Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В,
судей Глушенко Н.О, Степановой Т.Г.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков администрации муниципального образования "Суоярвский район", Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия на решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 28 ноября 2017 г. по иску прокурора Суоярвского района в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Водоканал", администрации муниципального образования "Суоярвский район", Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Глушенко Н.О, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Суоярвского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, мотивируя требования тем, что в ходе проверки соблюдения организациями санитарно-эпидемиологического законодательства, регулирующего требования по обустройству и содержанию мест временного накопления отходов от многоквартирных домов, прокуратурой было установлено, что в пос. Леппясюрья Суоярвского района для сбора твердых бытовых отходов установлено 8 металлических стандартных контейнеров объемом 0,75 куб.м, а также 4 металлических бочки по адресным ориентирам: через дорогу на расстоянии не более 50 м от дома N на ул. (... ), у домов N N, N по ул. (... ). Вместе с тем в нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства площадки, на которых расположены контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, не оборудованы твердым покрытием, ограничены зелеными насаждениями и другими материалами по периметру; прилегающая территория замусорена на расстоянии 1,5 м от каждой стороны контейнера, у 5 контейнеров отсутствуют плотно закрывающиеся крышки. Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ООО "Водоканал") оказывает услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории пос. Леппясюрья Суоярвского района; общество с ограниченной ответственностью "Орион" (далее - ООО "Орион") осуществляет вывоз твердых бытовых отходов. Помимо этого, на органы местного самоуправления муниципального района возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального района, а на органы власти субъекта - организовать такую деятельность. В связи с чем прокурор просил обязать ответчика ООО "Водоканал" в срок до 01.01.2018 произвести очистку от мусора территорий, прилегающих к местам временного накопления отходов от многоквартирных домов в пос. Леппясюрья Суоярвского района по вышеприведенным адресным ориентирам, оборудовав сборники для твердого мусора по указанным ориентирам плотно закрывающимися крышками; ответчиков администрацию муниципального образование "Суоярвский район" и Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия обязать в срок до 01.01.2018 произвести асфальтирование или бетонирование площадок для сбора мусора в пос. Леппясюрья Суоярвского района по указанным ранее адресным ориентирам, осуществить ограждение указанных площадок из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадок кустарниковых насаждений, признать бездействие данных ответчиков незаконным.
Определением судьи Суоярвского районного суда Республики Карелия от 13.11.2017, в рамках подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Орион", администрация Лоймольского сельского поселения.
Решением суда иск удовлетворен.
Ответчик администрация муниципального образования "Суоярвский район" в апелляционной жалобе выражает несогласие с решением суда в части обязания администрации произвести определенные действия. Указывает, что между администрацией и ООО "Водоканал" 15.06.2015 заключен договор управления многоквартирными домами, предметом которого является оказание управляющей организацией услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных услуг, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности. Ссылаясь на положения жилищного законодательства, указывает, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов, оборудование, ремонт и восстановление площадок для контейнеров мусоросборников, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. В связи с чем именно на управляющей компании лежит обязанность оборудовать контейнерную площадку, произвести (организовать) асфальтирование или бетонирование площадок для сбора мусора.
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия в апелляционной жалобе просит отменить постановленный судебный акт в части возложения на министерство обязанности произвести (организовать) асфальтирование или бетонирование площадок для сбора мусора. В обоснование требуемого указывает, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов обеспечиваются региональными операторами в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156. Согласно п.4 указанных Правил обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. В настоящее время министерство, как уполномоченный в области обращения с твердыми коммунальными отходами, проводит конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Карелия. После подведения итогов конкурсного отбора регионального оператора полномочие по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению будет считаться реализованным. Вместе с тем Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установка и оборудование контейнерных площадок не отнесены к полномочиям по организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов. Таким образом, возложение обязанности по оборудованию конкретного места сбора твердых коммунальных отходов на орган исполнительной власти противоречит действующему законодательству. Кроме этого, согласно действующему законодательству, управляющая организация, осуществляя управление многоквартирными домами, ответственна за надлежащее содержание прилегающей к домам территории независимо от определения границ земельного участка дома и постановки земельного участка на кадастровый учет. Сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирных домов, содержание контейнерной площадки и прилегающей территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. Следовательно, оборудование контейнерных площадок для установления мусоросборников с установкой необходимого количества контейнеров и поддержании ее в надлежащем санитарно-техническом состоянии является обязанностью собственников помещений многоквартирного дома и управляющей организации ООО "Водоканал", которой переданы функции по управлению многоквартирным домом.
