Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе
председательствующего - Лиджеевой Л.Л,
судей - Панасенко Г.В. и Говорова С.И,
при секретаре - Кикеевой Э.М,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Урубжуровой Н.О, Джимбеевой В.Б, Куряевой Б.Б. к администрации Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании недействительным отказа в предоставлении в общую долевую собственность земельных участков по апелляционной жалобе административных истцов Урубжуровой Н.О, Джимбеевой В.Б, Куряевой Б.Б. на решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 28 ноября 2017 года.
Заслушав доклад судьи Говорова С.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, объяснения административных истцов Урубжуровой Н.О, Джимбеевой В.Б, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Урубжурова Н.О, Джимбеева В.Б, Куряева Б.Б. обратились в суд с административным исковым заявлением, указав следующее. Истцы включены в список граждан, имеющих право на получение земельных долей в * сельском муниципальном образовании * района Республики Калмыкия. Решением внутрихозяйственной комиссии * СМО (протокол N * от * августа 2017 года) им выделен на территории * СМО в общую долевую собственность земельный участок общей площадью * га в * км. по направлению на восток от п. * Кетченеровского района Республики Калмыкия. Соответствующий пакет документов (заявления, копии паспортов, трудовых книжек, решений суда, протокол заседания внутрихозяйственной комиссии N * от * августа 2017 года с приложенной картой-схемой земельных участков и списком) направлен ими в администрацию Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия, однако администрацией отказано в предоставлении земельного участка в общую долевую собственность на основании того, что нормы закона, устанавливающие перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли и порядок определения размера земельной доли, утратили силу. Просили признать отказ недействительным, обязать администрацию Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия предоставить им в общую долевую собственность земельный участок на территории * СМО.
В судебное заседание административные истцы Урубжурова Н.О. Джимбеева В.Б, Куряева Б.Б. не явились, в заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, поддержав административные исковые требования в полном объеме.
Представители администрации Кетченеровского РМО Республики Калмыкия и внутрихозяйственной комиссии * СМО, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного искового заявления, в судебное заседание не явились.
Представитель Кетченеровского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия М. возражал против удовлетворения иска, пояснив, что решением внутрихозяйственной комиссии * СМО от * августа 2017 года истцам выделен земельный участок, между тем, норма закона, регулирующая предоставление земельных участков, утратила силу с 1 марта 2015 года, вследствие чего решение внутрихозяйственной комиссии не имеет юридической силы.
Решением Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 28 ноября 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Урубжуровой Н.О, Джимбеевой В.Б, Куряевой Б.Б. к администрации Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании недействительным отказа в предоставлении в общую долевую собственность земельных участков отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы Урубжурова Н.О. Джимбеева В.Б, Куряева Б.Б, ссылаясь на правоприменительную практику судов Республики Калмыкия по аналогичной категории административных дел, просят об отмене решения суда и вынесении нового решения с удовлетворением заявленных исковых требований. Указывают, что они (Урубжурова Н.О. - за себя и своего супруга, Джимбеева В.Б. - за себя и своего супруга, Куряева Б.Б. - за себя) были включены в список граждан, имеющих право на получение земельных долей в * СМО Кетченеровского района Республики Калмыкия по состоянию на 1 января 2003 года; решением внутрихозяйственной комиссии * СМО (протокол N * от * августа 2017 года) им выделен на территории * СМО в общую долевую собственность земельный участок общей площадью * га в * км. по направлению на восток от п. Чкаловский Кетченеровского района Республики Калмыкия; ранее указанные земли находились в аренде у ИП, главы КФХ Д. по договору аренды от * марта 2010 года N *, в связи с чем отсутствовала возможность оформления долей; договор аренды расторгнут по решению Арбитражного суда Республики Калмыкия от * апреля 2016 года (дело N *); ранее постановлениями главы администрации Кетченеровского РМО Республики Калмыкия от 20 марта 2008 года N *, от 23 марта 2007 года N *, от 23 марта 2007 года N *, от 23 марта 2007 года N *, спорные земли передавались в общую долевую собственность, однако в последующем указанные правовые акты отменены постановлением главы администрации Кетченеровского РМО Республики Калмыкия от 21 апреля 2011 года N *.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Кетченеровского межмуниципального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия М. просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Заслушав административных истцов Джимбееву В.Б, Урубжурову Н.О, допросив свидетеля Амунову Т.