судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Жуковой Н.Н,
судей Демидкиной Е.А. и Поддымова А.В,
при секретаре Рукиной О.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по апелляционной жалобе административного истца Орловой Людмилы Борисовны на решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 18 декабря 2017 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного иска Орловой Людмилы Борисовны к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка, ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" о признании отказа в перераспределении земельного участка незаконным, обязании принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка с целью заключения соглашения о перераспределении земельного участка без проведения торгов отказать.
Заслушав доклад судьи Демидкиной Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Орлова Л.Б. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, ссылаясь на то, что у нее в собственности находится земельный участок с кадастровым номером N площадью 675 кв.м, предоставленный из земель населенных пунктов для домовладения по адресу: "адрес" Орлова Л.Б. обратилась в УИЗО Липецкой области с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и принадлежащего ей земельного участка, на что получен отказ, согласно которому схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует форме, формату и требованиям к подготовке, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ N762 от 27.11.2014 года, схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9. Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам, часть образуемого земельного участка входит в охранную зону ВЛ-0,4 кВ, образуемый земельный участок выходит за границы красных линий жилой застройки. Орлова Л.Б. считает данный отказ незаконным, так как представленная схема полностью соответствует требованиям к её подготовке, обжалуемое решение не содержит указаний на конкретные несоответствия схемы требованиям к её подготовке. Тот факт, что часть земельного участка входит в охранную зону ВЛ-0,4 кВ, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, так как в п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ такого основания не названо. То, что образуемый земельный участок выходит за границы красных линий жилой застройки, также, по мнению административного истца, не является основанием к отказу, поскольку находящийся в собственности Орловой Л.Б. земельный участок выделялся постановлением главы г. Липецка от 22.02.2007 года под приобретенный жилой дом, при заключении договора купли-продажи жилого дома границы земельного участка уже были определены забором по периметру, в том числе по лицевой линии, который остался от прежних хозяев, конфигурация земельного участка не менялась, забор Орловой Л.Б. не переносился. Ею было произведено переустройство жилого дома, жилой дом апелляционным определением Липецкого областного суда от 19.05.2014 года был сохранен в переустроенном состоянии. Запрашиваемый земельный участок имеет исторически сложившиеся границы, которые не изменялись на протяжении нескольких десятков лет, участок не захватывает мест общего пользования, все соседние участки идут по прямой линии, сведений о прохождении разработанных и утвержденных в установленном порядке красных линий обжалуемое решение не содержит.
Административный истец Орлова Л.Б. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом.
В судебное заседание представитель административного истца Орловой Л.Б. по доверенности Малахова Е.С. не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы административного искового заявления.
Представитель УИЗО Липецкой области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Определениями суда от 19.10.2017 года и от 05.12.2017 года к участию в деле в качестве административных ответчиков были привлечены ПАО "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" и Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка.
Представитель административного ответчика "МРСК Центра" в лице филиала ПАО "МРСК Центра" - "Липецкэнерго" в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка по доверенности Серезетдинова Я.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что в г. Липецке в 2017 году был утвержден Градостроительный план, который действует три года. В указанном плане границы жилой застройки ограничены красными линиями, за пределами которых земельные участки не предоставляются. Запрашиваемый по предоставленной истицей схеме земельный участок выходит за пределы красных линий и захватывает часть земель общего пользования, в связи с чем представленная Орловой Л.Б. схема не может быть утверждена.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе административный истец Орлова Л.Б. просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок имеет исторически сложившиеся границы, которые не изменялись, забор Орлова Л.Б. не переносила; судом не учтена дата возникновения права собственности на жилое помещение, расположенное на земельном участке (2013 год), которая является более ранней, чем дата утверждения Градостроительного плана (2017 год); красная линия была установлена без учета прав на домовладение и земельный участок, что нарушает права Орловой Л.Б. на пользование земельным участком и жилым домом; суд первой инстанции не выяснил вопрос о том, определены ли и закреплены ли на местности геодезические координаты красных линий, в связи с чем невозможно достоверно установить факт пересечения границ земельного участка с красной линией.
