Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Машкиной И.М.,
судей Пристром И.Г, Соболева В.М,
при секретаре Нечаевой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 12.03.2018 административное дело по апелляционной жалобе Управления финансов МР "Печора" на решение судьи Верховного суда Республики Коми от 19.01.2018, которым заявление Иванова А.Л. удовлетворено частично.
Присуждена Иванову А.Л. компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 45000 рублей, судебные расходы в размере 6300 рублей, с перечислением их на открытый, на имя Иванова А.Л, счет...
Заслушав доклад судьи Машкиной И.М, объяснения представителя Управления финансов МР "Печора" Угловской И.А, судебная коллегия
установила:
Иванов А.Л. обратился в Верховный Суд Республики Коми с административным исковым заявлением к администрации муниципального района "Печора" (далее администрация МР "Печора") о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с решением... городского суда Республики Коми от 13.11.2014 администрация МР "Печора" обязана предоставить ему вне очереди на состав семьи из двух человек благоустроенное жилое помещение равнозначное ранее занимаемому общей площадью не менее 41,4 кв.м. в г... Решение суда не исполнено. Полагая, что администрацией МР "Печора" нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, просил взыскать компенсацию в размере 79665,36 рублей, а также судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей и оплату услуг представителя в размере 6000 рублей.
Определением суда от 22.12.2017 к участию в деле привлечено Управление финансов МР "Печора".
В отзывах на административное исковое заявление администрация МР "Печора", Управление финансов МР "Печора" просили отказать в удовлетворении заявленных Ивановым А.Л. требований, ссылаясь на их завышенный размер и наличие объективных причин не позволяющих исполнить решение суда.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников.
Судьей Верховного Суда Республики Коми постановлено выше приведенное решение.
В апелляционной жалобе Управление финансов МР "Печора" ставит вопрос об отмене решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В суде апелляционной инстанции представитель Управления финансов МР "Печора" поддержала доводы апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.
Проверив законность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, заслушав объяснения представителя Управления финансов МР "Печора", судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая досудебное производство по уголовному делу и применение меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделённые отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном названным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2 статьи 1 Закона о компенсации).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о компенсации размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Из материалов гражданского дела N "Номер обезличен" следует, что решением... городского суда Республики Коми от 13.11.2014 администрация МО МР "Печора" обязана предоставить вне очереди Иванову А.Л. в г... по договору социального найма на состав семьи два человека, включая Иванова Л.С,, благоустроенное жилое помещение применительно к условиям г. Печора Республики Коми, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 41,4 кв.м. С администрации МО МР "Печора" взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 рублей.
Исполнительный лист, выданный на основании вступившего в силу указанного решения суда, направлен по месту регистрации взыскателя 25.12.2014 и возвращен в суд в связи с неполучением и за истечением срока хранения.
Исполнительный лист получен Ивановым А.Л. 16.06.2016.
23.06.2016 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Печора УФССП России по Республике Коми в отношении администрации МО МР "Печора" возбуждено исполнительное производство N "Номер обезличен", установлен пятидневный срок с момента получения копии постановления для добровольного исполнения решения суда.
В рамках исполнения решения суда судебным приставом-исполнителем главе администрации МР "Печора" вручалось требование об исполнении решения суда, с должника взыскан исполнительский сбор.
Решение Печорского городского суда от 13.11.2014 о предоставлении жилого помещения Иванову А.Л. не исполнено.
Проанализировав соблюдение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения решения Печорского городского суда Республики Коми от 13.11.2014, суд, установив, что общий срок исполнения решения... городского суда Республики Коми от 13.11.2014 на момент рассмотрения настоящего дела составил 1 год 6 месяцев 27 дней (с 23.06.2016 по 19.01.2018), пришел к правильному выводу о том, что длительность исполнения указанного судебного акта являлась чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока, поскольку за период с момента предъявления Ивановым А.Л. к исполнению исполнительного документа в отведённый законом срок и до настоящего времени должных и достаточных мер для его исполнения ответственным лицом, в отсутствие уважительных причин, объективно исключающих такую возможность, не принято. Отсутствие бюджетных средств, достаточных для приобретения жилья, а также свободного жилого фонда не может признаваться уважительной причиной неисполнения судебного акт.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок, в связи с чем, руководствуясь положениями Закона о компенсации, принял решение о частичном удовлетворении заявленных требований.
Определяя размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что требуемая Ивановым А.Л. сумма в размере 79 665, 36 руб. является чрезмерной, и пришел к правильному выводу о присуждении заявителю компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере 45 000 руб. и судебных расходов в размере 6 300 руб.
Судебная коллегия не находит оснований для изменения размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, поскольку ее размер определен судом в соответствии с требованиями части 2 статьи 2 Закона о компенсации, с учетом обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение права на судопроизводство в разумный срок, продолжительности нарушения и значимости наступивших вследствие этого нарушения последствий для заявителя, он отвечает принципам разумности, справедливости и соответствует практике Европейского Суда по правам человека.
При рассмотрении и разрешении данного дела все обстоятельства, имеющие для него значение, были учтены судом и получили его оценку. Изложенные в решении выводы суда основаны на нормах Закона о компенсации, мотивированны и подтверждаются материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что с Управления финансов МР "Печора" необоснованно взыскана денежная компенсация, поскольку исполнительный лист о предоставлении жилья на исполнение в управление не предъявлялся, аналогичны доводам являющимся предметом оценки суда первой инстанции и правомерно не приняты им во внимание.
Федеральным законодательством с 01.01.2017 предусмотрено право взыскателей на обращение в суд с заявлением о присуждении компенсации за неисполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.
В силу положений статьи 2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" определено, что при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Пунктом 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" установлено, что согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ финансовыми органами являются Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
В силу пункта 3.49 Положения об управлении финансов муниципального района "Печора", утвержденного распоряжением администрации муниципального района "Печора" от 04.08.2014 N 745-р управление организует исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета МО МР, по искам к МО МР о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Таким образом, поскольку в силу вышеизложенных нормативно-правовых актов, именно на Управлении финансов МР "Печора" лежит обязанность по исполнению судебного акта о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, а также учитывая, что администрация МО МР "Печора" было известно о вынесении судом решения по предоставлению Иванову А.Л. жилого помещения, а также о наличии исполнительного производства, возбужденного на основании этого решения суда, доводы о не получении исполнительного документа Управлением финансов МР "Печора" являются не состоятельными.
Учитывая изложенное, а также исходя из того, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат выводов, ставящих под сомнение законность оспариваемого решения суда, оснований для его отмены не имеется, обжалуемое решение является законным и обоснованным, принято при верном установлении юридически значимых обстоятельств и правильном применении норм материального и процессуального права.
Каких-либо правовых доводов, которые бы могли повлечь изменение решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение судьи Верховного суда Республики Коми от 19.01.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления финансов МР "Печора" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.