Судья Верховного Суда РСО-Алания Алборов У.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО "Рус-Телетот" на постановление судьи Советского районного Суда РСО-Алания от 21 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.14.1.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Рус-Телетот", расположенного по адресу: ...
установил:
Постановлением судьи Советского городского суда г.Владикавказа РСО-Алания от 21 декабря 2017 года ООО "Рус-Телетот" признано виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере... тысяч рублей.
С указанным постановлением ООО "Рус-Телетот" не согласилось, в поданной в Верховный Суд РСО-Алания жалобе просит его отменить, считая неправильным.
В судебном заседании представитель ООО "Рус-Телетот" Хадзарагов Х.Т. указывал на то, что обществом принимаются меры по соблюдению предусмотренных законодательством требований при работе с наличными денежными средствами, в обоснование чего были представлены документы об организации учетной политики общества: приходные и расходные ордера; акт о возврате денежных сумм клиентам по неиспользованным кассовым чекам; сведения о расчетах (фискальные данные), сформированные контрольно-кассовой техникой (на бумажном носителе); контрольные ленты контрольно-кассовой техники на бумажном носителе и распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе; журналы регистрации приходных и расходных кассовых документов; кассовые книги; распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег; иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета. В данном случае обществом - организатором азартных игр используется модель аппаратно-программным комплексом "Рус-Телетот", позволяющие регистрировать в фискальной памяти раздельную сумму денежных средств по итогам рабочего дня (смены) по продажам (приему денежных средств) и по покупкам (выплате выигрыша). При этом в случае выдачи денежных средств (выплаты выигрыша) операция "Возврат" не производится. Просил постановление судьи Советского районного Суда РСО-Алания от 21 декабря 2017 года отменить, жалобу ООО "Рус-Телетот" - удовлетворить.
В судебном заседании представитель МИФНС России по г.Владикавказу РСО-Алания Гудиева И.С. просила жалобу ООО "Рус-Телетот" оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, выслушав мнения сторон, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Как следует из материалов дела, 27 ноября 2017 года главным государственным налоговым инспектором отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС России по г.Владикавказ РСО-Алания составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ (осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией), в отношении юридического лица - ООО "Рус-Телетот".
Основанием для привлечения ООО "Рус-Телетот" к административной ответственности по указанной норме послужило выявленное в результате проведенной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России по г.Владикавказ РСО-Алания проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью, которой установлено, что в обособленном подразделении ООО "Рус-Телетот", расположенном по адресу:.., имели место нарушения, выразившиеся в осуществлении выплат выигрышей участникам азартных игр за счет наличных денег, поступивших при приеме ставок; несоблюдение порядка хранения и расходования свободных денежных средств.
Признавая ООО "Рус-Телетот" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.3 КоАП РФ, судья пришел к выводу о том, что оно осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Однако с такими выводами судья районного суда согласиться нельзя в связи со следующим.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 224-ФЗ от 29.12.2006 г.) букмекерские конторы, тотализаторы, их пункты приема ставок (за исключением открываемых в игорных зонах) могут быть открыты исключительно на основании лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации.
При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, то есть совокупность установленных Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий.
Таким образом, осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а равно осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией, образуют объективную сторону правонарушения, ответственность за которую предусмотрена ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ.
Лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах установлены в п. 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1130.
Одним из таких требований, указанном в подпункте "з" п. 4 названного Положения, является соблюдение лицензиатом требований, установленных частью 5 статьи 6 и частью 2 статьи 8 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 5 ст. 6 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" организатор азартных игр обязан соблюдать установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр.
Как следует из пункта 3 Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2007 N 441, организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Центральным банком Российской Федерации.
Центральным банком Российской Федерации утверждены Указания от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", направленные на соблюдение кассовой дисциплины и правильного учета денежных средств в кассе, а также устанавливающие правила ведения кассовых операций с денежными средствами (своевременное и правильное оформление кассовых документов (приходника и расходника), отсутствие превышений кассового лимита и ограничений по расчетам наличными).
При этом обязательность, а также порядок и условия применения контрольно-кассовой техники названными выше Правилами и Указаниями не урегулирован.
Таким образом, применение контрольно-кассовой техники не отнесено к лицензионным требованиям и условиям, соблюдение которых обязательно для получения и дальнейшего владения лицензией на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр.
Правовое регулирование применения контрольно-кассовой техники закреплено в Федеральном законе от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Согласно ст. ст. 2, 5 Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
В силу разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, данных в Определении от 09 июня 2005 года N 222-О, применение контрольно-кассовой техники в предпринимательской деятельности служит ведению учета поступления и выдачи наличных денежных средств при совершении сделок, что отражается на определении налоговой базы и размере налогов, подлежащих уплате. Такая мера призвана осуществить должный контроль со стороны налоговых органов за движением наличных денежных средств и формированием налоговой базы.
Согласно внесенным в Федеральный закон от 29.12.2006 года N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" Федеральным законом N 198-ФЗ от 23.07.2013 г. изменениям, с 21 января 2014 года на организаторов азартных игр возложена обязанность по осуществлению денежных расчетов с применением контрольно-кассовой техники при оказании услуг по организации и проведению азартных игр.
Учитывая вышеизложенное, а также, что иных нарушений Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в вину ООО "Рус-Телетот" не вменялось, действия ООО "Рус-Телетот", связанные с выдачей и приемом денежных средств содержит неправильную квалификацию по части 3 статьи 14.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом указанные действия образуют самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, объективную сторону которого образуют действия неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положение лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственность его рассмотрения.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица на последующих стадиях производства по делу об административном правонарушении.
Составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ и ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, имеют единый родовой объект, санкция ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ предусматривает менее строгое наказание в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Подведомственность рассмотрения данного дела в результате изменения квалификации совершенных ООО "Рус-Телетот" действий не изменяется.
Следовательно, переквалификация действий ООО "Рус-Телетот" с ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ на ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ согласуется с требованиями п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При таких обстоятельствах, принятое судебное решение подлежат изменению в части квалификации совершенного ООО "Рус-Телетот" правонарушения с ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ на ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Принимая во внимание характер совершенного ООО "Рус-Телетот" административного правонарушения, а также отсутствие по делу обстоятельств, отягчающих административную ответственность Общества, при переквалификации его действий на ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ полагаю возможным определить размер наказания в виде административного штрафа... рублей, в соответствии с санкцией, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление судьи Советского районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 21 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.14.1.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Рус-Телетот", изменить: переквалифицировать действия ООО "Рус-Телетот" с ч. 3 ст. 14.1.1 КоАП РФ на ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере... рублей.
Жалобу "ООО "Рус-Телетот" - удовлетворить частично.
Судья Верховного Суда РСО-Алания У.Я. Алборов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.