Б, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, судебная коллегия, учитывая требования ч. 1 ст. 308 КАС РФ, в соответствии с которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления, полагает, что имеются основания для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении административных дел рассматриваемой категории суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции установил, что административные истцы по состоянию на 1 января 2003 года входят в список граждан, имеющих право на получение земельной доли в * СМО Кетченеровского района Республики Калмыкия, как работники хозяйства по трудовому стажу и как наследники по закону на основании решения Кетченеровского районного суда Республики Калмыкия от 7 марта 2006 года (исковое заявление Джимбеевой В.Б. удовлетворено, на внутрихозяйственную комиссию * СМО Кетченеровского района Республики Калмыкия возложена обязанность включить Джимбееву В.Б. в список лиц, имеющих право на бесплатное получение земельных долей в * СМО Кетченеровского района Республики Калмыкия вместо супруга - Д, умершего *** года) и решения Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 12 сентября 2013 года (исковое заявление Урубжуровой Н.О. удовлетворено, на внутрихозяйственную комиссию * СМО Кетченеровского района Республики Калмыкия возложена обязанность включить Урубжурову Н.О. в список лиц, имеющих право на бесплатное получение земельных долей в * СМО Кетченеровского района Республики Калмыкия вместо супруга - У, умершего *** года). Решением внутрихозяйственной комиссии * СМО (протокол N * от * августа 2017 года) административным истцам выделен на территории * СМО в общую долевую собственность (5 долей) земельный участок общей площадью * га в * км. по направлению на восток от п. * Кетченеровского района Республики Калмыкия. Письмом главы администрации Кетченеровского РМО Республики Калмыкия О. N * от * сентября 2017 года административным истцам отказано в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка, поскольку нормы закона, предусматривающие формирование перечня граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли, утратили силу.
Приходя к выводу о законности отказа администрации Кетченеровского РМО Республики Калмыкия в предоставлении земельного участка административным истцам, суд первой инстанции сослался на положения ст. 10, 11 Земельного кодекса РФ, ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", п. 3 ст. 5 Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 года N 177-IV-3 "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия", Закон Республики Калмыкия от 22 декабря 2015 года N 165-V-3 "О внесении изменений в закон Республики Калмыкия "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия", указав, что решение внутрихозяйственной комиссии * СМО о выделении истцам земельного участка от * августа 2017 года принято после отмены закона, устанавливающего порядок определения земельной доли и перечень граждан, имеющих право на ее получение.
С таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он не основан на нормах материального закона и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Пунктом 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно абз. 4 п. 4 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 г.) перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Республики Калмыкия от 9 апреля 2010 года N 177-IV-З "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" по рекомендации внутрихозяйственной комиссии Правительство Республики Калмыкия или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, имеют право предоставить земельную долю работнику, не включенному в список, но проработавшему при этом в указанном сельскохозяйственном предприятии (организации) не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 года N 286-II-З "О земле" и зарегистрированному по месту постоянного проживания на территории соответствующего сельского муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 года.
При отсутствии списков лиц, имевших право на получение земельной доли, утвержденных высшими органами управления сельскохозяйственных предприятий (организаций), право на получение земельной доли имеют работники сельскохозяйственных предприятий (организаций), в том числе и уволенные по сокращению численности или штата после 1992 года, проработавшие в указанных сельскохозяйственных предприятиях (организациях) не менее 5 лет на момент вступления в силу Закона Республики Калмыкия от 28 февраля 2003 года N286-II-З "О земле" и зарегистрированные по месту постоянного проживания на территории соответствующего городского (сельского) муниципального образования по состоянию на 1 января 2003 года.
ЗакономРеспублики Калмыкия от 22 декабря 2015 годаN 165-V-3 "О внесении изменений в закон Республики Калмыкия"О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия" пункт 3 статьи 5 названного Закона Республики Калмыкия, предусматривавший право граждан на получение земельной доли, утратил силу с 7 января 2016 года.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 июля 2003 г. N 178 утвержден Порядок оформления прав граждан на земельные доли, согласно п. 6 и 12 которого внутрихозяйственная комиссия организует проведение инвентаризации сельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую долевую собственность, составляет (уточняет) списки граждан, имеющих право на получение земельных долей, определяет размеры земельных долей, рассматривает обращения граждан по вопросам оформления прав на земельные доли, направляет в районную комиссию необходимый пакет документов для дальнейшего рассмотрения.
