Решение Приморского краевого суда Приморского края
от 17 мая 2012 г. N 3-58/12
(Извлечение)
Судья Хребтова Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о. прокурора Приморского края о признании противоречащим закону и недействующим в части распоряжения Губернатора Приморского края от 29 июля 2011 года N 106-рг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края на период с 1 августа 2011 года до 1 августа 2012 года" в редакции распоряжения от 22 февраля 2012 года N 19-рг,
установила:
Распоряжением Губернатора Приморского края от 29 июля 2011 года N 106-рг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края на период с 1 августа 2011 года до 1 августа 2012 года" утвержден лимит добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, на период с 1 августа 2011 года до 1 августа 2012 года. Распоряжение опубликовано в "Приморской газете" от 5 августа 2011 года N 59 (561).
Распоряжениями Губернатора Приморского края от 3 ноября 2011 года N 142-рг, от 22 февраля 2012 года N 19-рг, опубликованными соответственно 8 ноября 2011 года и 2 марта 2012 года в "Приморской газете", в распоряжение от 29 июля 2011 года N 106-рг внесены изменения.
И.о. прокурора Приморского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим в части данного распоряжения в редакции от 22 февраля 2012 года N 19-рг, указывая, что оно противоречит положениям частей 3 и 7 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку в документе об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов должны быть указаны объем изъятия в отношении каждого вида охотничьих ресурсов, при необходимости их пол и возраст, а также квоты добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья.
В соответствии с частью 9 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья должна определяться в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения. Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона охотничьи угодья подразделяются на: охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (закрепленные охотничьи угодья), и охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (общедоступные охотничьи угодья).
Прокурор полагает, что оспариваемое распоряжение в редакции от 22 февраля 2012 года N 19-рг подлежит признанию недействующим и не подлежащим применению со дня принятия в части неуказания квот добычи охотничьих ресурсов: оленя благородного (изюбря), косули, кабарги, лося, рыси и соболя для каждого охотничьего угодья Приморского края.
В судебном заседании прокурор заявление поддержал в полном объеме.
Представитель Губернатора Приморского края Мозжерина Я.Г. с заявлением прокурора не согласилась. Пояснила, что оспариваемое распоряжение принято во исполнение решения Приморского краевого суда от 7 ноября 2011 года, которым по заявлению прокурора распоряжение от 29 июля 2011 года N 106-рг в редакции от 3 ноября 2011 года N 142-рг признано недействующим в части квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях. В новой редакции из распоряжения исключены квоты добычи охотничьих ресурсов с разбивкой по видам охотничьих угодий. Указать в распоряжении квоты добычи по каждому охотничьему угодью не представляется возможным, так как отсутствует схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Приморского края. Полагает, что губернатор края может утверждать лишь лимиты добычи охотничьих ресурсов и полномочиями по установлению квот добычи для отдельных юридических лиц не обладает. Этими полномочиями наделено управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края в соответствии с пунктом 10.17 Положения об управлении, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 26 декабря 2007 года N 365-па. В охотхозяйственном реестре, который ведет управление охотнадзора Приморского края, понятие охотничьего угодья отсутствует. Считает, что Федеральный закон N 209-ФЗ предписывает определять лимит добычи в соответствии с заявками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а не охотничьих угодий. Как установлено приказом Минприроды России от 29 июня 2010 года N 228 "Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию", лимит добычи каждого вида охотничьих ресурсов по субъекту РФ определяется как сумма квот добычи в закрепленных охотничьих угодьях, общедоступных охотничьих угодьях, а также объемов добычи на территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями. Просила в удовлетворении заявления отказать.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица представитель управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края Суровый А.Л. с заявлением прокурора не согласился. В возражениях указал, что решение Приморского краевого суда от 7 ноября 2011 года исполнено путем принятия распоряжения от 22 февраля 2012 года N 19-рг, которым внесены изменения (исключены сведения о квотах добычи охотничьих ресурсов в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях) в распоряжение от 29 июля 2011 года N 106-рг. Указать в распоряжении квоты добычи по каждому охотничьему угодью не представляется возможным в связи с отсутствием в Приморском крае территориального охотничьего устройства и утвержденного перечня охотничьих угодий. Управлением ведется работа в этом направлении. Утвержденный распоряжением губернатора лимит добычи распределяется управлением охотнадзора по юридическим лицам (в отношении закрепленных охотничьих угодий) на основании поданных ими заявок. При этом указать в распоряжении охотугодья с закрепленными за каждым из них квотами невозможно, так как в соответствии с приказом Минприроды РФ от 29 июня 2010 года N 228 квота предоставляется по заявке юридическому лицу, а не охотничьему угодью. В настоящее время подготовлен проект распоряжения о внесении изменений с учетом требований прокурора, однако в этом проекте предусмотрено распределение квот по юридическим лицам, а не охотугодьям.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным закона. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76).
Понятие лимита и квоты даны в статье 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Под лимитом добычи охотничьих ресурсов понимается объем допустимой годовой добычи охотничьих ресурсов (пункт 13 статьи 1); под квотой добычи охотничьих ресурсов - часть лимита добычи охотничьих ресурсов, которая определяется в отношении каждого охотничьего угодья (пункт 14 статьи 1).
Охотничьими угодьями являются территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 15 статьи 1).
