Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А.,
судейколлегии Мирзаевой И.И, Кушнаревой И.К,
при секретаре Архинчеевой Н.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Муйского района Республики Бурятия к Республиканскому агентству лесного хозяйства о возложении обязанности принять меры по очистке земель лесного фонда от отходов, по апелляционной жалобе представителя ответчика Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности Баглаева И.М. на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 22 декабря 2017 года, которым исковые требования прокурора удовлетворены, постановлено:
Обязать Республиканское агентство лесного хозяйства принять меры по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления путем ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в выделе 11 квартала 36 Северомуйского участкового лесничества Муйского участкового лесничества по следующим координатам: 56 градусов 11 минут 769 секунды северной широты, 113 градусов 31 минуты 860 секунды восточной долготы, площадью 3 га, то есть объемом 30 куб.м. в срок до 01.05.2018 г.
Заслушав доклад судьи Кушнаревой И.К, проверив материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к Республиканскому агентству лесного хозяйства (далее - РАЛХ), прокурор Муйского района РБ, с учетом уточнений, просил обязать ответчика принять меры по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления путем ликвидации несанкционированной свалки, расположенной в выделе 11 квартала 36 Северомуйского участкового лесничества Муйского лесничества по следующим координатам: 56 градусов 11 минут 769 секунды северной широты, 113 градусов 31 минуты 860 секунды восточной долготы, площадью 3 га, то есть объемом 30 куб.м. в срок до 1 апреля 2018 года.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Муйского района по обращению депутата Совета депутатов муниципального образования городское поселение "Северомуйское" Черниковой Т.В. проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды, по результатам которой 11 августа 2017 г. установлено, что в нарушение действующего законодательства на территории Муйского участкового лесничества, а именно в выделе 11 квартала 36 Северомуйского участкового лесничества имеется не отведенная для размещения отходов производства и потребления - несанкционированная свалка твердых бытовых отходов на площади 3 га.
12 августа 2017 г. лесничим отдела организации и обеспечения деятельности Муйского лесничества РАЛХ Колмаковой А.Н. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и проведении административного расследования. По результатам административного расследования факт наличия несанкционированной свалки подтвердился, лицо, виновное в совершении административного правонарушения не установлено, в связи с чем 12 сентября 2017 года лесничим производство по делу об административном правонарушении прекращено. Из ответа первого заместителя руководителя РАЛХ от 28 сентября 2017 года N П-78/0044/17 следует, что РАЛХ не намерено принимать какие-либо меры к ликвидации указанной несанкционированной свалки. Таким образом, РАЛХ каких-либо действенных мер по реальному устранению нарушений закона не принято, земли лесного фонда от отходов производства и потребления не очищены, несанкционированная свалка не ликвидирована. РАЛХ обязано принимать меры по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов на землях лесного фонда, в том числе меры по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления.
В судебном заседании представитель истца по доверенности помощник прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ Алсагаева Е.К. уточненные исковые требования поддержала, суду дала пояснения аналогичные содержанию иска.
Представитель ответчика РАЛХ по доверенности Баглаев И.М, исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, суду пояснил, что правоотношения, связанные с ликвидацией несанкционированной свалки, отходов производства и потребления, расположенных на территории РБ в границах земель лесного фонда, регулируются ФЗ "Об отходах производства и потребления", Законом РБ "Об отходах производства и потребления в РБ". В соответствии с положениями пп.7.2 п.2 ст.26.3 ФЗ от 06.201999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" вопросы по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Деятельность по обращению с отходами не является установленной Положением о РАЛХ, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 25 января 2007 года N 13, сферой деятельности РАЛХ, который не является получателем средств республиканского бюджета на эти цели.
Полагает, что очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия не предусмотрена как вид мероприятия, возложенного на ответчика, и в перечень санитарно-оздоровительных мероприятий, мер противопожарной безопасности не входит. Указал, что засорение лесного фонда твердыми бытовыми отходами является следствием ненадлежащей работы органа местного самоуправления МО ГП "Северомуйское", не обеспечившего на территории муниципального образования наличие площадок для сбора твердых бытовых отходов. Кроме этого, обращает внимание на то, что в силу ст. 9 ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов 1-5 классов опасности подлежит обязательному лицензированию, нарушение требований обязательного лицензирования влечет административную ответственность, а получение лицензии не соответствует целям и задачам ответчика, поэтому в связи неопределенностью типа отходов существует угроза жизни и здоровья для работников РАЛХ.
