Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РБ в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В.
судей Тубденовой Ж.В, Захарова Е.И.
при секретаре Баторовой Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Левина И.Д. к Военному комиссариату РБ и председателю военно-врачебной комиссии Военного комиссариата РБ Цыдыповой З.Д. об оспаривании отказа в вынесении заключения о категории годности к военной службе
по апелляционной жалобе административного истца на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 29 ноября 2017 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В, объяснения представителей административного истца Путинцева Р.А. и Михайлова П.И, представителя Военного комиссариата РБ Степаненко О.А, председателя военно-врачебной комиссии Военного комиссариата РБ Цыдыповой З.Д, ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
1. Левин И.Д. просил суд признать незаконным отказ военно-врачебной комиссии Военного комиссариата РБ (далее - ВВК) вынести заключение о категории годности к военной службе и обязать ВВК вынести такое заключение.
Требования мотивированы тем, что в августе 2017 года Левин обратился в военкомат Железнодорожного района г. Улан-Удэ за направлением на медицинское освидетельствование с целью определения категории годности к военной службе. Левин прошел необходимое освидетельствование и признан годным к военной службе. По результатам освидетельствования Левину должно быть выдано заключение о категории годности к военной службе, однако председатель ВВК Цыдыпова З.Д. отказалась подписать заключение.
Истец считает, что отказ не основан на законе.
Военный комиссариат РБ и председатель ВВК Цыдыпова возражали против удовлетворения заявления.
Районный суд отказал в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Левин просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В заседании суда апелляционной инстанции представители административного истца поддержали доводы жалобы, представитель Военного комиссариата РБ и председатель ВВК возражали против удовлетворения жалобы.
2. Рассмотрев дело, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Из материалов дела видно следующее.
Решением призывной комиссии Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 02 мая 2012 года Левин (до 2015 года носил фамилию Харитонов) признан ограниченно годным к военной службе (категория " "... ""). В 2014 году Левин получил военный билет. Основанием к признанию Левина ограниченно годным послужило наличие у него болезней эндокринной системы.
В 2017 году Левин с целью поступить на службу в органы военной прокуратуры обратился в военный комиссариат Железнодорожного и Советского районов г. Улан-Удэ за направлением для медицинского освидетельствования.
На основании направления Левин представил в ВВК протокол консультации врача-эндокринолога Городской поликлиники N 6.
Этот протокол не принят во внимание, Левину выдано направление на повторную консультацию к врачу-эндокринологу, с последующим представлением протокола осмотра или справки, содержащей достоверные сведения об отсутствии такого заболевания как "... ".
Левин представил новую справку врача-терапевта Городской поликлиники N 6 о том, что не состоит на диспансерном учете.
Также Левин представил карту медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе, и карту медицинского освидетельствования гражданина, поступающего на военную службу по контракту, которые заполнены врачами МСЧ.
Письмом от 24 августа 2017 года председатель ВВК сообщила Левину, что вынести заключение о категории годности Левина к военной службе в настоящее время не представляется возможным, поскольку представленные карты медицинского освидетельствования заполнены врачами-специалистами, не являющимися членами военно-врачебной комиссии.
Районный суд принял правильное решение об отказе в административном иске, поскольку действия председателя ВВК основаны на законе и не нарушают права Левина.
Из пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе" следует, что проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья осуществляются военными комиссариатами.
Согласно пункту 1 статьи 5.1 данного Федерального закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 статьи 20, или пунктом 1 статьи 20.1, или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 данной статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" граждане, подлежащие призыву на военную службу или направляемые на альтернативную гражданскую службу, и граждане, поступающие на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона, и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы или приравненной к ней службы и показаниях для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 61 данного Федерального закона военно-врачебная экспертиза проводится в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью).
Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе (далее - Положение).
Из пункта 1 Положения следует, что военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время для решения ряда вопросов, в том числе в целях определения годности к военной службе.
