Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего судьи - Мейстер В.М,
судей - Панеш Ж.К, Шишева Б.А,
при секретаре - Беспаловой А.П,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителя истца Б.А.В. - Б.С.В. и представителя Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Рубан С.А. на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 04.12.2017, которым постановлено:
исковые требования Б.А.В. в интересах несовершеннолетних Б.В.А, Б.Д.А, Б.А.В. к Администрации муниципального образования "Город Майкоп" о возложении обязанности, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию муниципального образования "Город Майкоп" предоставить Б.В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору социального найма жилое помещение в жилищном фонде муниципального образования "Город Майкоп", в размере 45 квадратных метров.
В части исковых требований Б.А.В. в интересах несовершеннолетних Б.В.А, Б.Д.А, Б.А.В. к Комитету по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп", Министерству финансов Республики Адыгея о возложении обязанности, отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Адыгея Мейстер В.М, объяснения представителя администрации муниципального образования "Город Майкоп" Божковой Ю.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Министерства финансов Республики Адыгея Шаова М.М, считавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.А.В, действующая в интересах несовершеннолетних Б.В.А. и Б.Д.А, Б.А.В, обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования "Город Майкоп", Комитету по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп", Министерству финансов Республики Адыгея о возложении обязанности, мотивируя свои требования тем, что с 14.08.2017 её семья в составе четырех человек: она, супруг Б.А.В, их дочь Б.В.А, их сын Б.Д.А, была принята на учет в Администрации муниципального образования "Город Майкоп" в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как малоимущая семья, имеющая ребёнка-инвалида, в связи с наличием у их дочери инвалидности. Несмотря на наличие права на меры социальной поддержки, они до настоящего времени жильем не обеспечены.
Просила предоставить её семье в составе четырех человек в жилищном фонде муниципального образования жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 67 квадратных метров, во внеочередном порядке, с учетом права на дополнительную общую площадь в размере 15 квадратных метров, из которых 48 квадратных метров предоставить за счет средств Республики Адыгея, а 19 квадратных метров предоставить за счет средств муниципального образования "Город Майкоп".
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Б.А.В. - Б.С.В. просит решение в части отказа в удовлетворении исковых требований Б.А.В. отменить и принять решение о полном удовлетворении иска, обязав Администрацию муниципального образования "Город Майкоп" предоставить Б.А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на состав семьи четыре человека, жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 67 квадратных метров во внеочередном порядке (с учетом права на дополнительную общую площадь в размере 15 квадратных метров). Полагает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в иске о предоставлении жилья всем членам семьи Б, а предоставил жилое помещение только на ребенка - инвалида.
В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального образования "Город Майкоп" Рубан С.А. просит решение отменить и принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме, полагая, что администрация не является надлежащим ответчиком.
В возражениях на апелляционные жалобы Министерство финансов Республики Адыгея указывает, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, названных в предусмотренном ст. 51 ЖК РФ Перечне, вставших на жилищный учет после 1 марта 2005 года, осуществляется на основании решений органов местного самоуправления в соответствии с ЖК РФ и не является расходным обязательством Республики Адыгея.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Майкоп" представитель истца Б.А.В. - Б.С.В. просит апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Судом установлено, что дочь Б.А.В. - Б.В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находится на диспансерном учете в ГУБЗ РА АРКПНД с 2011 года по поводу тяжелой формы хронического заболевания, предоставляющего ей право на дополнительную жилую площадь и на внеочередное получение жилого помещения (заключение ВК N от 30.05.2017). Основанием возникновения такого права является Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь", а также Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Состав семьи Б.А.В.: дочь Б.В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Б.Д.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и супруг Б.А.В.
Распоряжением и.о. главы муниципального образования "Город Майкоп" от 20.09.2017 N "О принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" и протоколом комиссии по жилищным вопросам от 30.08.2017 N семья Б.А.В. в составе четырех человек была включена в список граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, в общий список, в список малоимущих граждан, в список инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, с 14.08.2017. Б.В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, была включена в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на дополнительную площадь, а также в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, с 14.08.2017.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В целях реализации положений ч. 3 ст. 40 Конституции РФ ч. 2 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.
Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
П. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Такой перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом первой инстанции, относится Б.В.А, которая страдает заболеванием, дающим ей право на внеочередное получение жилого помещения.
С учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции сделал верный вывод о наличии оснований к частичному удовлетворению заявленных истицей требований и предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения ребенку - инвалиду.
Судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены постановленного решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что несовершеннолетняя дочь, страдающая тяжким заболеванием, должна проживать с членами своей семьи, ввиду чего жилое помещение подлежало предоставлению на всех членов семьи, не свидетельствует о незаконности решения, принятого судом первой инстанции 23.11.2017 с учетом правовой позиции Верховного Суда РФ по данному вопросу, однако могут являться основанием к пересмотру дела по новым основаниям, к которым относится Постановление Конституционного Суда от 22.01.2018 N 4-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан Ш.А.А, Ш.М.М. и Ш.А.М." о признании пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу: предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном пунктом 4 части первой статьи 51 данного Кодекса, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним; само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.
Довод апелляционной жалобы ответчика - администрации МО "Город Майкоп" о том, что он не является ненадлежащим ответчиком также не свидетельствует о наличии оснований к отмене решения суда, поскольку указанный довод основан на неверном толковании норм материального права - ч.3 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ч.3 ст. 57 ЖК РФ и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона, а в апелляционных жалобах не приводится доводов, являющихся основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 04.12.2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий - Мейстер В.М,
судьи: Панеш Ж. К. Шишев Б.А.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея В.М. Мейстер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.