Представитель третьего лица МО ГП "Северомуйское" по доверенности Исакова И.В. поддержала иск прокурора, представила письменный отзыв, суду пояснила, что в силу действующего законодательства обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на землях лесного фонда возложена на уполномоченные исполнительные органы государственной власти в пределах их полномочий по охране лесов.
Районный суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель РАЛХ Баглаев И.М. просит решение суда отменить, так как считает его незаконным и необоснованным, производство по делу прекратить.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просил оставить решение районного суда без изменения, как постановленное при правильном применении норм права.
В суде апелляционной инстанции представители РАЛХ Баглаев И.М. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Прокурор Астраханцева Е.П. с доводами жалобы не согласилась, просила оставить решение районного суда без изменения, жалобу без удовлетворения.
Представитель Администрации МО СП "Северомуйское" в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы и обсудив их, судебная коллегия полагает, что решение суда в целом постановлено законно и обоснованно.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, прокуратурой Муйского района по обращению депутата Совета депутатов МО ГП "Северомуйское" Черниковой Т.В. проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды, по результатам которой установлено следующее.
В нарушение действующего законодательства на территории Муйского участкового лесничества располагается не отведенное для этих целей место размещения отходов производства и потребления - несанкционированная свалка.
11.08.2017 г. в выделе 11 квартала 36 Северомуйского участкового лесничества Муйского лесничества выявлена свалка твердых бытовых отходов на площади 3 га.
12.08.2017 г. лесничим отдела организации и обеспечения деятельности Муйского лесничества РАЛХ вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и проведении административного расследования, но результатам административного расследования факт наличия несанкционированной свалки подтвердился, лицо, виновное в совершении административного правонарушения не установлено, в связи с чем 12 сентября 2017 года лесничим производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Из ответа первого заместителя руководителя PAJIX от 28 сентября 2017 года N П- 78/0044/17 следует, что РАЛХ не намерено принимать какие-либо меры к ликвидации указанной несанкционированной свалки. Данный факт подтверждается актом по результатам рейдового осмотра, обследования территории лесного участка на территории Муйского района.
На момент рассмотрения дела свалка не ликвидирована, что сторонами не оспаривалось.
Разрешая заявленные требования и возлагая обязанности принятия мер по ликвидации несанкционированной свалки на ответчика, суд исходил из того, что очистка лесов от захламлений и загрязнений осуществляется в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса, обязанность по проведению которых на территории Республики Бурятия возложена на РАЛХ.
Судебная коллегия данный вывод суда считает правильным, поскольку он основан на установленных в ходе рассмотрения дела вышеуказанных фактических обстоятельствах и соответствует требованиям действующего законодательства.
Земельные участки, на которых располагаются свалки, как установлено судом и не оспаривалось сторонами, относятся к землям лесного фонда и соответственно в силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьями 209 и 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) именно собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
На собственников земельных участков подп. 4 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ.
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил требования прокурора, обязав РАЛХ принять меры по ликвидации названной несанкционированной свалки.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на землях лесного фонда должна быть возложена на орган местного самоуправления, несостоятельны. К вопросам местного значения в силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесена организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, но не ликвидация несанкционированных свалок. Учитывая, что территория, на которой организована несанкционированная свалка, находится на землях лесного фонда, собственником которого является Российская Федерация, то, как указывалось выше, именно на РАЛХ лежит обязанность по ликвидации несанкционированного захламления указанной выше территории. При этом, доказательств о том, что выявленная свалка образовалась вследствие действия третьих лиц материалы дела не содержат.
Не основаны на законе утверждения в жалобах о том, что уборка несанкционированных свалок не входит в перечень санитарно-оздоровительных мероприятий.
Согласно правилам санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 года N 607, следует, что к санитарно-оздоровительным мероприятиям относится не только вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, но и уборка захламленности, очистка лесов от захламления и загрязнения и иного негативного воздействия.
Ссылка в жалобе на то, что тип отходов составляющих состав несанкционированной свалки твердых бытовых отходов истом не определен, вследствие чего существует реальная угроза жизни и здоровью работников РАЛХ, занятых в ликвидации несанкционированной свалки является несостоятельной, так как решением суда на заявителя возложена обязанность не ликвидировать несанкционированную свалку собственными силами работников ответчика, а принять меры по очистке земель лесного фонда от отходов производства и потребления.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда, основаны на неправильном толковании закона и направлены на переоценку достаточно полно и всесторонне установленных судом значимых обстоятельств дела, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 22 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Баглаева И.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.