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что администрация районного муниципального образования после получения от районной комиссии пакета документов в двухнедельный срок принимает решение о передаче гражданам земли в общую долевую собственность; в месячный срок подготавливает выписки из указанного решения для предоставления их гражданам - участникам общей долевой собственности.
Указанный Порядок признан утратившим силу на основании постановления Правительства Республики Калмыкия от 24 февраля 2016 года N 52 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Калмыкия".
Как следует из материалов, представленных администрацией Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия по запросу суда апелляционной инстанции, землеустроительного дела по предоставлению земель сельскохозяйственного назначения в границах * СМО в общую долевую собственность, сформированного на основании заказа уполномоченного представителя собственников земельных долей - А, представленного административными истцами в заседании судебной коллегии, на основании протокола N * собрания жителей п. * Кетченеровского района Республики Калмыкия от * августа 2005 года утвержден состав внутрихозяйственной комиссии * СМО, председателем которой утверждена А.
Из содержащегося в материалах дела протокола N * (без даты) собрания претендентов на земельные доли следует, что по результатам голосования * претендентов под председательством А. приняты решения: 1) обратиться в администрацию РМО с ходатайством о выделении сельхозугодий в общую долевую собственность для оформления своих прав на земельные доли; 2) утвердить состав комиссии под председательством А. по оформлению прав граждан на земельные доли по п. *. Согласно протоколу N * (без даты) указанного выше собрания претендентов по результатам голосования утверждены материалы инвентаризации земли, утвержден список граждан, имеющих право на земельные доли в количестве * человек; утвержден расчет размера земельных долей, исходя из расчета на одну долю - * га; утверждена кандидатура А. для представления интересов претендентов в кадастровой палате при постановке земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, на кадастровый учет.
Допрошенная в судебном заседании по ходатайству административных истцов Джимбеевой В.Б, Урубжуровой Н.О. в качестве свидетеля А. подтвердила изложенные выше обстоятельства формирования внутрихозяйственной комиссии для оформления прав граждан на землю в общую долевую собственность, указав, что первоначально из списка претендентов был сформирован список, который неоднократно дополнялся, окончательно число лиц, входящих в утвержденный внутрихозяйственной комиссией список лиц, имеющих право на бесплатное получение земельной доли, составило *. В рамках деятельности комиссии ею в декабре 2006 года были организованы работы по подготовке землеустроительного дела. По результатам проведенных внутрихозяйственной комиссией работ материалы с уточненными списками лиц направлены в администрацию Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия для решения вопроса о предоставлении земельных участков в общую долевую собственность, на основании которых главой администрации Кетченеровского РМО Республики Калмыкия в 2007 и 2008 г.г. вынесены постановления о предоставлении земельных участков из фонда перераспределения земель Кетченеровского района в общую долевую собственность граждан. По неизвестным ей причинам в указанный список не включены Куряева Б.Б, а также Джимбеева В.Б. (в счет доли за умершего супруга Д.), Урубжурова Н.О. (в счет доли за умершего супруга У.).
Согласно постановлениям главы администрации Кетченеровского РМО Республики Калмыкия от 23 марта 2007 года N * (в отношении * лиц), от 23 марта 2007 года N * (в отношении * лиц), от 23 марта 2007 года N * (в отношении * лиц), от 20 марта 2008 года N * (в отношении * лиц) на основании предоставленных внутрихозяйственной комиссией пакетов документов по оформлению прав граждан на земельные доли в праве общей долевой собственности (приложены проект границ земельного участка, заявления граждан) предоставлены земельные участки категории земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в фонде перераспределения земель Кетченеровского района, согласно прилагаемому проекту границ, в общую долевую собственность граждан для сельскохозяйственного производства в соответствии со списками; Урубжурова Н.О. и Джимбеева В.Б. включены в основной список граждан, имеющих право на получение земельной доли в п. * Кетченеровского района Республики Калмыкия под NN *, *, размер земельной доли каждой составил по * га (приложение к постановлению главы администрации Кетченеровского РМО Республики Калмыкия от 23 марта 2007 года N *).
Таким образом, судебной коллегией установлено, что в результате деятельности внутрихозяйственной комиссии * СМО Кетченеровского района РК сформированы списки граждан (общим числом - * человек), имеющих право на земельные доли в праве общей долевой собственности, в число которых вошли Урубжурова Н.О. и Джимбеева В.Б. с причитающейся каждой из них долей в размере * га.