Выслушав представителя административного истца Малахову Е.С, поддержавшую жалобу, представителя УИЗО Липецкой области Уколову Т.В, представителя Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка по доверенности Серезетдинову Я.В, поддержавших доводы жалобы, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно статье 308 КАС РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.28, пунктам 1, 8 статьи 39.29 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
Как следует из материалов дела, за Орловой Л.Б. на праве собственности зарегистрированы жилой дом с пристройками, общей площадью 56 кв.м, жилой 44,4 кв.м, и земельный участок под домовладением с кадастровым номером N площадью 675 кв.м, расположенные по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации от 11.05.2007 года и от 28.12.2006 года.
Апелляционным определением Липецкого областного суда от 14.05.2014 года Орловой Л.Б. было признано право собственности на дом "адрес" в переустроенном состоянии.
Из технического паспорта объекта недвижимости по состоянию на 21.10.2013 г. следует, что общая площадь дома стала 266,8 кв.м, жилая 126,9 кв.м.
Орлова Л.Б. обратилась к административному ответчику с заявлением о перераспределении находящихся в государственной или муниципальной собственности земель с целью увеличения площади принадлежащего ей земельного участка в результате перераспределения до 746 кв.м.
Решением N1606-з от 02.06.2017 года Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области Орловой Л.Б. было отказано в перераспределении земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, кадастровый номер N площадью 675 кв.м, для индивидуального домовладения по адресу: "адрес", на основании следующего:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует форме, формату и требованиям к подготовке, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 года N762;
схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ требований к вновь образуемым земельным участкам:
часть образуемого земельного участка входит в охранную зону ВЛ-0,4 кВ;
образуемый земельный участок выходит за границы красных линий жилой застройки.
Суд первой инстанции, рассматривая настоящее дело и отказывая в удовлетворении требований, согласился с доводами стороны административного истца о том, что наличие охранной зоны не является законным основанием к отказу в перераспределении участка, однако признал достаточным основанием для отказа то обстоятельство, что границы испрашиваемого земельного участка пересекают красные лини жилой застройки, указав на неуказание в обжалуемом решении административного ответчика, в чем именно заключается несоответствие схемы расположения земельного участка и нарушения требований ст. 11.9 ЗК РФ.
В суде апелляционной инстанции представителем УИЗО Липецкой области Уколовой Т.В. указано, что представленная административным истцом схема расположения земельного участка не соответствует п. 4 Приказа Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, поскольку на ней не отражены зданий, строений, имеющиеся на земельном участке в настоящее время.
Согласно п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; (пп. 11)
приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (пп. 12).
Согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи (пп.1);
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (пп.3).
Согласно п. 12 указанной статьи форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 4 приложения N 1 к Приказу Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 (ред. от 13.10.2016) "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2015 N 36018) схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось представителем административного истца в судебном заседании суда апелляционной иснтанции, представленная на утверждение схема расположения земельного участка подготовлена без учета сведений о местоположении зданий и сооружений на земельном участке в настоящий момент.
Из искового заявления и пояснений представителя административного истца следует, что вопрос о перераспределении земельных участков с целью увеличения площади земельного участка административного истца под домовладением связан с переустройством домовладения.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что право собственности на жилой дом зарегистрировано за Орловой Л.Б. в старых площадях ( общая 56 кв.м, жилая 44,4 кв.м.), после принятия определения судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда 14.05.2014 года кадастровый учет изменений объекта недвижимости (увеличение площадей до 266,8 кв.м. общей и 126,9 кв.м. жилой) не произведен, соответствующие сведения в государственный реестр не внесены, а, следовательно, не отражены в кадастровой карте, используемой для подготовки схем расположения земельных участков, с учетом положений приказа Минэкономразвития России от 17.03.2016 N 145 "Об утверждении состава сведений, содержащихся в кадастровых картах" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2016 N 42033), согласно которым на публичных кадастровых картах воспроизводятся следующие общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости:... площадь земельных участков и зданий, основные характеристики сооружений и их значения, основные характеристики объектов незавершенного строительства и их проектируемые значения (пп. 27). На дежурных кадастровых картах воспроизводятся сведения, указанные в подпунктах 1 - 30 пункта 1 настоящего приложения, а также следующие сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости: границы и учетные номера частей зданий, сооружений (если части указанных объектов недвижимости имеют контур на земельном участке) (пп. 3 п.2).
