Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Гончиковой И.Ч., Дампиловой Ц.В., при секретаре Абзаевой В.И., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Цыбегмитовой Т.Б., Цыбегмитова М.В., Ц.Д., Ц.С. к Администрации г. Улан-Удэ об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по апелляционным жалобам истца Цыбегмитовой Т.Б. и представителя ответчика Администрации г. Улан-Удэ Аюшеевой Д.Н. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 23 ноября 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования Цыбегмитовой Т.Б, Цыбегмитова М.В, Ц.Д, Ц.С. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Улан-Удэ предоставить Ц.Д. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства, согласно установленной нормы предоставления жилой площади.
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А, выслушав пояснения истцов Цыбегмитовой Т.Б, Цыбегмитова М.В, действующих также в интересах несовершеннолетних Ц.Д., Ц.С., представителя ответчика Администрации г.Улан-Удэ Шараевой Ю.А, ознакомившись с материалами дела и доводами жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, истцы Цыбегмитова Т.Б, Цыбегмитов М.В, действующие также в интересах несовершеннолетних детей Ц.Д, Ц.С, с учетом уточнений, просили признать отказ Администрации г.Улан-Удэ во внеочередном предоставлении семье на состав семьи из 4 человек с учетом права на дополнительную жилую площадь жилого помещения по договору социального найма незаконным, обязать ответчика предоставить истцам во внеочередном порядке жилое помещение в г. Улан-Удэ по договору социального найма на состав семьи из 4 человек, с учетом права на дополнительную площадь, общей площадью не менее 65 кв.м.
Требования мотивированы следующим. Истцы в составе семьи из 4 человек состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по категории - малоимущие. Несовершеннолетний Ц.Д,... г.р. является инвалидом детства и состоит на учете в администрации по категории- инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов. Категория заболевания ребенка предусматривает необходимость предоставления дополнительной жилой площади. Обращение к ответчику с просьбой предоставить жилое помещение, неправомерно было оставлено без удовлетворения. Поскольку несовершеннолетний Ц.Д. страдает хроническим заболеванием, которое подпадает под перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, отдельного жилого помещения не имеет, не работает, мать Цыбегмитова Т.Б. за ним ухаживает, в семье имеется еще один несовершеннолетний ребенок, работает только отец Цыбегмитов М.В, полагают, что жилое помещение должно быть предоставлено всей семье вне очереди. В настоящее время семья проживает в арендованной квартире, другого жилья не имеет.
В суде первой инстанции истцы Цыбегмитова Т.Б, Цыбегмитов М.В, действующие также в интересах несовершеннолетних детей Ц.Д, Ц.С, на исковых требований настаивали.
Представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ Шараева Ю.А. с иском не согласилась.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения РБ Туктарова Е.П. с иском не согласилась, указав, что обеспечение жильем истцов в данном случае отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Представители третьих лиц Министерства финансов РФ, Министерства финансов РБ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе истец Цыбегмитова Т.Б. просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что суд пришел к неверному выводу о том, что особый порядок реализации жилищных прав установлен только для лиц, указанных в п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ, а члены семьи Ц.Д... такого права не имеют, в связи с чем требования о предоставлении жилого помещения Ц.Д. с учетом дополнительной площади на состав семьи из 4 человек удовлетворению не подлежат. Учитывая малолетний возраст ребенка-инвалида, состояние его здоровья, требующего тщательного ежедневного ухода, осуществляемого родителями, жилое помещение должно быть предоставлено во внеочередном порядке на каждого члена семьи в пределах нормы предоставления площади жилья, а также с учетом права ребенка инвалида на дополнительную жилую площадь.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ Аюшеева Д.Н. считает решение суда необоснованным, подлежащим отмене, с вынесением решения об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. Указывает, что обеспечение жильем инвалидов и их семей, вставших на учет после 01.01.2005г, подлежит финансированию за счет субъектов РФ, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет средств жилищного фонда субъекта РФ. Ц.Д. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по двум категориям: для предоставления жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде по категории малоимущий, а также для предоставления жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде РБ как гражданин, страдающий тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно. В связи с чем, исходя из системного толкования ст.49, 52 ЖК РФ, ст.84-86 Бюджетного кодекса РФ, ФЗ N181-ФЗ, ФЗ N184-ФЗ полагает, что Администрация г. Улан-Удэ является ненадлежащим ответчиком, требования должны быть предъявлены к субъекту Российской Федерации.
