Решение Ленинского районного суда г. Владивостока
от 17 августа 2011 г. по делу N 2-4665/2011
Суд Ленинского района г. Владивостока
В составе: председательствующего судьи Пяловой Л.Н.
При секретаре Гайчук С.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> о признании незаконным в части муниципального правового акта N от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд с заявлением о признании незаконным в части муниципального правового акта N от ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявления прокурор <адрес> указал, что ДД.ММ.ГГГГ в "Вестнике Думы <адрес>" N опубликован муниципальный правовой акт <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N - МПА "Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления <адрес>", принятый решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
В ДД.ММ.ГГГГ года# в связи с поступившими в прокуратуру <адрес> обращениями бывших муниципальных служащих, получающих пенсию за выслугу лет, проведена проверка Положения, в ходе которой выявлены противоречия пункта 4 раздела 2 указанного нормативного правового акта действующему федеральному законодательству.
Пунктом 4 раздела 2 Положения предусмотрено, что размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 1,8 должностного оклада с учетом районного и дальневосточного коэффициентов по замещавшейся муниципальной должности муниципальной службы либо 1,8 должностного оклада с учетом районного и дальневосточного коэффициентов, сохраненного по прежней муниципальной должности муниципальной службы в порядке, установленном федеральным законодательством.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего.
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 15.10.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, за исключением случаев исчисления размера среднемесячного заработка в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного федеральному государственному гражданскому служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона N 166-ФЗ следует читать как "от 15.12.2001"
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2009 N 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статью 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" размеры пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, назначенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат перерасчету с 1 января 2009 года с учетом положений статей 14 и 21 Закона.
Соответствующие изменения внесены и в Закон Приморского края от 08.08.2005 N 284-КЗ "О государственной гражданской службе Приморского края". Кроме того, до вступления в силу Федерального закона от 18.07.2009 N 187-ФЗ, действовал Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 34-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14, 21 и 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Из содержания п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.05.2004 N 34-ФЗ следует, что с 1 января 2002 года размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности федеральной государственной службы либо 2,3 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) сохраненного по прежней замещавшейся должности федеральной государственной службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Прокурор <адрес> просит суд признать п. 4 раз<адрес> муниципального правового акта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N - МПА "положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления <адрес>", принятого решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, противоречащей закону и недействующей со дня принятия.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> заявление поддержала.
В судебном заседании представитель Думы <адрес> иск не признала, представила письменный отзыв, в котором указала, что определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Муниципальный правовой акт принят в пределах полномочий Думы <адрес>, установившей условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих <адрес>. Исчисление пенсии за выслугу лет муниципальным служащим идентична исчислению пенсий федеральных государственных служащих, а также государственных служащих <адрес> на основании Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Закона Приморского края от 08.08.2005 N 284-КЗ "О государственной гражданской службе Приморского края", а именно ограничение размера денежного содержания, не может превышать определенный предел должностного оклада по замещавшейся должности, на который начисляется районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за работу в местностях с особыми климатическими условиями, установленные законодательством Российской Федерации, либо определенный предел должностного оклада, сохраненного по прежней замещавшейся должности, на который начисляется районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за работу в местностях с особыми климатическими условиями, установленные законодательством Российской Федерации. Предел должностного оклада, установленный в муниципальном правовом акте, выставлен исходя из финансовых возможностей бюджета муниципального образования и в соответствии с полномочиями, данными законодателем на установление условий пенсионного обеспечения в муниципальных правовых актах. Правильность данной позиции нашла свое отражение в определениях Конституционного суда Российской Федерации от 13.10.2009 N 1190-О-О, от 25.02.2010 N 169-О-О, от 15.01.2008 N 107-О-О, от 03.04.2007 N 332-О-П. Определения условий и порядка установления пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат относится к компетенции федерального законодателя. Для муниципальных служащих предусмотрена гарантия в виде пенсионного обеспечения за выслугу лет. Предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления. Доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.
Законодатель субъекта РФ вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте РФ, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает. Установление определенного предела должностного оклада 1,8 не противоречит федеральному законодательству и законодательству <адрес>.
