Решение Приморского краевого суда
от 22 января 2014 г. по делу N 3-1/2014
<адрес>вой суд в составе:
председательствующего судьи Мертиковой В.А.
с участием прокурора ФИО4
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО6 об оспаривании Закона ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории ФИО2 края", в части,
установил:
Законодательным Собранием ФИО2 края ДД.ММ.ГГГГ принят Закон ФИО2 края N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории ФИО2 края", который подписан Губернатором ФИО2 края ДД.ММ.ГГГГ и опубликован в изданиях "Ведомости Законодательного Собрания ФИО2 края", ДД.ММ.ГГГГ, N и "Утро России", ДД.ММ.ГГГГ, N 201 (3245).
ФИО6, работающая медицинской сестрой краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "???", обратилась в суд с указанным заявлением, сославшись на то, что на основании статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, она, как медицинский работник, проживающий в сельской местности, имела право на бесплатную квартиру с отоплением и освещением.
С 2005 по 2008 годы она получала ежемесячную денежную выплату на основании статьи 14 Закона ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории ФИО2 края" (далее - Закон ФИО2 края N 206-КЗ), как лицо, проживающее в жилом помещении с центральным отоплением. В последующем, для отопления жилого дома, в котором она проживает, ФИО1 <адрес> ФИО2 края был установлен электрический водяной котел. В связи с этим, в выплате ежемесячной денежной выплаты по указанному Закону ей было отказано, поскольку этим Законом предусмотрены только выплаты лицам, проживающим в жилых домах с центральным или без центрального отопления.
Заявитель полагала, что статья 14 Закона ФИО2 края N 206-КЗ противоречит требованиям части 2 статьи 153 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ), поскольку, устанавливая денежные выплаты медицинским работникам, проживающим в домах без центрального отопления в размере 535 рублей и в жилых помещениях с центральным отоплением в размере 1535 рублей, законодатель субъекта уменьшил объем льгот указанной категории граждан по сравнению с действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ.
Заявитель ФИО6 просила суд обязать ФИО1 края привести редакцию статьи 14 Закона ФИО2 края N 206-КЗ в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, регулирующего предоставление льгот медицинским работникам в жилищно-коммунальной сфере.
В судебном заседании ФИО1 ФИО6 изменили заявленные требования, просили суд признать недействующим пункт 1 части 3 статьи 14 Закона ФИО2 края N 206-КЗ, устанавливающий меры социальной поддержки лицам, указанным в части 1 статьи 14 Закона, в частности, медицинским работникам, проживающим в жилых помещениях без центрального отопления в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 535 рублей. При этом указали, что установлением ежемесячной денежной выплаты нарушается право ФИО6 на бесплатное жилое помещение с отоплением, как это было установлено законом до 2005 года, что не соответствует требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ. Фактически понесенные расходы на оплату отопления ежемесячная денежная выплата не компенсирует.
ФИО1 края с заявлением не согласился, указав, что в силу части 5 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Законодательным Собранием ФИО2 края в соответствии с компетенцией издан Закон ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ N 206-КЗ, устанавливающий размер ежемесячной денежной выплаты. Объем финансирования на предоставление льгот указанной категории граждан не уменьшен, ежемесячная денежная выплата периодически увеличивается, в связи с чем права заявителя не нарушаются.
ФИО1 Законодательного Собрания ФИО2 края с заявлением ФИО6 не согласился, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в соответствии с компетенцией законодательного органа субъекта Российской Федерации и не нарушает прав заявителя.
Выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, полагавшего, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления ФИО6
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Принятые по таким предметам ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан внесены изменения, часть вторая данной статьи утратила силу. Одновременно статья дополнена частью 5, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (пункт 2 статьи 72).
Законом ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ N 206-КЗ установлены меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям граждан, в том числе медицинским работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и поселках городского типа на территории ФИО2 края, занятым на должностях в учреждениях, финансируемых за счет средств краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований ФИО2 края (часть 1 статьи 14).
Частью 3 статьи 14 указанного Закона определены меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги названным лицам в виде ежемесячной денежной выплаты, в зависимости от вида жилого помещения (без центрального отопления либо с центральным отоплением) в жилом фонде независимо от формы собственности. Для лиц, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления, такая выплата производится в сумме 535 рублей.
Таким образом, оспариваемый заявителем в части Закон ФИО2 края N 206-КЗ принят в соответствии с полномочиями, предоставленными субъекту Российской Федерации действующим законодательством.
Согласно части 2 статьи 153 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; при изменении после ДД.ММ.ГГГГ порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Судом установлено, что ФИО6 до 2005 года в соответствии с федеральным законодательством имела право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением. В настоящее время заявитель проживает в жилом доме, отапливаемом с помощью электрического котла, то есть в жилом помещении без центрального отопления, и, следовательно, имеет право на предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 535 рублей.
Суд считает необоснованным довод заявителя о противоречии оспариваемой нормы краевого Закона вышеуказанным положениям Федерального закона.
Как следует из сообщений департамента труда и социального развития ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ N 26/455, департамента финансов ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ N и ДД.ММ.ГГГГ N 28/05-10-14, в соответствии с консолидированным отчетом ФИО2 края о выполнении плана по сети, штатам и контингентам в бюджетных учреждениях за 2004 год расходы консолидированного бюджета по оплате квартир и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, в целом составили 189019,00 тыс. рублей (работникам краевых и муниципальных медицинских учреждений - 52723,00 тыс. рублей). На меры социальной поддержки названным специалистам расходы краевого бюджета в 2005 году составили 216099,69 тыс. рублей.
В период действия Закона ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ N 206-КЗ размер ежемесячной денежной выплаты указанной категории граждан увеличивался с 340 до 535 рублей.
Таким образом, действующее законодательство не препятствует субъектам Российской Федерации самостоятельно определять меры социальной поддержки медицинским работникам, учреждений здравоохранения, находящихся в ведении субъектов, и не устанавливает требований к объему таких мер. Совокупный объем финансирования названных выплат не уменьшился, поэтому оснований к выводу о том, что указанная категория лиц лишена права на льготы, существовавшие до ДД.ММ.ГГГГ, либо ухудшены условия их предоставления, не имеется.
Фактически требования ФИО6 основаны на том, что предоставленные субъектом меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги не покрывают в полном объеме произведенных ею затрат на отопление жилого помещения, то есть оспаривается размер единовременной денежной выплаты на эти цели. Однако к компетенции суда не относится установление размера названной выплаты либо возложение на орган законодательной власти субъекта РФ обязанности изменить размер социальной выплаты. Недостаточность размера ежемесячной денежной выплаты для заявителя не свидетельствует о том, что условия предоставления мер социальной поддержки ухудшены по сравнению с законодательством, действовавшим до 2005 года.
Оспариваемая норма <адрес> не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, поэтому в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
ФИО6 в удовлетворении заявления об оспаривании Закона ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ N 206-КЗ "О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории ФИО2 края", в части - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий |
В.А. Мертикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 22 января 2014 г. по делу N 3-1/2014
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Приморского краевого суда в Internet (http://kraevoy.prm.sudrf.ru)