Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Сидоренковой Е.В,
судей Алейниковой С.А, Маклашова В.И,
при секретаре Савиной М.Г,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Беляковой И.И. и её представителя Чаусовой К.Б. на решение Советского районного суда г.Брянска от 15 ноября 2017 года по делу по иску Беляковой Ильзы Игоревны к Брянской городской администрации о признании права собственности на самовольно возведенную постройку.
Заслушав доклад судьи Алейниковой С.А, объяснения Беляковой И.И, её представителя Чаусовой К.Б, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области Сычевой Л.В, судебная коллегия
установила:
Белякова И.И. обратилась в суд с указанным иском к Брянской городской администрации, Управлению по строительству и развитию территории города Брянска, ссылаясь на то, что является собственником земельного участка, общей площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, отнесенный к категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование для индивидуального жилищного строительства.
На данном земельном участке без необходимых разрешительных документов построен жилой дом (лит. А), общей площадью 142,8 кв.м, в том числе жилой площадью 66,3 кв.м.
Письмом Управления по строительству и развитию территории г.Брянска от 7 июля 2017 года ей отказано в разрешении сохранения самовольно возведенного жилого дома в связи с несоответствием требованиям п.5.3.4 СП 30-102-99 "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства", поскольку расстояние от возведенного дома до границы соседнего земельного участка составляет менее 3 метров.
С целью обследования вышеуказанного дома и дальнейшей эксплуатации, она обратилась в Брянское отделение Филиала АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по ЦФО, согласно техническому заключения которого установлено, что расположение жилого дома (лит.А) на земельном участке "адрес" не в полной мере отвечает требованиям п. 7.1 СП 42.13330.2011 Свода правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, согласно которым расстояние от границы участка должно быть не менее: 3-х метров до стены жилого дома и 1 метра - до хозяйственных построек. Расстояние от стены дома (лит. А) до границы смежного участка "адрес" менее 3-х метров. Расстояние от дома (лит. А) до жилого "адрес" менее 15-и метров (4,8 м).
Также установлено, что обследованный жилой дом (лит.А) на земельном участке "адрес" соответствует действующим строительным нормам и правилам, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни или здоровью и после завершения работ по внутренней отделке и устройству инженерных коммуникаций будет пригоден для эксплуатации в качестве индивидуального жилого дома и предполагаемая планировка отвечает требованиям "СП 55.13330.2011. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001".
Собственником смежного земельного участка является её родная сестра - ВВА, с которой достигнуто согласие по вопросу пользования земельными участками N16 и N16А, расположенными по пер.Урицкого в Советском районе г.Брянска, с учетом противопожарных требований.
Из уведомления Брянской городской администрации от 7 июля 2017 года узнала, что земельный участок "адрес" согласно постановлению Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года N34 "Об объявлении оврагов Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвертками (Брянские балки) в г.Брянске памятниками природы областного значения" расположен на территории памятника природы областного значения Нижний Судок, на территории которого запрещено предоставление земельных участков под все виды строительства.
Постановлением Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области N50 от 12 сентября 2017 года она признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 Кодека об административных правонарушениях РФ и ей назначено административное наказание в вид административного штрафа в размере 3 000 руб.
На основании изложенного, Белякова И.И. просила признать за ней право собственности на самовольно возведенную постройку - жилой дом лит.А, общей площадью 142,8 кв.м, жилой площадью 66,3 кв.м, расположенный на земельном участке по адресу: "адрес".
Определением суда от 22 сентября 2017 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области.
Определением суда от 15 ноября 2017 года производство по делу в части исковых требований, предъявленных к Управлению по строительству и развитию территории города Брянска о признании права собственности на самовольно возведенную постройку, прекращено в связи с отказом представителя истца Чаусовой К.Б. от исковых требований в данной части. Этим же определением Управление по строительству и развитию территории города Брянска привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Решением суда от 15 ноября 2017 года Беляковой И.И. отказано в удовлетворении иска.
С Беляковой И.И. в доход бюджета муниципального образования г.Брянск взыскана государственная пошлина в размере 6 639,01 руб.
В апелляционной жалобе Белякова И.И. и её представитель Чаусова К.Б. просили отменить решение суда как незаконное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на отсутствие доказательств нахождения спорного земельного участка на территории памятника природы Нижний Судок.
Считает, что суд неправильно применил Постановление Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года (в ред. Постановления от 28 февраля 2001 года), согласно которому допускается использование памятников природы в хозяйственных целях, включая завершение строительства, новое строительство, реконструкцию и т.д, не противоречащих задачам объявления данных природных комплексов памятниками природы и установленному в их отношении режиму охраны.
В правоустанавливающих документах прежнего и нынешнего собственников отсутствуют сведения об ограничениях использования земельного участка.
Кроме того, ответчиками не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Судебная коллегия на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствии представителей Брянской городской администрации, Управления по строительству и развитию территории г.Брянска, Дедковой В.А, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. От представителя Управления по строительству и развитию территории г.Брянска поступило письменное заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Белякова И.И. является собственником земельного участка, общей площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилого строительства.