Таким образом, судебная коллегия считает, что данное обстоятельство являлось правомерным основанием для отказа в перераспределении земельного участка.
Относительно указания в оспариваемом решении о том, что схема расположения земельного участка разработана с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ требований к вновь образуемым земельным участкам, выразившегося в том, что часть образуемого земельного участка входит в охранную зону ВЛ-0,4 кВ, судебная коллегия учитывает, что согласно Приложения к "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 охранная зона для класса напряжения до 1 кВ составляет 2 м.
Поскольку в судебном заседании представитель УИЗО Липецкой области Уколова Т.В. дала пояснения о том, что расстояние от земельного участка со строениями административного истца до линии электропередач им не известно, не проверялось, данное основание для отказа УИЗО в настоящее время не поддерживает, судебная коллегия полагает неправомерным его указание в качестве такового в оспариваемом решении. Вместе с тем, данное обстоятельство основанием для удовлетворения требований являться не может с учетом наличия иных оснований для отказа в перераспределении земельных участков.
Также судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии законных оснований для отказа в перераспределении земельных участков по мотиву того, что образуемый земельный участок выходит за границы красных линий жилой застройки.
Согласно п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11); линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 10.1); территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12).
Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары).
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельным кодексом Российской Федерации установлено, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 3 статьи 11.2); ограничиваются в обороте находящиеся в муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения. (подпункт 7 пункта 5 статьи 27).
Прохождение красной линии через испрашиваемый земельный участок определяет в дальнейшем статус земельного участка, относит его к землям общего пользования, которые не подлежат предоставлению в собственность граждан.
Из материалов дела усматривается, что территория испрашиваемого земельного участка увеличилась за счет территории общего пользования - улицы, по которой проходит автомобильная дорога.
То обстоятельство, что принадлежащий истице жилой дом, расположенный на земельным участке, сохранен в переустроенном виде решением суда, могло бы иметь значение при формировании испрашиваемого земельного участка по границе дома, в то время как из представленных документов и пояснений представителя истца следует, что испрашиваемый земельный участок сформирован по забору с отступлением от границ дома.
По этим же обстоятельствам, а также с учетом того, что самим административным истцом не произведен кадастровый учет изменений принадлежащего ей объекта недвижимости, не может служить основанием к отмене решения и ссылка на то, что красные линии не соответствуют существующей застройке.
Ссылка на то, что судом первой инстанции не установлено, определены ли на местности координаты красных линий, соответственно невозможно установить факт пересечения границ земельного участка с красной линией, не может повлечь отмены решения суда.
Ранее Распоряжением председателя Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка N307-Р от 13.07.2012 года был утвержден градостроительный план земельного участка площадью 2977 кв.м, предназначенного для строительства объекта "Канализование "адрес"", расположенного в Октябрьском округе г. Липецка.
Согласно ответу Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка от 25.10.2017 года красные линии на территории по "адрес" установлены проектом планировки и проектом межевания территории жилого района, ограниченного улицами Речная, Механизаторов, проспектом Победы и Октябрьским мостом, расположенного в Октябрьском округе г. Липецка, утвержденного постановлением администрации г. Липецка N2037 от 13.10.2017 года.
Представленными суду апелляционной инстанции выкопировкой координат концевых и поворотных точек красных линий подтверждается установление координат угловых точек проектируемых красных линий по "адрес".
Материалы дела содержат документы, подтверждающие установление красной линии по "адрес", отделяющей землю общего пользования, предназначенную для проезда и иных общественных нужд.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы административного истца.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Липецка от 18 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Орловой Людмилы Борисовны - без удовлетворения.
Председательствующий:.
Судьи:.
.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.