С учетом изложенного, факт последующей отмены постановлением главы администрации Кетченеровского РМО Республики Калмыкия от 21 апреля 2011 года N * вышеуказанного постановления главы администрации Кетченеровского РМО Республики Калмыкия от 23 марта 2007 года N * не имеет правового значения для вывода о наличии у Урубжуровой Н.О. и Джимбеевой В.Б. оспариваемого права, поскольку указанным правовым актом не разрешался вопрос об отнесении административных истцов к категории граждан, имеющих право на получение земельной доли.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что на момент включения административных истцов Урубжуровой Н.О. и Джимбеевой В.Б. в список лиц, имеющих право на получение земельной доли, и вынесения постановлений главы администрации Кетченеровского РМО Республики Калмыкия о предоставлении земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в фонде перераспределения земель Кетченеровского района в общую долевую собственность граждан для сельскохозяйственного производства согласно списку с указанием размера земельной доли, действовали нормы закона, определяющие категории граждан, имеющих право на получение земельной доли и порядок определения размера земельной доли, отказ ответчика в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка Урубжуровой Н.О. и Джимбеевой В.Б. в части причитающихся им за себя земельных долей является незаконным.
В рассматриваемой спорной ситуации вопрос о предоставлении Урубжуровой Н.О. и Джимбеевой В.Б. земельного участка, по мнению судебной коллегии, подлежит разрешению в соответствии с ранее действовавшим порядком при отсутствии иного, установленного законом. Обратное повлечет неопределенность в части реализации указанными административными истцами возникшего у них права на получение в собственность бесплатно земельной доли, при которой оно лишается всякого смысла, что является недопустимым.
Вместе с тем, каких-либо данных, подтверждающих факт включения в указанные выше сформированные внутрихозяйственной комиссией Чкаловского СМО в установленном порядке списки Куряевой Б.Б, а также Урубжуровой Н.О. и Джимбеевой В.О. (в счет унаследованных ими долей за умерших супругов Д. и У.) исследованные материалы дела не содержат, сторонами соответствующих доказательств не представлено. В этой связи правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований в части признания незаконным отказа администрации Кетченеровского РМО Республики Калмыкия в предоставлении Куряевой Б.Б, а также Урубжуровой Н.О. и Джимбеевой В.О. (в части унаследованных ими долей за умерших супругов Д. и У. соответственно) в общую долевую собственность земельного участка не имеется.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
С учетом вышеизложенного, надлежащим способом восстановления нарушенных прав административных истцов является возложение обязанности на административного ответчика рассмотреть по существу заявления административных истцов Урубжуровой Н.О. и Джимбеевой В.Б. о предоставлении им каждой за себя в общую долевую собственность земельного участка.
В соответствии с ч. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Поскольку юридически значимые обстоятельства для разрешения спора по существу установлены, судебная коллегия полагает возможным решение суда в части отказа в удовлетворении требований административных истцов Урубжуровой Н.О, Джимбеевой В.Б. о признании недействительным отказа администрации Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка отменить, приняв в этой части новое решение.
Руководствуясь ст. 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 28 ноября 2017 года в части отказа в удовлетворении административных исковых требований административных истцов Урубжуровой Н.О, Джимбеевой В.Б. к администрации Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании недействительным отказа в предоставлении в общую долевую собственность земельного участка отменить, вынести в данной части новое решение.
Административные исковые требования Урубжуровой Н.О, Джимбеевой В.Б. к администрации Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании недействительным отказа в предоставлении в общую долевую собственность земельных участков удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ администрации Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия в предоставлении Урубжуровой Н.О, Джимбеевой В.Б. каждой за себя земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на праве общей долевой собственности.
Обязать администрацию Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия рассмотреть по существу заявления Урубжуровой Н.О, Джимбеевой В.Б. о предоставлении каждой за себя земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на праве общей долевой собственности.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Урубжуровой Н.О. и Джимбеевой В.Б. отказать.
В остальной части решение Сарпинского районного суда Республики Калмыкия от 28 ноября 2017 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу административных истцов Урубжуровой Н.О, Джимбеевой В.Б. удовлетворить частично, в удовлетворении апелляционной жалобы Куряевой Б.Б. отказать.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи Г.В. Панасенко
С.И. Говоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.