Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего Холонгуевой О.Р.,
судей коллегии Гончиковой И.Ч, Кушнаревой И.К,
при секретаре Архинчеевой Н.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дамбаева Б.Ж. к Администрации г. Улан-Удэ опредоставлении вне очереди жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Шараевой Ю.А. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 19 декабря 2017 года, которым исковые требования удовлетворены, постановлено:
Обязать Администрацию г. Улан-Удэ предоставить несовершеннолетнему Дамбаеву Б.Ж,... г.р, уроженцу с. Нижняя Иволга, Иволгинский район, Республика Бурятия, Россия, на состав семьи один человек во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в размере не менее нормы предоставления, в границах муниципального образования "город Улан-Удэ" с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Заслушав доклад судьи Кушнаревой И.К, пояснения участников процесса, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дамбев Б.Ж, обратился в суд с иском, в котором просил обязать Администрацию г. Улан-Удэ предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в г. Улан-Удэ, с учетом дополнительной жилой площади.
Требования мотивированы тем, что несовершеннолетний Дамбаев Б.Ж. является ребенком-инвалидом, проживает с матерью по адресу: "... ", совместно с семьей родственников из 6 человек, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживание с ним в одном жилом помещении невозможно, однако, до настоящего времени Дамбаев Б.Ж. жилым помещением не обеспечен.
Определением суда к участию в деле привлечены в качестве соответчика - Министерство финансов РБ, в качестве третьих лиц - Правительство РБ, Министерство социальной защиты РБ (л.д. 41-42).
В судебном заседании представитель законного представителя истца Дамбаевой Б.С. по доверенности (л.д.7) Доржиева Б.В. иск поддержала.
Представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Аюшеева Д.Н. иск не признала, полагала, требования к Администрации не основаны на нормах действующего законодательства, поскольку орган местного самоуправления не наделен полномочиями по обеспечению граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения РБ по доверенности Данзанова С.В. полагала заявленные требования к Администрации города обоснованными.
Представители соответчика Министерства финансов РБ, третьего лица Правительства РБ не явились, надлежаще извещены.
Суд постановилвыше приведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Улан-Удэ Шараева Ю.А. ставит вопрос об отмене решения суда, настаивает на том, что решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов относится к расходным обязательствам субъекта РФ, которые для исполнения в установленном законном порядке органу местного самоуправления не передавались. Поскольку истцом заявлено требование о предоставлении жилого помещения по категории "лица, страдающие хроническим заболеванием, совместное проживание с которым невозможно", следовательно, факт того, что истец является малоимущим, не имеет правового значения. Кроме того, малоимущим гражданам жилые помещения по договору социального найма предоставляются в порядке очереди. Так, право лица состоять на учете одновременно по категории малоимущие и иным категориям не порождает оснований для предоставления жилого помещения из муниципального жилого фонда по другим категориям.
В отзывах на апелляционную жалобу представитель законного представителя истца Доржиева Б.В, просила в удовлетворении жалобы отказать, считая, что решение вынесено судом законно.
Представитель ответчика Шараева Ю.А. на заседание судебной коллегии доводы жалобы поддержала, также отметила, что с 01 января 2018 года изменен перечень тяжелых хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В настоящее время указанный перечень не содержит заболевания, по которому истец был поставлен на учет.
Представитель истца Доржиева Б.В. просила в удовлетворении жалобы отказать, указав, что на момент рассмотрения документов истец соответствовал всем требованиям предоставления жилого помещения.
Иные участники процесса в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежаще. Представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Данзанова С.В. просила рассмотреть апелляционную жалобу без участия представителя Министерства.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Проверив законность вынесенного судом решения по доводам апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что согласно Справке МСЭ-2016 N 1081020 ФКУ ГБ МСЭ по РБ, Справке врачебной комиссии ГБУЗ "РПНД" N 520 от 01.11.2017 г. Дамбаев Б.Ж,... г.р, является ребенком - инвалидом, страдающим хроническим заболеванием ( "... "), подпадающим под действие Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 о невозможности совместного проживания граждан в одной квартире по п. 3 перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Подходит под действие Постановления Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817 на дополнительную жилую площадь (л.д. 10-11).
Согласно свидетельству о регистрации по месту жительства Дамбаев Б.Ж, зарегистрирован по адресу: "... ", проживает с матерью Дамбаевой Б.С. (л.д. 12).