Прокурор Суоярвского района в письменных возражениях на апелляционные жалобы ответчиков администрации муниципального образования "Суоярвский район" и Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия выражает согласие с постановленным судебным актом, указывая на его законность.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия Черепова И.С. доводы жалобы и дополнения к ней поддержала.
Представитель ответчики администрации муниципального образование "Суоярвский район" в судебное заседание не явился, извещен о дне слушания дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Прокурор Иовлев Д.С. возражал по доводам жалоб, просил решение суда оставить без изменения.
Представитель ООО "Водоканал" Гермоева А.Н. также возражала против доводов жалоб.
Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в г.Костомукша, Муезерской, Калевальском и Суоярвском районах Мударисов В.З. доводы жалобы поддержал, полагая надлежащим ответчиком по всем заявленным требованиям ООО "Водоканал".
Проверив дело, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьями 41 и 42 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 22, 23, 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п.3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 Ж 4690-88, содержат основные положения, направленные на обеспечение санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий. Согласно п.2.1.13 указанных Правил, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъедами для транспорта. Пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" предусмотрено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Как следует из материалов дела, по обращениям Мироновых В.А. и М.А, проживающих в пос. Леппясюрья по ул.Строительная, по вопросу несоответствия оборудования контейнерных площадок требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, прокуратурой Суоярвского района была проведена проверка соблюдения требований законодательства, регулирующего обустройство и содержание мест временного накопления отходов от многоквартирных домов в пос.Леппясюрья. В ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения организациями жилищно-коммунального хозяйства требований санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства в сфере организации и оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории пос. Леппясюрья Суоярвского района установлено, что ООО "Водоканал", будучи гарантирующей организацией в сфере оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории пос.Леппясюрья, в нарушение действующих норм и правил не обеспечивает надлежащим образом работу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в пос. Леппясюрья. А именно: для сбора твердых бытовых отходов установлено 8 металлических стандартных контейнеров объемом 0,75 куб. м, а также 4 металлические бочки по адресным ориентирам: через дорогу на расстоянии не более 50 м от N по ул. (... ), у домов N, N, N по (... ). В нарушение требований санитарно - эпидемиологического законодательства площадки, на которых расположены контейнеры для сбора твердых бытовых отходов не оборудованы твердым покрытием, не ограничены зелеными насаждениями и другими материалами по периметру, прилегающая территория замусорена на расстоянии 1,5 м от каждой стороны контейнера, у пяти контейнеров отсутствуют плотно закрывающиеся крышки.
По договору от ХХ.ХХ.ХХ, заключенному администрацией Лоймольского сельского поселения, ООО "Водоканал" является управляющей организацией в отношении вышеуказанных жилых домов. ХХ.ХХ.ХХ между ООО " Водоканал" и специализированной организацией "ООО "Орион" заключен договор от ХХ.ХХ.ХХ на вывоз твердых бытовых отходов, предметом которого является плановый вывоз твердых бытовых отходов от домов.
Установив, что управляющая организация ненадлежащим образом выполняет обязанности по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, суд удовлетворил требования в отношении ООО "Водоканал" о выполнении работ по очистке от мусора территорий, прилегающих к местам временного накопления отходов от указанных многоквартирных домов в пос. Леппясюрья Суоярвского района, и оборудованию сборников для твердого мусора плотно закрывающимися крышками.
В указанной части решение суда лицами, участвующими в деле не обжаловано и в силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Жилищного кодекса РФ, Федеральных законов "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действующей на момент рассмотрения спора), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, Законом РК "О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления", требований указанных СанПиНов, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований об организации мест для сбора мусора в пос. Леппясюрья Суоярвского района по указанным адресным ориентирам путем асфальтирования или бетонирования площадок для сбора мусора, с ограждением указанных площадок из стандартных железобетонных изделий или других материалов, и с посадкой вокруг площадок кустарниковых насаждений, поскольку в силу действующего на момент рассмотрения спора санитарно-эпидемиологического законодательства на органы местного самоуправления муниципального района возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального района, а на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложена обязанность организовать такую деятельность, что в данном случае ответчиками выполнено не было.
При этом судом правильно было учтено, что земельные участки, на которых расположены контейнеры, не сформированы, на кадастровом учете не состоят; а площадки для сбора мусора в состав общего имущества многоквартирных домов не входят и не подлежат установке за счет собственников многоквартирных домов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, полагая, что возложенные на ответчиков судебным решением обязанности являются составной частью организации сбора и вывоза бытовых отходов.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционных жалобах, а также позиция третьего лица Управления Роспотребнадзора, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 28 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков администрации муниципального образования "Суоярвский район", Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.