Право собственности возникло на основании договора дарения от 8 апреля 2015 года.
Согласно техническому паспорту, составленному филиалом АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по ЦФО по состоянию на 11 апреля 2017 года, на вышеуказанном земельном участке в 2017 году без разрешительных документов возведена постройка лит. А - одноэтажный жилой дом с мансардой, общей площадью 142,8 кв.м, жилой площадью 66,3 кв.м.
Из технического заключения филиала АО "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по ЦФО от 5 июня 2017 года следует, что жилой дом (лит. А) на земельном участке "адрес" не в полной мере отвечает требованиям:
- п.7.1 СП 42.13330.2011 Свода правил, градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений, актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, согласно которому расстояние от границы участка должно быть не менее: 3-х метров до стены жилого дома и 1 метра - до хозяйственных построек;
- главы 16 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", согласно которой противопожарное минимальное расстояние между деревянными жилыми домами - 15 метров.
Расстояние от стены дома (лит. А) до границы смежного участка "адрес" менее 3-х метров.
Расстояние от дома (лит. А) до жилого "адрес" менее 15-и метров (4,8 м).
Несущие и ограждающие конструкции обследованного жилого дома (лит. А) выполнены из качественных строительных материалов, находятся в технически исправном состоянии, не имеют разрушений и повреждений, снижающих их несущую способность, устойчивость и ухудшающих эксплуатационные свойства конструкций и строения в целом.
Обследованный жилой дом может быть обеспечен инженерными системами (отопление, хозяйственно-питьевое водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газификация и вентиляция) в соответствии с общим уровнем обеспеченности территории населенного пункта коммунальными услугами.
Обследованный жилой дом на земельном участке "адрес" соответствует действующим строительным нормам и правилам, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни или здоровью и, после завершения работ по внутренней отделке и устройству инженерных коммуникаций, будет пригоден для эксплуатации в качестве индивидуального жилого дома. Предполагаемая планировка помещений отвечает требованиям "СП 55.13330.2011. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001".
Из ответа Управления по строительству и развитию территории г.Брянска от 7 июля 2017 года на обращение истца о возможности сохранения самовольной постройки (Лит. А), возведенных на земельном участке по вышеуказанному адресу, следует, что подготовка технических заключений о возможности эксплуатации самовольных построек без угрозы жизни и здоровью граждан осуществляется юридическими или физическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске на проведение данного вида работ.
Самовольно возведенная постройка (Лит. A) на земельном участке "адрес" противоречит параметрам, установленным Правилами землепользования и застройки, СП 30-102-99 (расстояние от усадебного дома до границы соседнего участка составляет менее установленных нормами 3 м).
Постановлением Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области N50 от 12 сентября 2017 года Белякова И.И. привлечена к административной ответственности по ст.8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 руб. (нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах).
Из данного постановления усматривается, что земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", в соответствии с постановлением Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года N34 (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года N3-77) расположен на территории памятника природы областного значения Нижний Судок.
Беляковой И.И. при осуществлении работ по строительству бетонного фундамента по периметру построенного дома на указанном земельном участке в нарушение раздела 4 Паспорта памятников природы областного значения "Овраги Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (Брянские балки) в г.Брянске" произведена выемка грунта на глубину 50-60 см.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции отказал Беляковой И.И. в удовлетворении требования о признании за ней права собственности на жилой дом как на самовольную постройку.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с подп.2 п.1 ст.40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Как следует из материалов дела, проектно-сметная документация на строительство жилого дома на земельном участке по адресу: "адрес", не разрабатывалась.
Доказательств, подтверждающих законность возведения спорного строения, в частности получения разрешения на строительство и введения жилого дома в эксплуатацию в соответствующем порядке, истцом не предоставлено.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации по делам, связанным с самовольным строительством, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19 марта 2014 г, одним из юридически значимых обстоятельств по делу о признании права собственности на самовольную постройку является установление того обстоятельства, что сохранение спорной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права смежных землепользователей, правила застройки, установленные в муниципальном образовании, и т.д.
Наличие допущенных при возведении самовольной постройки нарушений градостроительных и строительных норм и правил является основанием для отказа в удовлетворении иска о признании права собственности на самовольную постройку либо основанием для удовлетворения требования о ее сносе при установлении существенности и неустранимости указанных нарушений.
Кроме вопроса о соблюдении градостроительных и строительных норм и правил, суды выясняют, учтены ли при возведении спорной постройки требования санитарного, пожарного, экологического законодательства, законодательства об объектах культурного наследия и другого в зависимости от назначения и месторасположения объекта.
Из материалов дела следует, что земельный участок под самовольной постройкой находится на территории памятника природы областного значения Нижний Судок.
Земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 2, 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли памятников природы.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности (пункт 2 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.1 ст. 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Постановлением Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года N 34 (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года N 3-77) овраги Верхний и Нижний Судок с родниками, бровками и отвершками в г. Брянске (Брянские балки) объявлены памятниками природы областного значения.
Положениями пп.3, 4 данного постановления утвержден паспорт и план границ памятников природы областного значения, их охранной зоны и территории ограниченной в эксплуатации.