В заседание судебной коллегии истцы Цыбегмитова Т.Б, Цыбегмитов М.В. на доводах своей апелляционной жалобы настаивали, возражали против удовлетворения жалобы представителя ответчика.
Представитель ответчика Шараева Ю.А. поддержала свою апелляционную жалобу, против удовлетворения жалобы истцов возражала.
Представители третьих лиц Министерства социальной защиты населения РБ, Министерства финансов РФ, Министерства финансов РБ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, представитель Министерства социальной защиты населения РБ Данзанова С.В. направила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.
С учетом надлежащего извещения, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, несовершеннолетний Ц.Д. является инвалидом по категории " "... "", что подтверждено представленными медицинскими документами.
Из заключения ВК от... следует, что Ц.Д. является ребенком-инвалидом, с диагнозом "... " страдает заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
В соответствии с заключением ВКК от... Ц.Д. имеет следующие заболевания "... ".
В настоящее время Ц.Д. с семьей в количестве 4 человек зарегистрирован по адресу "... " в указанной квартире зарегистрировано 8 человек, фактически семья Цыбегмитовых проживает в арендуемой однокомнатной квартире, где вся семья пользуются одной комнатой.
Согласно распоряжению Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ от... Цыбегмитова Т.Б. принята на учет нуждающихся в жилом помещении по категории "малоимущие", очередь.., с составом семьи 4 человека, включая Цыбегмитова М.В, Ц.Д, Ц.С.
Согласно распоряжению Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ... от... Ц.Д. принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в государственном жилищном фонде РБ по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов" с составом семьи 1 человек, очередь...
На основании распоряжения Администрации Октябрьского района г.Улан-Удэ... от... Ц.Д. принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в государственном жилищном фонде РБ по категории "граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно", очередь.., с составом семьи 1 человек.
Руководителем Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ в предоставлении жилого помещении вне очереди Цыбегмитовым было отказано, со ссылкой на то, что обеспечение жилым помещением граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, осуществляется субъектами РФ за счет субвенций из федерального бюджета.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что обеспечение ребенка-инвалида жильем по договору социального найма во внеочередном порядке относится к полномочиям Администрации г. Улан-Удэ, на территории которого он проживает.
Согласно абзацу 2 статьи 5 Закона Бурятии "О социальной поддержке инвалидов Республики Бурятия" от 10.11.2010г. N 1734-III инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005г, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Жилищное законодательство Российской Федерации предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п.п. 3 и 5 ст. 14 ЖК РФ).
В силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003г. N 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Поскольку в Республике Бурятия не принимались нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения жильем инвалидов, вставших на очередь после 01.01.2005г, и определяющие орган, на который должна быть возложена обязанность по предоставлению инвалидам жилья, следует исходить из норм жилищного законодательства.
В соответствии с положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении вне очереди жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования, т.е. на Администрацию г.Улан-Удэ.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лежит на субъекте Российской Федерации - Республике Бурятия, несостоятельны, не согласуются с указанными выше положениями жилищного законодательства и законодательства о местном самоуправлении.
Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, а также отсутствие в законе субъекта Российской Федерации правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Вместе с тем, с выводами суда о наличии права на внеочередное предоставление жилого помещения только у одного ребенка-инвалида Ц.Д. судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.
