Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Булгытовой С.В., судей коллегии Тубденовой Ж.В., Назимовой П.С.,
при секретаре Петровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному иску ТСЖ "Лидер" к МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г.Улан-Удэ" об оспаривании предписания,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Алексеевой Е.В. на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 20 ноября 2017 года, которым административный иск удовлетворен. Признано незаконным и подлежащим отмене предписание N 1123-ПР от 23.08.2017 г, выданное Управлением муниципальной жилищной инспекции Администрации г.Улан-Удэ в отношении ТСЖ "Лидер".
Заслушав доклад судьи Тубденовой Ж.В, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с административным иском, председатель ТСЖ "Лидер" Сафонова Н.Н. просила отменить предписание N1123-ПР, выданное МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г.Улан-Удэ".
В обоснование требований указывала, что оспариваемым предписанием на ТСЖ "Лидер" возложена обязанность обеспечить размещение сведений об основаниях правления многоквартирным домом в сети Интернет на официальном сайте www.reformagkh.ru, а также обеспечить собственникам помещений в названном многоквартирном доме начисление платы за отопление по формуле 3 (1) приложения N2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ N354 от 06.05.2011 года. Между тем, МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г.Улан-Удэ" не учтено, что Республика Бурятия входит в перечень субъектов Российской Федерации, заключивших соглашение об опытной эксплуатации ГИС ЖКХ, ТСЖ "Лидер" в ГИС ЖКХ размещена информация о ТСЖ и многоквартирных домах, находящихся под управлением товарищества, в полном объеме. Собственниками помещений многоквартирного дома в апреле 2014 г. утвержден порядок оплаты за жилищно-коммунальные услуги, в соответствии с которым размер платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников начисляется по нормативам и тарифам, установленным в соответствии с Жилищным кодексом РФ, и оплачивается пропорционально в течение года. Названный Порядок оплаты являлся предметом оспаривания в судебном порядке, до настоящего времени не отменен, является действующим. Законом не предусмотрено требование о ежегодном утверждении порядка оплаты коммунальных услуг. Пропорциональная оплата коммунальных услуг в течение года не противоречит действующему законодательству. В целях исключения образования задолженности перед поставщиком, начисления процентов и штрафных санкций между ПАО "ТГК-14" и ТСЖ "Лидер" заключено дополнительное соглашение к договору ресурсоснабжения об оплате тепловой энергии равными долями в течение 12 месяцев.
В суде первой инстанции председатель ТСЖ "Лидер" Сафонова Н.Н. административный иск поддержала.
Судом дело рассмотрено в отсутствие представителя МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г.Улан-Удэ" и постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представителем административного ответчика Алексеевой Е.В. ставится вопрос об отмене решения суда и прекращении производства по делу. Заявитель жалобы ссылается на нарушение судом правил подведомственности при разрешении дела. Указывает, что товарищество собственников жилья ведет хозяйственную деятельность, направленную на обеспечение владения собственниками помещений общим имуществом многоквартирного дома, что является экономической деятельностью хозяйствующего субъекта. Экономический спор между ТСЖ и юридическим лицом относится к подведомственности арбитражного суда. Из сведений, содержащихся на сайте www.reformagkh.ru, следует, что ТСЖ "Лидер" не исполнена обязанность по размещению необходимой информации об управляемых многоквартирных домах. В ходе документарной проверки установлен факт неправомерного начисления собственникам помещений ТСЖ "Лидер платы за отопление исходя из норматива потребления, вместо начисления платы по общедомовому прибору учета тепловой энергии в соответствии с п.42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354, по формуле 3 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
На заседании судебной коллегии представитель административного ответчика Цыдыпова Д.С. пояснила, что решением начальника МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г.Улан-Удэ" от 21.02.2018 г. пункт 1 оспариваемого предписания отменен, поэтому поддерживает доводы апелляционной жалобы, обосновывающие законность пункта 2 предписания N1123-ПР от 23.08.2017 года.
Представитель административного истца Сафонова Н.Н. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, по результатам внеплановой документарной проверки органом муниципального контроля МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции" ТСЖ "Лидер" выдано предписание N 1123-ПР от 23.08.2017 г. об устранении в срок до 22.09.2017 г. нарушений требований Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354, Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N416.
Согласно пункту 1 предписания ТСЖ "Лидер" обязано обеспечить размещение сведений об основаниях управления многоквартирным домом с наименованием документа, на основании которого осуществляется управление, на официальном сайте www.reformagkh.ru.
Пунктом 2 предписания на ТСЖ "Лидер" возложена обязанность обеспечить собственникам помещений в многоквартирном доме начисление платы за отопление по формуле 3(1) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Разрешая административный иск, суд первой инстанции, проанализировав положения Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354, пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание МКУ "Управления муниципальной жилищной инспекции Администрации г.Улан-Удэ" является незаконным.