В соответствии с частью 2 статьи 7 указанного Федерального закона охотничьи угодья подразделяются на:
охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее - закрепленные охотничьи угодья);
охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (далее - общедоступные охотничьи угодья).
Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с данным федеральным законом (часть 9 статьи 24).
Согласно пункту 9.4 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2010 года N 228 "Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию" для подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации уполномоченный орган субъекта Российской Федерации определяет лимит добычи каждого вида охотничьих ресурсов по субъекту Российской Федерации на период с 1 августа текущего года до 1 августа следующего года как сумму квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях, квот добычи охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях и объемов добычи на территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, но не являющихся охотничьими угодьями.
Анализ законодательства свидетельствует о том, что документ об утверждении лимита охотничьих ресурсов в обязательном порядке должен содержать сведения о квотах добычи охотничьих ресурсов, которые должны устанавливаться для каждого охотничьего угодья, в том числе с учетом их видов (закрепленные и общедоступные). Данный документ утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.
Согласно статьям 8 и 34 Устава Приморского края высшим должностным лицом Приморского края является Губернатор Приморского края.
По делу установлено, что распоряжением Губернатора Приморского края от 29 июля 2011 года N 106-рг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края на период с 1 августа 2011 года до 1 августа 2012 года" в редакции распоряжения от 3 ноября 2011 года N 142-рг были утверждены лимиты добычи охотничьих ресурсов. При этом квота добычи охотничьих ресурсов была распределена по двум графам "в закрепленных охотничьих угодьях" и "в общедоступных охотничьих угодьях". Сведения о квотах для каждого охотничьего угодья в указанном распоряжении отсутствовали, в связи с чем решением Приморского краевого суда от 7 ноября 2011 года, вступившим в законную силу 18 января 2012 года, распоряжение в редакции от 3 ноября 2011 года N 142-рг признано недействующим в части утверждения квот добычи охотничьих ресурсов в закрепленных и общедоступных охотничьих угодьях со дня его издания.
Во исполнение решения суда Губернатором Приморского края распоряжение принято в новой редакции от 22 февраля 2012 года N 19-рг, в соответствии с которой из лимита добычи охотничьих ресурсов по краю исключены квоты добычи охотничьих ресурсов.
Новая редакция оспариваемого распоряжения принята в пределах компетенции высшего должностного лица, с соблюдением требований к порядку принятия и обнародования нормативно-правового акта. Однако по своему содержанию распоряжение в редакции от 22 февраля 2012 года N 19-рг противоречит закону и подлежит признанию недействующим со дня издания в той части, в которой не предусматривает указание квот добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья Приморского края.
Как следует из анализа федерального законодательства, лимит добычи охотничьих ресурсов в обязательном порядке должен предусматривать квоты их добычи для каждого охотничьего угодья. Отсутствие в утвержденных лимитах квот по каждому охотничьему угодью нарушает требования федерального законодательства, поскольку по действующему законодательству лимит добычи по региону складывается из суммы квот добычи по охотничьим угодьям.
Доводы представителя Губернатора Приморского края о том, что к компетенции губернатора относится утверждение лимитов, а утверждение квот относится к полномочиям управления охотнадзора, не основаны на законе. Исходя из того, что лимит добычи представляет собой сумму квот, к компетенции губернатора как высшего должностного лица субъекта РФ наряду с утверждением лимитов отнесено и определение квот добычи, при чем с указанием квот по каждому охотничьему угодью (часть 7 статьи 24 Федерального закона N 209-ФЗ).
То обстоятельство, что в Приморском крае до настоящего времени не осуществлено охотустройство и отсутствует схема охотничьих угодий, не свидетельствует о законности распоряжения в редакции от 22 февраля 2012 года, поскольку в нем квоты добычи охотничьих ресурсов не установлены вообще.
Кроме того, из подготовленного проекта распоряжения усматривается, что возможность указания объемов (квот) добычи охотничьих ресурсов по юридическим лицам с приведением площади занимаемых охотничьих угодий, а по общедоступным охотничьим угодьям с указанием их территориального расположения имеется. Следовательно, доводы представителя губернатора и управления охотнадзора о невозможности установления квот с конкретизацией по охотничьим угодьям несостоятельны.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативно-правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного распоряжение Губернатора Приморского края от 29 июля 2009 года N 106-рг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края на период с 1 августа 2011 года до 1 августа 2012 года" в редакции распоряжения от 22 февраля 2012 года N 19-рг в той части, в которой им не предусмотрено указание квот добычи охотничьих ресурсов для каждого охотничьего угодья Приморского края, подлежит признанию недействующим с момента принятия как противоречащее федеральному закону.
Руководствуясь статьей 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил :
Заявление и.о. прокурора Приморского края удовлетворить.
Признать недействующим со дня издания распоряжение Губернатора Приморского края от 29 июля 2011 года N 106-рг "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Приморского края на период с 1 августа 2011 года до 1 августа 2012 года" в редакции распоряжения от 22 февраля 2012 года N 19-рг в той части, в которой им не предусмотрено указание квот добычи охотничьих ресурсов: оленя благородного (изюбря), косули, кабарги, лося, рыси и соболя для каждого охотничьего угодья Приморского края.
Сообщение о решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Приморская газета".
На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Н.Л. Хребтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда Приморского края от 17 мая 2012 г. N 3-58/12
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Приморского краевого суда в Internet (http://kraevoy.prm.sudrf.ru)