просила признать незаконным и отменить пункт 3 распоряжения Сакской районной государственной администрации АР Крым от 17 октября 2011 г. N 1295-р.
Заявленные требования мотивированы тем, что распоряжением Сакской районной государственной администрации в АР Крым от 17 октября 2011 г. N 1295-р "О выдаче разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка бесплатно в собственность "данные изъяты" Сиетвилиевой Л.Д. для ведения личного крестьянского хозяйства на территории Воробьевского сельского совета Сакского района" Сиетвилиевой Л.Д. было дано разрешение на составление проекта землеустройства земельного участка, площадью 2,0 га, для ведения личного крестьянского хозяйства, расположенного "адрес" за границами населенных пунктов из земель запаса на территории Воробьевского сельского совета Сакского района. Пунктом 3 указанного распоряжения был установлен срок его действия до 1 декабря 2012 г. Распоряжением Сакской районной государственной администрации от 17 декабря 2012 г. N 1394-р в вышеуказанное распоряжение были внесены изменения в части продления срока действия до 1 декабря 2013 г. Сиетвилиевой Л.Д. был разработан проект землеустройства по отводу земельного участка, подготовлен межевой план для постановки земельного участка на кадастровый учёт. 20 октября 2016 г. Сиетвилиевой Л.Д. было получено решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в постановке на кадастровый учёт земельного участка в связи с истечением срока действия распоряжения Сакской районной государственной администрации в АР Крым от 17 октября 2011 г. N 1295-р. Оспариваемый пункт приведённого выше распоряжения, в части установления срока действия, Сиетвилиева Л.Д. считает препятствующим в реализации её права на оформление земельного участка, в связи с чем он является незаконным и подлежит отмене.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 14 апреля 2017 г. требования административного искового заявления Сиетвилиевой Л.Д. удовлетворены: признан незаконным пункт 3 распоряжения Сакской районной государственной администрации АР Крым N 1295-р от 17 октября 2011 г. "О выдаче разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка бесплатно в собственность гражданке Украины Сиетвилиевой Л.Д. для ведения личного крестьянского хозяйства на территории Воробьевского сельского совета Сакского района".
Не согласившись с постановленным решением, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым подало апелляционную жалобу, в которой просило отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме. Считает, что административный истец обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в 2016 г, то есть по истечении почти четырёх лет после окончания срока действия обжалуемого в части распоряжения. По мнению апеллянта, указанные административным истцом в административном иске причины пропуска срока обращения в суд не являются уважительными, что в свою очередь является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Сиетвилиевой Л.Д. поданы возражения о законности решения суда первой инстанции.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Сенина В.В. поддержала доводы, указанные в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении требований отказать.
Сиетвилиева Л.Д, представитель администрации Сакского района Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще.
Судебная коллегия, с учетом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК), переоформление прав, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, должно быть завершено до 1 января 2019 года, а в части 4 - до 1 января 2018 года. Условия и порядок переоформления прав на данные земельные участки устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (часть 1 статьи 13 Закона N 38-ЗРК).
Правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", установлены Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014г. N 313.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что распоряжением Сакской районной государственной администрации в АР Крым от 17 октября 2011 г. N 1295-р "О выдаче разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка бесплатно в собственность "данные изъяты" Сиетвилиевой Л.Д. для ведения личного крестьянского хозяйства на территории Воробьевского сельского совета Сакского района" (далее распоряжение от 17 октября 2011 г. N 1295-р), Сиетвилиевой Л.Д. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу бесплатно в собственность земельного участка, площадью 2,0 га, для ведения личного крестьянского хозяйства, расположенного "адрес" за границами населённых пунктов из земель запаса на территории Воробьевского сельского совета Сакского района (пункт 1). На Сиетвилиеву Л.Д. возложена обязанность предоставить согласованный проект землеустройства по отводу земельного участка на утверждение в Сакскую райгосадминистрацию (пункт 2). Установлен срок действия распоряжения до 1 декабря 2012 г. (пункт 3).