Согласно представленной Департаментом природных ресурсов и экологии "адрес" схеме расположения границ земельных участков в соответствии с постановлением Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года N34 (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года N 3-77), земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" находится в границах памятника природы Нижний Судок.
Доказательств обратного ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции истцом в нарушении требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом не представлено.
С учетом изложенного, довод о том, что границы памятника природы и его охранных зон, определенные планом поуличного описания в постановлении Брянской областной Думы N 34 от 8 сентября 1994 года, отсутствуют, не поставлены на кадастровый учет, судебная коллегия находит несостоятельными.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования - город Брянск (для части территории муниципального образования), утвержденных Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28 мая 2008 года N 991, для памятников природы Верхний и Нижний Судки установлены охранные зоны и зоны ограниченной эксплуатации в соответствии с паспортом памятников природы, утвержденным Постановлением администрации Брянской области от 17 мая 2007 N 354 "Об утверждении паспорта памятников природы Верхний и Нижний Судки с родниками, бровками и отвершками (брянские балки) в г. Брянске".
Указанными Правилами допускается использование охранных зон и зон ограниченной эксплуатации в хозяйственных целях, включая завершение строительства, новое строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, инженерное обеспечение жилых строений и хозяйственно-бытовых построек, выполняемых с разрешения органов местного самоуправления, на земельных участках собственников, владельцев и пользователей, не противоречащих задачам объявления охраняемых природных комплексов памятниками природы и установленному в их отношении режиму охраны, при соблюдении следующих условий:
- обязательное проведение процедуры оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на экосистему брянских балок (ОВОС) с участием представителей органа государственной власти Брянской области, принявшего решение о создании памятника природы, специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды с учетом социальной значимости данной хозяйственной деятельности;
- наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы по проекту намечаемой хозяйственной деятельности;
- обязательное выполнение заказчиком (должностными лицами и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями) за счет собственных средств работ по благоустройству участка прилегающей природоохранной территории (включая склоны и дно балки) в районе намечаемой хозяйственной деятельности по специально разработанному проекту в соответствии с условиями, согласованными специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
При невыполнении хотя бы одного из перечисленных условий органом государственной власти Брянской области, принявшим решение об организации памятников природы, принимаются меры по запрещению данной хозяйственной деятельности.
Новыми Правилам землепользования и застройки территории муниципального образования г.Брянск, утвержденных Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 26 июля 2017 N 796, на территории зоны ограниченной эксплуатации, находящейся в пределах охранной зоны памятников природы, также допускается хозяйственная деятельность при соблюдении аналогичных условий.
Кроме того, данными Правилами установлены запрещенные виды деятельности на территории памятников природы и охранной зоны памятников природы, в том числе: отводы земель под все виды строительства, разрушение склонов; рубки зеленых насаждений, кроме санитарных и рубок плодово-ягодных насаждений в пределах частных домовладений, уничтожение и повреждение растительного покрова, кроме возделывания земель садово-огородных участков на территории частных домовладений; загрязнение водных источников, сброс неочищенных хозбытовых и производственных стоков, изменение водного режима ручьев (малых рек) Верхнего и Нижнего Судков, родников, изменение естественного уровня водного горизонта, гидрологического режима и гидрохимического состава, проведение осушительных и гидромелиоративных работ; уничтожение и повреждение растительного покрова за пределами территории частных землевладений; запрещается иная деятельность, угрожающая сохранности Брянских балок.
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с п.п. д. п.2 ст.2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" памятники природы являются особо охраняемыми природными территориями. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
Статьей 27 вышеназванного Федерального закона установлено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Постановлением Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года N 34 (в редакции постановления Брянской областной Думы от 28 февраля 2001 года N 3-77) овраги Верхний и Нижний Судок с родниками, бровками и отвершками в г. Брянске (Брянские балки) объявлены памятниками природы областного значения. Данным постановлением установлены виды деятельности, которые запрещены на территории памятников природы и на территории охранной зоны, в том числе запрещен отвод земель под все виды строительства.
Более того, согласно генеральному плану застройки г.Брянска, утвержденному решением коллегии областной администрации 25 апреля 1994 территории застройки, расположенные в оврагах, объявляются зоной особого строительного режима с запрещением нового жилищного строительства и достройки с постепенным по мере амортизации выморачиванием жилья и расселением жителей на экологически благоприятных территориях.
Доказательств получения необходимых согласований и соблюдения процедуры, установленной Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования г.Брянск, а также Постановлением Брянской областной Думы от 8 сентября 1994 года N 34, при которых допускается хозяйственная деятельность на территории зоны ограниченной эксплуатации, в том числе обязательное проведение процедуры оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на экосистему Брянских балок (ОВОС), истцом не представлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Таким образом, при разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы фактически выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене или изменению решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 15 ноября 2017 года по делу по иску Беляковой Ильзы Игоревны к Брянской городской администрации о признании права собственности на самовольно возведенную постройку, оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Беляковой И.И. и её представителя Чаусовой К.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Сидоренкова
Судьи С.А. Алейникова
В.И. Маклашов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.