Согласно пункту 2 Положения для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии). В отдельных случаях военно-врачебные комиссии (врачебно-летные комиссии) могут создаваться в медицинских организациях (не входящих в состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, органов и учреждений) государственной и муниципальной систем здравоохранения, в которых проводятся медицинское обследование и лечение военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), а также членов их семей.
Раздел VIII Положения регулирует порядок обследования и освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (пункты 84-90).
Пункт 84 Положения предусматривает, что граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми.
Согласно пункту 85 Положения организация освидетельствования граждан, ограниченно годные к военной службе, возлагается на военные комиссариаты субъектов Российской Федерации и отделы военных комиссариатов.
Согласно пункту 87 Положения граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, для уточнения диагноза заболевания могут быть направлены отделами военных комиссариатов (военно-врачебными комиссиями федеральных органов исполнительной власти) в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях.
Согласно пункту 89 Положения освидетельствование граждан, ограниченно годных к военной службе, проводят врачи-специалисты, включенные в состав военно-врачебной комиссии: врач-хирург, врач-терапевт, врач-невролог, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-стоматолог и при необходимости - врачи других специальностей.
Согласно пункту 90 Положения заключение о годности к военной службе граждан, ограниченно годных к военной службе, выносится по категориям, предусмотренным пунктом 18 данного Положения.
Из перечисленных норм следует, что заключение о годности к военной службе граждан, ограниченно годных к военной службе, выносится по результатам освидетельствования, проведенного врачами военно-врачебной комиссий военных комиссариатов и их отделов.
В соответствии с приказом военного комиссара РБ N 228 от 15 декабря 2016 года в состав постоянно действующей военно-врачебной комиссии военного комиссариата Железнодорожного и Советского районов включены врачи-специалисты Городской поликлиники N 6.
Левин не прошел освидетельствование врачами-специалистами, входящими в состав указанной военно-врачебной комиссии, поэтому оснований для вынесения заключения о годности Левина к военной службе не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе в административном иске постановлено правильно. Выводы суда мотивированы ссылками на нормы материального права и доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства, нарушений норм процессуального права не допущено.
3. Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения.
Довод о том, что ответчики не доказали, что направляли Левина к специалистам, включенным в состав военно-врачебной комиссии, подлежит отклонению, поскольку указанное обстоятельство не является юридически значимым для данного дела. Если Левину не выдается направление на освидетельствование, он вправе оспорить указанные действия путем подачи самостоятельного иска.
В жалобе содержится довод, суть которого сводится к тому, что направление Левина в Городскую поликлинику N 6 является незаконным и необоснованным, поскольку врачи поликлиники не могут проводить медицинское освидетельствование.
Однако приказ Военного комиссара РБ, которым врачи указанной поликлиники включены в состав постоянно действующей военно-врачебной комиссии военного комиссариата Железнодорожного и Советского районов, не признан недействующим в установленном законом порядке, поэтому этот довод не может быть принят во внимание.
Ссылка на то, что военный комиссариат не разъяснил, где Левин должен пройти медицинское освидетельствование, а лишь устно сообщил о возможности пройти освидетельствование в государственном или муниципальном учреждении здравоохранения, также является несостоятельной.
Направление гражданина в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения на обследование предусмотрено пунктом 87 Положения в целях уточнения диагноза, а не для освидетельствования.
Пункт 89 Положения прямо устанавливает, что освидетельствование граждан, ограниченно годных к военной службе, проводят врачи-специалисты, включенные в состав военно-врачебной комиссии, поэтому выдача заключения о годности к военной службе без такого освидетельствования невозможна.
Сведений о том, что врачи МСЧ включены в состав военно-врачебной комиссии Военного комиссариата РБ или его отделов, не имеется, поэтому карты медицинского освидетельствования, составленные данным учреждением, не могут считаться надлежащими медицинскими документами, на основании которых выдается заключение о годности к военной службе граждан, ограниченно годных к военной службе.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 29 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Левина И.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.