Решение Приморского краевого суда
от 23 марта 2011 г. по делу N 3-28/11
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Дегтерёвой И.Н.,
при секретаре Пилипенко А.Ю.,
с участием прокурора Самусенко Ю.А.,
представителя Администрации Приморского края Горбенко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края о признании противоречащим и недействующим в части постановления Администрации Приморского края от 11 января 2011 г. N 2-па "Об утверждении Методики определения объема электрической энергии, потребляемой на освещение жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками образовательных учреждений, проживающими и работающими в сельских населенных пунктах и поселках городского типа и поселках, существовавших в соответствии с административно-территориальным делением по состоянию на 1 января 2004 г. на территории Приморского края",
установил:
Прокурор Приморского края обратился с настоящим заявлением, указывая, что постановлением Администрации Приморского края от 11 января 2011 г. N 2-па утверждена Методика, в пункте 2 которой предусмотрено, что объем электрической энергии, потребляемой в расчетном периоде на освещение жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками образовательных учреждений, определяется по формуле: W осв. = S х P уд. х K х N х D, где W осв. - объем электрической энергии, кВт ч; S - общая площадь жилого помещения, кВ. м; P уд. - удельная мощность приборов освещения в расчете на 1 кв. м общей площади жилого помещения, в размере 0,015 кВт/кв. м; K - коэффициент одновременного включения приборов освещения, равный 0,35; N - среднесуточное количество использования приборов освещения жилых помещений в размере 6 часов; D - количество дней в расчетном периоде.
Однако указанные положения Методики приняты без учета требований федерального законодательства.
Пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", в редакции, действовавшей до 11 января 2011 г., предусматривалось, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Пунктом 5 статьи 55 Закона Российской федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", в редакции, действующей с 11 января 2011 г., предусмотрено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено право субъектов Российской Федерации устанавливать только размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений.
Вместе с тем, субъект Российской Федерации не наделен полномочиями ограничивать право педагогических работников на бесплатное освещение какими-либо нормативами потребления коммунальных услуг.
В связи с этим прокурор Приморского края просит признать пункт 2 Методики определения объема электрической энергии противоречащим закону и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Самусенко Ю.А. поддержала заявление по указанным основаниям.
Представитель Администрации Приморского края Горбенко И.В. не согласилась с заявлением и пояснила, что в Постановлении Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" дано определение норматива потребления коммунальных услуг - месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. В Правилах приводятся формулы, с помощью которых устанавливается норматив потребления коммунальных услуг.
Освещение является своего рода коммунальной услугой, но понятие "освещение" не тождественно понятию "электроснабжение". Электроэнергия может использоваться населением, как для бытовых нужд, так и для освещения и приготовления пищи.
Вместе с тем, федеральное законодательство гарантирует педагогическим работникам льготы только по освещению.
В связи с тем, что приборы учета, предназначенные исключительно для учета расхода электроэнергии для освещения отсутствуют, а предоставление названной льготы гарантировано и должно обеспечиваться, установленная оспариваемым постановлением формула, отражающая потребление фактических ресурсов именно на освещение, не противоречит федеральному законодательству.
В настоящее время подготовлены изменения в действующее краевое законодательство с целью замены мер социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением в форме денежной выплаты для педагогических работников в сельской местности в форме денежной выплаты для педагогических работников в сельской местности на предоставление компенсации фактических расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Выслушав прокурора, представителя Администрации Приморского края, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "е", "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также общие вопросы образования, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Такие законы и подзаконные акты, согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не должны противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
На основании части 5 ст. 14 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. N 206-КЗ (в ред. Закона Приморского края от 09.08.2010 N 665-КЗ) "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края" педагогические работники образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, а также поселках городского типа и поселках, существовавших в соответствии с административно-территориальным делением по состоянию на 1 января 2004 года на территории Приморского края пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением предоставляются педагогическим работникам образовательных учреждений в форме денежной выплаты. Денежная выплата предоставляется в размере, покрывающем размер начисленной педагогическому работнику образовательного учреждения платы за жилое помещение с отоплением и освещением.
Расчет размера денежной выплаты производится индивидуально каждому педагогическому работнику образовательного учреждения исходя из:
общей площади занимаемых педагогическими работниками образовательных учреждений и проживающими совместно с ними членами их семей жилых помещений;
действующих цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, твердое топливо, размеров платы за пользование жилым помещением (за наем жилого помещения), платы за содержание и ремонт жилого помещения, установленных в соответствии с действующим законодательством;
объема электрической энергии, потребляемой на освещение жилого помещения, определяемого в соответствии с методикой, утверждаемой Администрацией Приморского края.
Из изложенного следует, что Администрация Приморского края приняла обжалуемое постановление в пределах своих полномочий. Постановление от 11 января 2011 г. N 2-па опубликовано в Приморской газете от 14 января 2011 N 1 (503).
В пункте 2 Методики определения объема электрической энергии, потребляемой на освещение жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками образовательных учреждений, проживающими и работающими в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, а также поселках городского типа и поселках, существовавших в соответствии с административно-территориальным делением по состоянию на 1 января 2004 г. на территории Приморского края, установлена формула объема электрической энергии, потребляемой в расчетном периоде на освещение жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками образовательных учреждений.
В формуле использованы постоянные показатели Р уд. (удельная мощность приборов освещения в расчете на 1 кв. м общей площади жилого помещения, в размере 0,015 кВт/кВ. м) и N (среднесуточное количество часов использования приборов освещения жилых помещений в размере 6 часов), которые фактически устанавливают норматив потребления электрической энергии на освещение.
Между тем, пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", действующей с 11 января 2011 г., субъектам Российской Федерации не предоставлено право устанавливать объем электрической энергии, потребляемой педагогическими работниками на освещение. Они вправе устанавливать лишь размер, условия и порядок возмещения расходов на оплату педагогическими работниками жилых помещений, отопления и освещения.
Таким образом, пункт 2 Методики противоречит нормам федерального законодательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Приморского края удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 2 Методики определения объема электрической энергии, потребляемой на освещение жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками образовательных учреждений, проживающими и работающими в сельских населенных пунктах и поселках городского типа и поселках, существовавших в соответствии с административно-территориальным делением по состоянию на 1 января 2004 г. на территории Приморского края, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 11 января 2011 г. N 2-па.
Обязать Законодательное Собрание Приморского края после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о решении в издательстве "Приморская газета".
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи жалобы или представления в Приморский краевой суд.
Председательствующий |
И.Н. Дегтерёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 23 марта 2011 г. по делу N 3-28/11
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Приморского краевого суда в Internet (http://kraevoy.prm.sudrf.ru)