Представитель администрации <адрес> привлеченного в качестве заинтересованного лица с иском не согласилась, представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что коэффициент, установленный в размере 1,8 должностного оклада, является одним из условий предоставления пенсии за выслугу лет муниципальным служащим <адрес>. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организации. Муниципальное образование вправе самостоятельно определить размер, установленный именно федеральным законодателем - не более того размера, который установит субъект Российской Федерации, в составе которого входит такое муниципальное образование.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, полагает заявление не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Государственное пенсионное обеспечение, в том числе, правоотношения возникающие по поводу назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим, регулируется Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" размер среднего месячного заработка, исходя из которого федеральному государственному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада (0,8 денежного содержания) по замещавшейся должности федеральной государственной службы либо 2,3 должностного оклада (0,8 денежного содержания), сохраненного по прежней замещавшейся должности федеральной государственной службы в порядке, установленном законодательством РФ.
Законом Приморского края от 04.04.1996 года N 34-КЗ "О государственной службе Приморского края" установлен порядок определения размера среднемесячного денежного содержания, исходя из которого государственному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет.
В соответствии с ч. 2 ст. 29.2 Закона Приморского края от 04.04.1996 года N 34-КЗ размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого государственному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 1,8 должностного оклада, на который начисляются районный и дальневосточный коэффициенты по замещавшейся государственной должности государственной службы либо 1,8 должностного оклада, на который начисляются районный и дальневосточный коэффициенты,; сохраненного по прежней замещавшейся государственной должности государственной службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно с ч. 4 ст. 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В силу> <силусилу> <подп. 5 п. 1 ст. 23> <подп. 5 Федерального> <закона> <от> <02.03.2007> <N> <25-ФЗ> <"О> <муниципальной> <службе> <в> <Российской> <Федерации"> <для> <муниципальных> <служащих> <предусмотрена> <гарантия> <в> <виде> <пенсионного> <обеспечения> <за> <выслугу> <лет.
Согласно с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Условия> <пенсионного> <обеспечения> <муниципальных> <служащих> <определяются> <муниципальными> <правовыми> <актами.
Максимальный> <размер> <пенсии> <за> <выслугу> <лет> <муниципального> <служащего> <не> <может> <превышать> <максимальный> <размер> <пенсии> <за> <выслугу> <лет> <государственного> <служащего> <Приморского> <края> <по> <соответствующей> <должности.
Порядок назначения и выплаты пенсии за выслуги лет муниципальным служащим Владивостокского городского округа, в том числе определения размера пенсии за выслугу лет регулируется Муниципальным правовым актом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N N "Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления <адрес>".
Из анализа вышеприведенных норм следует, что норма федерального законодательства, которая устанавливает размер среднемесячного заработка для исчисления пенсии, носит диспозитивный характер, что позволяет субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления самостоятельно определять размер среднего заработка для исчисления пенсии за выслугу лет в пределах, установленных федеральным законодательством.
Согласно пункта 4 раздела 2 Муниципального правового акта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N N "Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления <адрес>", принятого принят Думой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого муниципальному служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 1,8 должностного оклада с учетом районного и дальневосточного коэффициентов по замещавшейся муниципальной должности муниципальной службы либо 1,8 должностного оклада с учетом районного и дальневосточного коэффициентов, сохраненного по прежней муниципальной должности муниципальной службы в порядке, установленном федеральным законодательством.
Таким образом, суд полагает, что данная норма не противоречит действующему законодательству, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, поскольку доплата к пенсии за выслугу лет является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.
Законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и измерять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
Федеральный законодатель, определяя верхний предел, не установил предел, ниже которого не могут производиться исчисления. Орган местного самоуправления, самостоятельно определил размер среднего заработка для исчисления пенсии за выслугу лет в пределах, установленных федеральным законодательством, т.е. не выше пределов, предусмотренных федеральными законами и законами субъекта федерации; а поэтому орган местного самоуправления вправе устанавливать размер среднего заработка ниже указанных пределов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, суд
решил:
Прокурору <адрес> отказать в удовлетворении заявления о признании пункта 4 раздела 2 муниципального правового акта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N - МПА "Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих органов местного самоуправления <адрес>", принятого решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года#, противоречащим закону и недействующим со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд в течение 10 дней.
Судья |
Л.Н. Пялов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 17 августа 2011 г. по делу N 2-4665/2011
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Ленинского районного суда г. Владивостока в Internet (http://www.Leninsky.prm.sudrf.ru)