Дамбаев Б.Ж. принять Администрацией Октябрьского района г. Улан-Удэ на учет в качестве нуждающегося в получении жилья по категориям "малоимущие" и "граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний" (л.д. 18-20).
Разрешая спор, с учетом наличия у истца соответствующего тяжелого хронического заболевания, включенного в Перечень на момент постановки его на учет в качестве нуждающегося, а также того, что истец состоит на жилищном учете, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик обязан предоставить истцу жилое помещение.
Такой вывод суда первой инстанции судебной коллегии представляется правильным.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пунктами 1, 4 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (далее - ГК РФ) отнесены граждане, не являющиеся нанимателями или собственниками жилых помещений, членами семьи нанимателя или собственника жилого помещения, а также лица, являющиеся членами семьи нанимателя и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи собственника, собственниками жилых помещений, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, действовавшего до 1 января 2018 года, включено заболевание, которым страдает Дамбаев Б.Ж, дающих лицам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817, также действовавшего до 1 января 2018 года.
Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2017 года N 859 постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817 и постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378 признаны утратившими силу с 1 января 2018 года.
Приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 N 987н утвержден новый перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
В соответствии с п. 2 названного Приказа он вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства РФ о признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378
По общему правилу, установленному ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие, если иное прямо предусмотрено этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Право Дамбаева Б.Ж. на обеспечение его жилым помещением во внеочередном порядке с учетом дополнительной жилой площади возникло до вступления в силу нормативного акта (Приказа Минздрава России), утвердившего новый Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и постановления Правительства РФ о признании утратившими силу ранее действующих актов. Ни один из вновь принятых и вступивших в силу правовых актов не содержит положений о придании им обратной силы, следовательно, ссылка ответчика на утрату истцом права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, является несостоятельной, не соответствующей нормам материального права, поэтому отклоняется судебной коллегией.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 названного кодекса перечне.
Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав перечисленных в ней категорий граждан.
Право истца на предоставление жилого помещения по договору социального найма, как лицу, являющемуся малоимущим, не имеющему жилого помещения и нуждающемуся в его предоставлении, равно как и право истца, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, на предоставление жилого помещения, подтверждается материалами дела.
В связи с этим, при наличии у истца права на предоставление жилого помещения, как в государственном жилом фонде, так и в муниципальном жилом фонде, он вправе получить жилье во внеочередном порядке.
Приведенные выше правовые нормы и положения ЖК РФ не исключают применение п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ о предоставлении жилых помещений вне очереди лицу, являющемуся малоимущим, не имеющему жилого помещения и нуждающемуся в его предоставлении, в муниципальном жилищном фонде в тех случаях, когда это лицо страдает тяжелой формой хронического заболевания.
Соответственно, решение суда, обязывающее ответчика предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма вне очереди, признается коллегией правомерным.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец имеет право на
внеочередное обеспечение жилым помещением только в жилищном фонде
субъекта РФ и за счет республиканского бюджета, подлежит отклонению.
Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из положений п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний и признания за ним статуса малоимущего.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ.
Нормативные акты, определяющие порядок обеспечения жильем инвалидов, вставших на очередь после 01 января 2005 года, а также орган, на который должна быть возложена обязанность по предоставлению инвалидам данной меры социальной поддержки, в Республике Бурятия не приняты.
Несмотря на то, что исходя из положений п. 3 ст. 49 ЖК РФ и ФЗ 131-
ФЗ и 184-ФЗ вопросы обеспечение жилыми помещениями инвалидов и лиц,
страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, совместное
проживание с которым невозможно, действительно относятся к полномочиям субъекта РФ, в тех случаях, когда такие лица являются малоимущими, они могут быть обеспечены жильем органами местного самоуправления. Наличие у лица тяжелого хронического заболевания не является единственным основанием предоставления жилого помещения, а является основанием для предоставления его вне очереди при наличии иных оснований, дающим ему право на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
При этом, то обстоятельство, что в Республике Бурятия не принят законодательный акт, устанавливающий порядок обеспечения жильем инвалидов, и граждан страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, не определены источники финансирования для решения вопросов об обеспечении жильем инвалидов и иных лиц, имеющих право на получение мер государственной социальной поддержки и не являющихся при этом малоимущими, а Законом Республики Бурятия от 07.07.2006 г. N 1732-111 установлен лишь порядок учета таких лиц, не может служить основанием для вывода о том, что истец не имеет права на обеспечение вне очереди жилой площадью в муниципальном жилищном фонде.
На основании изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 19 декабря 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.