Судья Верховного Суда Республики Коми Вдовиченко С.В.,
при секретаре Поповой О.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 31 января 2018 года жалобу Абовян З.Г. на постановление судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 12 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Абовян З.Г,
установила:
постановлением судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 12.12.2017 Абовян З.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в виде контролируемого самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, Абовян З.Г. просит постановление судьи отменить в части выдворения за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда, считая, что судом не в полном мере и не в полном объеме исследованы все обстоятельства дела. На территории Российской Федерации она проживет длительное время с близкими родственниками - невесткой, 2 внуками, сыном, который длительное время проживает и зарегистрирован на территории РФ по разрешению на временное проживание. Они вместе проживанию длительное время на одной жилой площади, она принимает активное участие в воспитании внуков, является неработающим пенсионером по старости. Других близких родственников за пределами РФ не имеет. Судом не учтено, что она выезжала за пределы Республики Коми до истечения срока временной регистрации. 01.10.2017 с она с невесткой, внуками улетела в г..., в дальнейшем была у родственников в г..., после чего возвращалась к сыну на поезде через г.... Таким образом, у неё не было возможности подать заявление и соответствующие документы для продления её срока для проживания на территории РФ.
В судебном заседании Абовян З.Г, не оспаривая факт совершенного правонарушения, просила отменить постановление в части выдворения её за пределы России, приведя доводы, изложенные в жалобе.
Защитник Оганесян В.Г. в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы административного дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения Абовян З.Г, её защитника Оганесяна В.Г, прихожу к выводу о том, что жалоба удовлетворению не подлежит на основании следующего.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В силу статьи 2 названного Федерального закона законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Исходя из положений данной нормы, документами, подтверждающими право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, являются вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционная карта, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (пункт 1 статьи 10 ФЗ от 25.07.2002 N115-ФЗ).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в данной норме.
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 12.12.2017 около 12.35 час. по адресу г. "Адрес обезличен" выявлен факт того, что гражданка Армении Абовян З.Г, прибывшая 06.07.2017 на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, по истечении законного срока пребывания не покинула территорию Российской Федерации.
Законных оснований для нахождения (проживания, пребывания) на территории Российской Федерации не имеет, чем нарушила ч.2 ст.5 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ".
Из материалов дела следует, что гражданка Армении Абовян З.Г. 06.07.2017 прибыла в Российскую Федерацию с территории Армении по миграционной карте серии... N "Номер обезличен" сроком до 03.10.2017.
По истечении срока временного пребывания Абовян З.Г. уклонилась от выезда из Российской Федерации, находилась на территории РФ без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, нарушая тем самым режим пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Факт совершения административного правонарушения и вина Абовян З.Г. в её совершении подтверждены совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении АП N "Номер обезличен" от 12.12.2017, в котором Абовян З.Г. с нарушением была согласна, протоколом о доставлении от 12.12.2017, письменными объяснениями Абовян З.Г. и её объяснениями, данными в рамках судебного разбирательства, паспортом гражданина Республики Армения и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, совершенное Абовян З.Г. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Абовян З.Г. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях и миграционного законодательства.
Приведенные доводы и обстоятельства, на которые ссылается заявитель в жалобе, не влекут изменение принятого по данному делу постановления ввиду следующего.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 5 марта 2014 г. N 628-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Китайской Народной Республики Чжэн Хуа на нарушение его конституционных прав частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что, исходя из предписаний Конституции Российской Федерации и требований международно-правовых актов, в частности Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, Российская Федерация вправе использовать действенные законные средства, которые позволяли бы ей контролировать на своей территории иностранную миграцию, следуя при этом конституционным критериям ограничения прав, свобод и не отказываясь от защиты своих конституционных ценностей. Государство вправе, не отступая от конституционных установлений, предусмотреть в федеральном законе меры ответственности и правила их применения, действительно позволяющие следовать правомерным целям миграционной политики, для пресечения правонарушений, восстановления нарушенного правопорядка в области миграционных отношений, предотвращения противоправных (особенно множественных) на него посягательств угрозой законного и эффективного их преследования.
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.1 и 2 ст.4.1 КоАП РФ).
Требования статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении Абовян З.Г. административного наказания соблюдены.
Как следует из материалов дела, Абовян З.Г. непосредственно после истечения срока временного пребывания на территории РФ и в период нахождения на территории данного государства до привлечения к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа с принудительным административным выдворением из Российской Федерации, с заявлением о получении разрешения на временное проживание не обращалась, разрешение на временное проживание или вид на жительство не получала.
Доказательства, подтверждающие того, что Абовян З.Г, которая прибыла согласно миграционной карты в Российскую Федерацию 06.07.2017, находится законно на её территории длительное время, не установлены.
Доводы жалобы о том, что судом первой инстанции не учтено, что до истечения срока временной регистрации Абовян З.Г. выезжала за пределы Республики Коми, в связи с чем, не было возможности оформить соответствующие документы для продления срока проживания на территории Российской Федерации, суд отклоняет, поскольку доказательства невозможности соблюдения миграционного законодательства по уважительным, объективным причинам, в том числе, по состоянию здоровья, не представлены.
Более того, изложенное в совокупности, объективно свидетельствует о нежелании Абовян З.Г. соблюдать миграционное законодательство Российской Федерации, об игнорировании ею установленного в данном государстве правопорядка.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека, а также конкретных обстоятельств дела постановление судьи районного суда в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к Абовян З.Г. этой меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оснований для отмены или изменения состоявшегося по настоящему делу судебного акта путем исключения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не имеется.
Постановление о привлечении Абовян З.Г. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи, с учетом доводов жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 12 декабря 2017 года оставить без изменения, жалобу Абовян З.Г. - без удовлетворения.
Судья - С.В.Вдовиченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.