Согласно распоряжению Сакской районной государственной администрации в АР Крым от 17 декабря 2012 г. N 1394-р "О внесении изменений в распоряжение Сакской райгосадминистрации от 17.10.2011 года N 1295-р "О выдаче разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка бесплатно в собственность "данные изъяты" Сиетвилиевой Л.Д. для ведения личного крестьянского хозяйства на территории Воробьевского сельского совета Сакского района" (далее распоряжение от 17 декабря 2012 г. N 1394-р), по результатам рассмотрения заявления Сеитвелиевой Л.Д, в пункте 3 распоряжения цифры "01.12.2012" заменены на цифры "01.12.2013".
Как указано административным истцом, техническая документация по землеустройству относительно установления границ земельного участка была изготовлена до 16 марта 2014 г.
Удовлетворяя требования административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что Сакской районной государственной администрацией АР Крым при вынесении оспариваемого распоряжения в части установления срока его действия были нарушены не только положения действующего во времени и на территории его вынесения федерального законодательства, но и нарушены права и законные интересы истца по завершению оформления права собственности на спорный земельный участок.
Также суд первой инстанции указал, что административным истцом при обращении 21 марта 2017 г. в суд с настоящим иском не был пропущен процессуальный срок, в связи с тем, что о нарушенном праве Сиетвилиевой Л.Д. стало известно в конце 2016 г. при получении решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции не соглашается в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании, в частности, решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу положений статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (части 1, 5, 8).
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Приведённым правовым нормам корреспондирует положение части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных этим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Как уже указывалось, Сиетвилиева Л.Д. оспаривает пункт 3 распоряжения Сакской районной государственной администрации АР Крым от 17 октября г. N 1295-р, согласно которому, с учётом внесенных изменений распоряжением Сакской районной государственной администрации в АР Крым от 17 декабря 2012 г. N 1394-р, установлен срок действия вышеуказанного распоряжения N 1295-р до 1 декабря 2013 г.
Из административного искового заявления следует, что Сиетвилиева Л.Д. получила распоряжение от 17 октября 2011г. N 1295-р в день его принятия 17 октября 2011 г.; распоряжение от 17 декабря 2012 г. N 1394-р получила 17 декабря 2012 г. (л.д. 2-3).
Таким образом, на 17 октября 2011 г. административному истцу было достоверно известно о принятом Сакской районной государственной администрацией АР Крым распоряжении от 17 октября 2011 года N 1295-р.
Между тем, Сиетвилиева Л.Д. обратилась в Сакский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением об оспаривании в части приведённого выше распоряжения только 14 марта 2017 г, что подтверждается конвертом с отметкой почтовой службы (л.д. 11).
Довод Сиетвилиевой Л.Д. о том, что о нарушении её права в части установления срока ей стало известно 20 декабря 2016 г, когда она получила решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о приостановлении осуществления кадастрового учёта (л.д. 3, 22), не является уважительной причиной для восстановления процессуального срока обращения в суд, поскольку Сиетвилиева Л.Д. достоверно знала об оспариваемом в части распоряжении 17 октября 2011 г.
Судебная коллегия принимает во внимание, что административным истцом предпринимались меры к реализации указанного распоряжения путём оформления проекта по землеустройству, в том числе именно по заявлению Сетвилиевой Л.Д. были внесены изменения в оспариваемый пункт распоряжения в части установления срока его действия соответствующим распоряжением от 17 декабря 2012 г. N 1394-р.
Таким образом, судебной коллегией не установлено обстоятельств, затрудняющих обращение Сиетвилиевой Л.Д. с административным исковым заявлением в суд до 14 марта 2017 г. Обратившись в суд в указанную дату, Сиетвлиева Л.Д. пропустила без уважительных причин 3-месячный срок обращения в суд с административным исковым заявлением, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного искового заявления в установленный законом срок, по настоящему делу не имеется.
При отмеченных выше обстоятельствах оснований для восстановления пропущенного срока не имеется, что, в свою очередь, влечет отказ в удовлетворении административного иска.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 (в редакции Постановления от 23 июня 2015 г. N 25) "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права, и решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда, как не отвечающее положениям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В связи с указанным, доводы апелляционной жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым следует признать обоснованными, являющимися достаточным основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного иска.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 14 апреля 2017 г. по административному делу N 2а-1228/2017 - отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Сиетвилиевой Лутфие Дляверовны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, администрации Сакского района Республики Крым о признании незаконным и отмене распоряжения в части - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: О.В. Хожаинова
Судьи: Н.А. Терентьева
Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.