При этом действующее законодательство, учитывая физическую и умственную незрелость несовершеннолетнего ребенка, а в отношении ребенка-инвалида - также необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, исходит из того, что местом жительства ребенка является место жительства его семьи (законного представителя), и устанавливает обязанность родителей (иных законных представителей) проживать совместно с ребенком.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении N4-П от 22.01.2018г. "По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и А.М. Шакировой" пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном пунктом 4 части первой статьи 51 данного Кодекса, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования обязывает правоприменительные органы при принятии соответствующих решений обеспечивать баланс прав и законных интересов таких несовершеннолетних, их родителей и других проживающих совместно с ними в одном жилом помещении лиц, в том числе несовершеннолетних детей, а также граждан, включенных администрацией муниципального образования в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Это означает, что пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации во всяком случае не предполагает вынесения решения о предоставлении несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, жилого помещения без учета того, что он не может быть лишен возможности получать должные уход и воспитание, т.е. без учета необходимости постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, а, следовательно, проживания в предоставляемом ему жилом помещении по крайней мере еще одного взрослого члена семьи. Не может данное законоположение рассматриваться и как препятствующее предоставлению жилого помещения исходя из необходимости проживания несовершеннолетнего вместе с членами его семьи, если при оценке обстоятельств конкретного дела правоприменительный орган придет к выводу, что для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество определяющим (предпочтительным) будет именно их совместное проживание, однако при принятии такого решения должны приниматься во внимание как права других членов семьи на благоприятные условия проживания, так и наличие у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма может быть обеспечен только один ребенок-инвалид, не может быть признан правильным.
Следовательно, на ответчика должна быть возложена обязанность по внеочередному обеспечению жилым помещением не только ребенка-инвалида, но и хотя бы одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим ребенком.
Суд первой инстанции указанные положения закона при рассмотрении дела не учел, в связи с чем решение подлежит изменению.
В ходе рассмотрения настоящего дела в суде апелляционной инстанции установлено, что общее количество жилых помещений, составляющих муниципальный жилищный фонд Администрации г. Улан-Удэ составляет... По состоянию на... истец Цыбегмитова Т.Б, принятая на учет нуждающихся в жилом помещении по категории "малоимущие" с составом семьи из 4 человек, включая Цыбегмитова М.В, Ц.Д, Ц.С, имеет номер очереди... Ц.Д, являющийся ребенком-инвалидом, по состоянию на... состоит на учете граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов" в очереди... ; а по категории "граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание невозможно", предоставляемых по договорам социального найма в государственном жилищном фонде РБ по категории "инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов" с составом семьи 1 человек - в очереди...
В соответствии с ответом и.о. начальника Управления по работе с населением Администрации г. Улан-Удэ по состоянию на... на территории г. Улан-Удэ имеются... освободившихся жилых помещений - это комнаты в общежитиях коридорного типа либо комнаты и квартиры в неблагоустроенных или полублагоустроенных домах. При этом в... году гражданам было предоставлено... жилых помещений:... комнат в коммунальных квартирах в соответствии с ч. 1 ст. 59 ЖК РФ,... комнаты в доме коридорного типа с местами общего пользования на этаже (по решению суда),... комнаты в порядке очередности в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ.
При установленных обстоятельствах с учетом крайне ограниченных возможностей публичного образования по предоставлению жилых помещений соответствующей площади, количества очередников, превышающих... человек в каждой из категорий очередности, судебная коллегия приходит к выводу, что жилое помещение Ц.Д,... года рождения должно быть предоставлено с учетом одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом.
Кроме того, обсуждая доводы апелляционной жалобы истца Цыбегмитовой Т.Б. о наличии у ребенка-инвалида Ц.Д. права на дополнительную жилую площадь, судебная коллегия находит данный довод обоснованным.
Так, в соответствии с заключением ВКК от... Ц.Д. имеет, в том числе следующие заболевания... осложненное заболеванием.., включенные в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Приказом Минздрава России от 30.11.2012 N 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2012 N 26442).
В силу п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда изменить, возложив на Администрацию города Улан-Удэ обязанность по внеочередному предоставлению несовершеннолетнему Ц.Д,... года рождения, жилого помещения с учетом дополнительной жилой площади на состав семьи из 2 человек с учетом одного взрослого члена семьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 23 ноября 2017 года изменить, изложив абзац 2 резолютивной части в следующей редакции:
Обязать Администрацию города Улан-Удэ предоставить Ц.Д,... р, вне очереди жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей жилой площади с учетом положений части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом права Ц.Д. на дополнительную площадь, на состав семьи в количестве 2 человек с учетом одного взрослого члена семьи.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.