При этом суд исходил из тех обстоятельств, что начисление платы за отопление производится ТСЖ "Лидер" в соответствии с действующим законодательством на основании решений общего собрания ТСЖ "Лидер", а требование предписания о размещении сведений об основаниях управления многоквартирным домом на официальном сайте "Реформа ЖКХ" /www.reformagkh.ru/ противоречит действующему законодательству.
В суд апелляционной инстанции представителем административного ответчика представлено решение МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г.Улан-Удэ" от 21.02.2018 г, согласно которому ввиду отсутствия законных оснований в оспариваемое предписание N 1123-ПР от 23.08.2017 г. внесены изменения, пункт 1 предписания исключен в полном объеме.
В обоснование п.2 предписания органом муниципального контроля указано на то обстоятельство, что ТСЖ "Лидер" в нарушение ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ, п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, неправомерно производит начисление платы за отопление в многоквартирном доме, оснащенном общедомовым прибором учета тепловой энергии в 2011 г, исходя из норматива потребления тепловой энергии.
В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу п.42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Пункт 3(1) приложения N2 к Правилам содержит формулу 3(1), позволяющую определять размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года.
Формула учитывает общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме, среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также установленный тариф на тепловую энергию.
В соответствии с пунктом 3 /2/ приложения N2 к Правилам размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2).
В соответствии с ч.5 ст.155 Жилищного кодекса РФ члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Установлено, что решением общего собрания членов ТСЖ "Лидер" и собственников помещений многоквартирных домов от 25.04.2014 г. утвержден Порядок оплаты взносов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества дома, целевых и иных взносов, а также коммунальных услуг, в соответствии с п.10 раздела 4 которого размер платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников начисляется по нормативам и тарифам, установленным в соответствии с ЖК РФ /п.2 ст.157 ЖК РФ/ и оплачивается пропорционально в течение года. Корректировка оплаты за предоставленные коммунальные ресурсы производится один раз в год. В соответствии с п.5 раздела 4 Порядка в случае, если по показаниям общего прибора учета оплата потребление коммунального ресурса на отопление окажется ниже начисленного по нормативам, корректировка платы за отопление производится в сторону уменьшения оплаты собственниками. Если потребление окажется выше начисленного по нормативам, производится корректировка в сторону увеличения оплаты.
Согласно протоколу собрания за указанный порядок оплаты проголосовали 72,06% от общего числа всех собственников, против - 1,54%, воздержались - 1,1 % от общего числа всех собственников.
Из пояснений председателя ТСЖ "Лидер" следует, что собственниками помещений фактически плата за коммунальную услугу по отоплению осуществляется по показаниям общедомового прибора учета, поскольку в конце года каждому собственнику производится корректировка, исходя из уплаченной суммы в ПАО "ТГК-14", показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, площади помещения, принадлежащего собственнику. Согласно решению собрания от 15.05.2017 года собственниками принято решение о направлении денежной суммы, полученной в результате корректировки оплаты за отопление, на капитальный ремонт крыши дома. При этом собственникам предлагался вариант перечисления денежных средств на их лицевые счета. Данные факты представителем административного ответчика не оспаривались.
Тем самым, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что собственниками помещений принято решение об определенном порядке оплаты отопления, при этом размер платы за отопление собственникам определяется исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом. Данный порядок не нарушает принцип оплаты собственниками услуги отопления, предусмотренный вышеуказанными нормативными актами - в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Порядок оплаты взносов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества дома, целевых и иных взносов, а также коммунальных услуг утвержден решением общего собрания членов ТСЖ "Лидер" и собственников помещений многоквартирных домов от 25.04.2014 года.
Из материалов дела не усматривается, что решение общего собрания от 25.04.2014 г. установленном законом порядке признано недействительным либо недействующим. Не оспорено заинтересованными лицами и решение общего собрания от 15.05.2017 года. Довод административного ответчика о ничтожности решения общего собрания от 25.04.2014 г. не может являться основанием для отмены решения суда. Из оспариваемого предписания не следует, что ничтожность решения собрания от 25.04.2014 г. являлась основанием для выдачи оспариваемого предписания N1123-ПР от 23.08.2017 года. Указанный довод не был заявлен и в суде первой инстанции, соответственно не был предметом рассмотрения по настоящему административному делу.
В соответствии со ст.17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, установив, что оспаривание товариществом сособственников жилья предписания МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г.Улан-Удэ" об устранении нарушений требований жилищного законодательства не связано с предпринимательской или иной экономической деятельностью, пришел к правильному выводу о подведомственности настоящего спора суду общей юрисдикции. Деятельность товарищества собственников жилья по начислению оплаты за коммунальные услуги лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в многоквартирных домах, не связана с извлечением прибыли от такой деятельности и не относится к предпринимательской либо иной экономической деятельности.
Учитывая указанные обстоятельства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 20 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.